Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 1 классе

Урок русского языка в 1 классе



Урок русского языка



Тема: «Мы слова похожие, как родственники схожие»

Цель: создать условия для изучения и первичного усвоения и закрепление новых знаний.

Задачи:

- обучающие создать условия для овладения диалогической формой речи, умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; научить определять группу родственных слов;

-развивающие развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;

-воспитательные воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, игровая, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, документ-камера.

Учебник:

С.В. Иванов «Русский язык» 1 класс УМК: «Начальная школа 21 века»


hello_html_m1e955feb.gif



Ход урока



  1. Мотивационный этап.

  1. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лидия Николаевна. Я приехала к вам из Подмосковья, а точнее из Гжели.

Вы волнуетесь?

- Что нам необходимо для успешной работы на уроке?

(Внимание, старание, знания, взаимопомощь)

- В конце урока вам надо будет выполнить самостоятельную работу, поэтому все эти качества необходимы.



  1. hello_html_m71950f50.gifПрочитайте на доске предложение.

Ум да разум надоумят сразу.

- Что это?

(Пословица)

- Как вы ее понимаете?

(Человек умный, грамотный справится с любым заданием, ответит на любой вопрос)

- Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.





hello_html_m2eab5e26.gif



  1. Целеполагание и планирование.

  1. Формулирование темы урока.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.


Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.





-

Слайды 1,2,3,4,5

О каком времени года говорит А.С.Пушкин в своем стихотворении?

(О весне)



-Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший …
(Брат)



- Точки рыжие весной
На носу девчушки.
Называются они
Правильно
веснушки.



- Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (Мама)



- Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (Папа)

На экране друг за другом появляются слова: весна, брат, веснушки, мама, папа, веснушчатый, веснянка)

hello_html_5adabd11.gif



- Молодцы, ребята. Вы отгадали все загадки.

- Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столе эти же слова.

Разделите их на две группы.

П

Слайд 6

рохожу по классу и смотрю, как работают дети.

- Как бы вы назвали слова этой группы? (Семья, родственники)

- Слова весна, веснушки, веснушчатый, веснянка – тоже родственники. В русском языке их называют родственными словами.

-

Записываю на доске: Родственные слова (под числом).

Ребята, вы догадались, как будет звучать тема нашего урока? (Родственные слова)

- На какой вопрос вы должны будете ответить?

(Какие слова называются родственными?)

Открываю на доске запись.

  1. Планирование деятельности.

- Чему мы будем учиться на уроке?

  • Узнаем, какие слова называются родственными.

  • Выбирать родственные слова.

  • У

    Слайд 7

    пражняться в подборе родственных слов.

- Молодцы, вы правильно сказали. А я еще вот что добавила.

  • Делить слова на группы.

  • Конструировать слова.

  • Находить общую часть родственных слов.

hello_html_m61932cd3.gif





  1. Открытие нового знания.

  1.  - Посмотрите снова на слова, которые поставили во вторую группу.

весна

веснушки

веснушчатый

в

Слайд 8

с подчеркнутым корнем

еснянка

- Как они называются? (Родственными)

- Чем они похожи?

- Почему их записали в отдельную группу?

(hello_html_872109f.gifВо всех словах есть одинаковая часть весн-)







hello_html_2543aa85.gif



















Запись на правой створке доски

hello_html_78bc49e5.gif2) Проблемная ситуация.

- Прочитайте на доске слова.

водяной

водичка

водитель

подводный

- Я утверждаю, что эти слова родственные.

Молчу, выдерживаю паузу.

(Учащиеся высказывают свое мнение)

Слова «водяной», «водичка», подводный» имеют отношение к слову «вода», а слово «водитель» имеет другое значение.



- Верно, ребята. Для того, чтобы слова назывались родственными, необходимо два условия.

Открываю по очереди два листа на доске. Появляются записи: «близки по смыслу» и «имеют общую часть (корень)».



  1. Лексическая работа.

- Что же такое корень?

( Общая часть родственных слов)



- Какое еще значение имеет слово корень?



Подземная часть растений – корень.

Часть зуба – корень.

В математике есть знак действия – корень.

Общая часть родственных слов – корень.



- Корень слова принято обозначать дугой.

На доске выделяю корень в словах «водяной» и т.д.





  1. Работа с пословицей (девиз урока).

- Вернемся к девизу нашего урока: Ум да разум надоумят сразу.

- Посмотрите очень внимательно на слова. Что заметили?

(Там есть родственные слова с корнем «ум»)

- Запишите предложение и выделите корень.



  1. Пhello_html_3cf5a3e3.gifервичное закрепление



  1. Упражнение в делении слов на группы родственных слов.

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик».



- Мне нужны четыре помощника:

- У каждого из вас на столе лежит желтая карточка с записанным на ней словом. Возьмите ее и прочитайте слово, которое записано.

- Мы сейчас с вами окажемся в зимнем лесу, где стоят 4 домика. Вы должны определить, в каком домике живет слово, которое написано на вашей карточке. Потом подойти к нему, а мои помощники проверят.



садик светло лиса цветочек

садовник светить лисий цветок

садовый светлячок лисонька цветок

садовод светильник лисичка цветник

садовник посветить листик зацвёл

листок цветочница

лисища цветочный цветущий

Проверяю

-hello_html_m4097aab3.gif Запишем слова, которым не нашлось домика, подберем для них родственные и выделим корень. (Лист, листик, листок, листопад)

На правой створке с обратной стороны.



  1. Конструирование слов.

- Вы любите играть в конструктор?

- Что вы конструируете?

- Я вам предлагаю конструировать родственные слова.

Открываю правую створку доски.

С помощью магнитов прикреплены два корня «мороз», «холод» и различные части слов.

Дети выходят по очереди и составляют слова.





  1. Сhello_html_m30d80b95.gifамостоятельная работа с самопроверкой по образцу.





  1. Выполнение работы.

- Ребята, много заданий мы делали сообща. А сейчас вам сейчас предстоит поработать самостоятельно.

- У вас лежат карточки с двумя заданиями.

Читаю задания.

- Что будете выделять? (Корень)

На выполнение задания 4 минуты.

1 вариант

  1. Найди и зачеркни лишнее слово. У оставшихся слов выдели их корень.

горе, горевать, гора, горюшко, загоревал

  1. Найди в тексте родственные слова, выдели корень.

В нашем саду появился ёжик. Алёша взял его домой. Вечером мальчик увидел ежиху. Она пришла за ежом. Алёша вернул ежонка в сад.

























2 вариант

  1. Найди и зачеркни лишнее слово. У оставшихся слов выдели их корень.

больница, боль, заболел, большой, больной

  1. Найди в тексте родственные слова, выдели корень.

Мы с папой ходили на рыбалку. Он поймал большую рыбу. А я маленькую рыбёшку. Мы её отпустили в реку. Дома мама сварила рыбный суп.















hello_html_12832c05.gif

  1. Самопроверка по образцу.

- Ребята, посмотрите на экран и проверьте свою работу.

- Кто выполнил оба задания верно?

-hello_html_3c2fa53f.gif Кто выполнил правильно только первое задание?

Резервный материал (для тех, кто выполнил задание раньше)

Даю карточку тому, кто закончил раньше времени.

Задание: придумать как можно больше родственных слов.

Дождь,

  1. Рефлексия.

Подведем итог урока.

- С какими словами знакомились? (Родственными)

- На какой вопрос мы должны ответить? (Какие слова называются родственными?)

- Какие слова называются родственными? (Которые близки по смыслу и имеют общую часть)



- Что вам удалось на уроке, какие были трудности?

Дают ответы, используя начало предложений из листа рефлексии.

- Вы многое сделали, многое вам удалось. Почему? Потому что, ум да разум надоумят сразу. Вы молодцы. Спасибо за работу.



Урок русского языка в 1 классе
  • Начальные классы
Описание:

Урок соответствует ФГОС и УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока "Родственные слова". Этот урок построен на материале, связанном с весной. Это первый урок в данной теме, где вводятся понятия "родственные слова", "корень". В других УМК   родственные слова изучаются во 2 классе,   проект урока может быть тоже использован для школьников этого возрвста. Кроме проекто урока здесь же сможете найти весь дополнительный и раздаточный материал использованный на уроке. На моем сайте Вы также сможете найти этот же урок, построенный на материале, связанном с зимой. Презентацию к урокам можете найти на моем сайте.

Автор Есман Лидия Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 621
Номер материала 26686
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓