Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 10 классе по теме "Способы словообразования"

Урок русского языка в 10 классе по теме "Способы словообразования"

Урок по теме «Способы словообразования» в 10 классе Учитель Заварихина С.А. М...
Орфографическая разминка Вставьте в слова пропущенные буквы: Пр..добрый, ра.....
Вспомним! Что такое морфема? Почему приставка, корень, суффикс и окончание на...
Упражнения: В какой группе все слова являются однокоренными? 	1) гора, горный...
4. В каком слове нет приставки за-? 	1) забег 	2) завистник 	3) завиток 	4)...
Способы словообразования выходить ходить походный поход походка ходить вход в...
Запомните: Все причастия и деепричастия образуются от глаголов с помощью суфф...
Если имя существительное обозначает признак предмета, оно образовано от прил...
Укажите способ образования следующих слов: Надпись, служение, бесчувственно, ...
Выпишите из предложения слово, образованное приставочным способом: Какое же з...
С помощью словообразовательного анализа покажите различия в морфемном составе...
Подведем итоги урока: С помощью каких морфем образуются новые слова? Назовите...
Ответы: 1-2, 	2-3, 		3-3, 		4-2,	 5-2,	 6-3,	 	7-1,	 	 8-2, 	 9-2, 	10-1.
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок по теме «Способы словообразования» в 10 классе Учитель Заварихина С.А. МОУ
Описание слайда:

Урок по теме «Способы словообразования» в 10 классе Учитель Заварихина С.А. МОУ «Сонковская СОШ»

№ слайда 2 Орфографическая разминка Вставьте в слова пропущенные буквы: Пр..добрый, ра..каи
Описание слайда:

Орфографическая разминка Вставьте в слова пропущенные буквы: Пр..добрый, ра..каиваться, ..делать; разг..реться, расст..лать, прик..сновение, панц..рь; мальч..нка, зайч..нок, реч..нька; торжестве..ый, пчели..ый; огурц.., плащ..м, полотенц..м. Докажите, что правильное написание опирается на умение выделять морфемы в слове.

№ слайда 3 Вспомним! Что такое морфема? Почему приставка, корень, суффикс и окончание назыв
Описание слайда:

Вспомним! Что такое морфема? Почему приставка, корень, суффикс и окончание называются значимыми частями слова? В чем отличие корня от других морфем? Какие части слова выражают грамматическое значение? В чем отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами? Приведите примеры. Какие части речи не имеют окончания? Приведите примеры слов с нулевым окончанием. В чем отличие слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?

№ слайда 4 Упражнения: В какой группе все слова являются однокоренными? 	1) гора, горный, г
Описание слайда:

Упражнения: В какой группе все слова являются однокоренными? 1) гора, горный, гореть 2) мучной, мучнистый, замучить 3) водный, водить, подводник 4) скосить, косьба, скашивать Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) прочитавший 2) прибежали 3) безветренный 4) гористый В каком ряду все слова не имеют окончания? 1) досуха, стряпуха, старуха 2) олово, заново, одинаково 3) читая, листая, чистая 4) вглубь, встарь, вновь

№ слайда 5 4. В каком слове нет приставки за-? 	1) забег 	2) завистник 	3) завиток 	4) за
Описание слайда:

4. В каком слове нет приставки за-? 1) забег 2) завистник 3) завиток 4) задворки Распределите слова на две группы: Слова с нулевым окончанием Слова, не имеющие окончания. Настежь, дом, помощь, девять, лишь, вплавь, горяч, силач, сам, нельзя, думая. 6. Определите: словообразовательными или словоизменительными (формообразующими) являются выделенные морфемы. рас-судить, величественн-ее, рисова-л-и, издавн-а, груз-чик, скаж-и.

№ слайда 6 Способы словообразования выходить ходить походный поход походка ходить вход вход
Описание слайда:

Способы словообразования выходить ходить походный поход походка ходить вход входить пешеход пеший, ходить (новая) проходная проходная (комната)

№ слайда 7 Запомните: Все причастия и деепричастия образуются от глаголов с помощью суффикс
Описание слайда:

Запомните: Все причастия и деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов: задумать задумавший, задуманный, задумав. Наречия на О, Е, И, отвечающие на вопрос «как?», образуются от прилагательных и причастий с помощью суффиксов О, Е, И: беспомощный беспомощно Если имя существительное обозначает действие или состояние, оно образовано от глагола, причем чаще всего суффиксальным или бессуффиксным способом: ходьба ходить, приход приходить.

№ слайда 8 Если имя существительное обозначает признак предмета, оно образовано от прилага
Описание слайда:

Если имя существительное обозначает признак предмета, оно образовано от прилагательного или причастия суффиксальным или бессуффиксным способом: смелость смелый, глушь глухой. Если существительное имеет окончание прилагательных (-ый, -ая, -ие и т.д.), оно чаще всего образуется путем перехода одной части речи в другую: вкусное мороженое, съешь первое. Если для словообразовательного анализа дана не начальная форма глагола , следует сначала образовать форму инфинитива и искать исходное слово для этой формы: напомню; напомнить помнить (приставоч.) 7. При образовании нового слова возможно чередование звуков: дорога бездорожье – г//ж

№ слайда 9 Укажите способ образования следующих слов: Надпись, служение, бесчувственно, под
Описание слайда:

Укажите способ образования следующих слов: Надпись, служение, бесчувственно, подлокотник, крик, по-птичьи, сорочий, сыграть, хромой (сущ.), подворье, краевед, рыболовный, кто-то, познание. Выпишите из предложения два слова, образованные суффиксальным способом: Русский язык, по словам А.С.Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны.

№ слайда 10 Выпишите из предложения слово, образованное приставочным способом: Какое же зерк
Описание слайда:

Выпишите из предложения слово, образованное приставочным способом: Какое же зеркало жизни наш язык! Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Выпишите из предложения слово, образованное бессуффиксным способом: В 1844 году за выдающиеся заслуги в живописи художнику Айвазовскому было присуждено звание академика. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: Чтобы лучше ориентироваться среди огромного количества звезд, вся небесная сфера исторически поделена на отдельные участки – созвездия.

№ слайда 11 С помощью словообразовательного анализа покажите различия в морфемном составе сл
Описание слайда:

С помощью словообразовательного анализа покажите различия в морфемном составе слов: разодеть, разобрать вязальный, музыкальный желудочный, карточный В каком слове нет суффикса -к-? (устно) лакомка 1. поездка пипетка 2. записка прописка 3. кромка подружка 4. складка

№ слайда 12 Подведем итоги урока: С помощью каких морфем образуются новые слова? Назовите сп
Описание слайда:

Подведем итоги урока: С помощью каких морфем образуются новые слова? Назовите способы образования слов в русском языке. Всегда ли наличие приставки в слове указывает на приставочный способ образования этого слова? Приведите примеры. Почему в некоторых случаях при морфемном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему невозможно выделить в орфографической записи слова? Чем отличается морфемный анализ слова от словообразовательного?

№ слайда 13 Ответы: 1-2, 	2-3, 		3-3, 		4-2,	 5-2,	 6-3,	 	7-1,	 	 8-2, 	 9-2, 	10-1.
Описание слайда:

Ответы: 1-2, 2-3, 3-3, 4-2, 5-2, 6-3, 7-1, 8-2, 9-2, 10-1.

Урок русского языка в 10 классе по теме "Способы словообразования"
  • Русский язык и литература
Описание:

         Цели урока - обобщение теоретических сведений и закрепление  практических навыков по теме «Способы словообразования». В 10 классе предстоит не только вспомнить изученные ранее способы словообразования, но и рассмотреть наиболее трудные случаи словообразования, закономерности словообразования в русском языке. Данный урок полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 

         Урок сопровождается презентацией "Способы словообразования". На уроке применяются различные формы и методы работы. 

          

Автор Заварихина Светлана Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 805
Номер материала 42811
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓