Урок русского
языка в 10 классе на тему:
«Употребление числительных в речи»
(на материале олимпийского движения).
Цели:
- закрепить и систематизировать
полученные знания и отработать умения обучающихся по теме: «Правописание и
употребление числительных»;
- отработать умения правильно
склонять числительные в речи, навыки правописания имен числительных;
- совершенствовать
речевую грамотность обучающихся.
Форма
урока:
нестандартная
Тип: урок-игра
Оборудование:
мультимедийный
проектор, компьютер, магнитофон, справочный материал, раздаточный материал.
Эпиграф:
Как обойтись без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле
нужен,
Поэтому с числительным
будь дружен!
Ход урока:
Учитель:
- Здравствуйте те, кто спешил на
урок!
-Здравствуйте те, у кого хорошее
настроение!
-Здравствуйте те, кто впервые в
этом кабинете!
-Здравствуйте те, кто сегодня
будет хорошо, активно работать на уроке!
-Здравствуйте! Сегодня 19 февраля
2014 года. Третий день недели. Через 4 дня на главном стадионе в Сочи пройдет
церемония закрытия XXII Зимних
Олимпийских игр. Следующие зимние Олимпийские игры состоятся в Южной Корее в
2018 году через 1460 дней. Но это в будущем, а сегодня тема урока:
«Употребление числительных в речи».
-Давайте определим цель нашего
урока.
Звучит «Гимн XXII Зимних
Олимпийских игр».
- Как вы думаете, почему я сделала
такое вступление к уроку?
(Самая злободневная сейчас тема –
Олимпийские игры – невозможна без числительных: 2014-й год; XXII Зимние
Олимпийские игры и т.д.).
- Я уверена, что вы многое знаете об
истории олимпийского движения, участниках и победителях олимпийских игр;
смотрите трансляции со спортивных стадионов в Сочи по телевизору. Выражу общее
мнение: каждый мечтает побывать на Олимпиаде. В силу определенных причин, стать
участниками олимпийских игр мы с вами не можем. Но право болеть за российских
спортсменов у нас никто не отнимал.
Мы все будем очень рады, если в
будущем кто-то из вас будет представлять Россию на Олимпийских играх.
У нас в запасе есть еще 4 дня, в
течение которых мы будем продолжать активно болеть за наших спортсменов.
Финалом станет просмотр церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. Предлагаю
вам совершить виртуальное путешествие в историю Олимпийских игр и стать
участником церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи.
- Предлагаю каждому заполнить «Личную
карту болельщика» и пройти тест-контроль (приложение 1).
- Тест-контроль пройден успешно.
Желаю вам удачного путешествия.
-Давайте проведем игру
«Спортлото» и распределимся на группы.
(Участники с четными номерами
занимают места в первой группе, с нечетными – во второй).
-Займите свои места, уважаемые
пассажиры! Во время нашего путешествия поезд будет останавливаться на различных
станциях.
- Станция «Олимпийские игры
современности».
Заполните пропуски в предложениях, опираясь на
справочный материал (приложение 2).
1.Первые
современные Олимпийские игры состоялись в ____ году в Афинах.
2.В ____ г. был
возрожден ритуал зажжения Олимпийского огня: факел зажгли направленным пучком
солнечных лучей.
3.В ____ г. Пьер
де Кубертен придумал Олимпийскую эмблему – пять колец, сцепленных между собой.
4.В ____ г.
впервые прозвучала Олимпийская клятва.
5.В ____
г. были учреждены Зимние Олимпийские игры.
6.В ____ г. были
проведены впервые Паралимпийские игры.
-Числительные какого разряда
встречались в вашем тексте? Определите их роль?
-Станция «Спортсмены-легенды».
В истории Олимпийских игр спортсмены разных стран
оставили яркий след. Вы видите предложения с пропусками. Вставьте пропущенные
числительные и запишите их словами.
1.Лариса
Латынина – легендарная советская гимнастка, обладательница ____________________
олимпийских медалей разного достоинства. (18)
2.Рекорд
Ларисы Латыниной по количеству медалей смог побить только в 2012 г.
знаменитый американский пловец Майкл Фелпс. В его копилке
______________________ медали, из которых ___________________– «золото». (22;
18)
3.Николай
Андрианов – советский гимнаст, обладатель _______________________ олимпийских
медалей. Он неоднократно устанавливал мировые рекорды, 2 раза его имя заносили
в Книгу рекордов Гиннеса. (15)
4.Героем
Норвегии является лыжник У. Бьорндален, обладатель _________________
олимпийских наград. (7)
5.Особой
любовью в России пользуется фигуристка Ирина Роднина, чемпионка_______
олимпиад. (3)
6.Легендой
женской сборной по лыжным видам спорта является Любовь Егорова. На её счету
________________ медалей. (9)
7.Российской
надеждой является Ирек Зарипов, молодой лыжник, обладатель _____________
золотых наград Паралимпийских игр. (4)
8.Поражает
своими достижениями немецкий легкоатлет Генрих Попов, обладатель
_____________________________ медалей, завоеванных на Паралимпийских играх.
(24)
-Числительные какого разряда
встречались в вашем тексте? Определите их роль.
-Станция
«Отдыхайка!»(Презентация-релаксация «Зимнее чудо»).
-Станция
«Супер-тренинг!»
-Внимание! Только что по
электронной почте я получила два письма. Они адресованы вам, ребята!
Выполните задание (приложение 3).
-
Согласитесь, ребята, рассказывать о выдающихся спортсменах, о людях, которые
поражают не только спортивными достижениями, но и силой духа, трудно без
употребления имён числительных Часто числительные мы записываем цифрами. Но
каждый образованный человек должен знать, как писать и произносить слова этой
части речи, чтобы не нарушать орфоэпические, орфографические и грамматические
нормы языка. Предлагаю вам усовершенствовать свои навыки употребления
числительных в речи.
-
Станция «Это интересно!».
Прочитайте статьи, чётко проговаривая имена числительные. Там, где это
необходимо, выберите один верный вариант из нескольких предложенных.
1. В 2014 (две тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых)
Зимних Олимпийских играх в Сочи участвуют спортсмены из 88 (восемьдесят восьми,
восьмидесяти восьми) стран. Это более 2800 (две тысячи восемьсот, двух тысяч
восемьсот, двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоятся соревнования в 7 (семи)
видах спорта по 15 (пятнадцати, пятнадцать) спортивным дисциплинам: лыжному
спорту, конькобежному спорту, сноубо́рдингу, сла́лому, лыжной акробатике,
биатлону, бобсле́ю, кёрлингу, ске́лето́ну.
2. Всего с 1994 (с тысяча девятьсот девяносто четвёртого, с тысячи девятисот
девяноста четвёртого) года в Зимних и Летних Олимпийских играх стали
чемпионами 262 (двести шестьдесят два, двесте шестьдесят два) россиянина. Среди
чемпионов 137 (сто тридцать семь) мужчин и 125 (сто двадцать пять) женщин. На
12 (двенадцатый) деньXXII (двадцать
вторых) Зимних Олимпийских игр в Сочи за всю историю олимпийских игр в копилке
российской сборной 529(пятьсот двадцать девять) медалей разного достоинства:
182 (сто восемьдесят две) – золотых, 164 (сто шестьдесят четыре) серебряных и
183 (сто восемьдесят три) бронзовых.
-Давайте
представим себя в роли дикторов общественного телевидения и озвучим разобранный
материал.
Видеоролик. Звучит заставка «Новостей» Первого канала.
Ученик
1:
Добрый день, уважаемые телезрители!
Ученик
2.
В эфире «Новости».
Ученик
1.
С Вами ________________________________________.
Ученик
2.
Сегодня 13 (тринадцатый) день Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Ученик
1.
В 2014 (две тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых) Зимних
Олимпийских играх в Сочи участвуют спортсмены из 88 (восемьдесят восьми,
восьмидесяти восьми) стран. Это более 2800 (две тысячи восемьсот, двух тысяч
восемьсот, двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоятся соревнования в 7 (семи)
видах спорта по 15 (пятнадцати, пятнадцать) спортивным дисциплинам: лыжному
спорту, конькобежному спорту, сноубо́рдингу, сла́лому, лыжной акробатике,
биатлону, бобсле́ю, кёрлингу, ске́лето́ну.
Ученик
2.Всего
с 1994 (с тысяча девятьсот девяносто четвёртого, с тысячи девятисот девяноста
четвёртого) года в Зимних и Летних Олимпийских играх стали чемпионами 262
(двести шестьдесят два, двесте шестьдесят два) россиянина. Среди чемпионов 137
(сто тридцать семь) мужчин и 125 (сто двадцать пять) женщин. На 12 (двенадцатый)
деньXXII (двадцать
вторых) Зимних Олимпийских игр в Сочи за всю историю олимпийских игр в копилке
российской сборной 529(пятьсот двадцать девять) медалей разного достоинства:
182 (сто восемьдесят две) – золотых, 164 (сто шестьдесят четыре) серебряных и
183 (сто восемьдесят три) бронзовых.
Ученик
1.
Пожелаем удачи нашим спортсменам на Олимпиаде в Сочи на предстоящих соревнованиях.
Ученик
2.
О новых событиях расскажут «Новости».
Ученик
1.
До новых встреч.
-Спасибо,
ребята, вы прекрасно справились с ролью дикторов.
-
Осталось всего _4_дня до закрытия Олимпийских игр. У сборной России есть еще
время для изменения положения в общекомандном зачете. Давайте поддержим сборную
России! (кричалки).
+
Россия! Вперед! Тебя победа ждет!
+
Россия! Вперед! Россия! Давай!
Победу свою не отдавай!
+
Флаг России – круче, выше!
Гимн – звучи, чтоб был ты слышен!
- Вот мы и добрались до последней
станции «Активный болельщик». Здесь вас ждет
сюрприз. (Звучат «Фанфары»). Каждый участник сегодняшнего виртуального
путешествия получает бесплатный абонемент на просмотр церемонии закрытия XXII Зимних
Олимпийских игр в Сочи.
Рефлексия.
- Позвольте у вас, участников
виртуального путешествия, взять интервью:
- Что нового узнали?
-Что предприняли и чего смогли
достичь?
-Каким было ваше настроение?
-В чем видите пользу от
сегодняшнего урока?
-С чем уходите с урока?
Домашнее задание.
Напишите текст о достижениях своего
класса с использованием числительных.
Приложение 1
Личная карта
болельщика № 1
(фамилия, имя в Р.п.)
__________________________________
(дата заведения)
_____________2014г._
Пол муж.жен.
Возраст ___________
Вес _______________
Рост ______________
Тест-контроль «Склонение
числительных».
Вариант 1:
1.
Укажите пример с ошибкой в форме имени числительного:
1) восьмьюстами
пятьюдесятью пятью дисками
2) (о)
девятисотах шестидесяти семи рублях
3) семистам
тридцати восьми детям
4) четыремстам
восьмидесяти пяти часам
2. В каком сочетании слов имеется ошибка?
1)
семеро котят
2)
нас четверо
3)
пятеро женщин
4)
трое детей
3.Укажите вариант ответа, в котором оба числительных имеют правильную форму:
1)
семьсот тридцать семь, восьмистами пятьюдесятью пятью
2)
семьсот семьдесят шесть, четырьмьюстамивосемьюдесятью двумя
3)
сто девяти, шестьсот семьдесят двум
4)
девятьсот девяносто девять, двести семьдесят два
4. В каком предложении
есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
1) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью
пятью пассажирами.
2) Температура дошла до тридцати девяти градусов.
3) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.
4) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.
5. Укажите
пример без ошибки в форме числительного:
1) (о) девятьсот пятидесяти шести рублям
2)семисот тридцать семь книг
3)четырьмьюстами восьмьюдесятью пятью телефонами
4)шестьюстами
пятьюдесятью четырьмя килограммами
Личная карта
болельщика № 2
(фамилия, имя в Р.п.)
__________________________________
(дата заведения)
_____________2014г._
Пол муж.жен.
Возраст ___________
Вес _______________
Рост ______________
Тест-контроль
«Склонение числительных».
Вариант 2:
1.Укажите
пример с ошибкой в форме числительного:
1)девятьсот
пятьдесят шесть попугаев
2) сто две кошки
3) семьюстами
тридцатью восьми обложками
4) девятьсот
тридцать восемь
2. В каком сочетании слов имеется ошибка?
1) семеро котят
2) трое детей
3) нас четверо
4) пятеро женщин
3.
Укажите вариант ответа, в котором оба числительных имеют правильную форму:
1) сто девяти,
шестьсот семьдесят двум
2)
семьсот тридцать семь, восьмистами пятьюдесятью пятью
3)
семьсот семьдесят шесть, четырьмьюстами восемьюдесятью двумя
4) девятьсот девяносто девять, двести
семьдесят два
4. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным
употреблением числительного?
1) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах
от Земли.
2) Утерян
кошелек с семьюстами тридцатью рублями.
3) Наше село
в полутораста километрах от города.
4) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза.
5. Укажите пример без ошибки в форме числительного:
1)
семисот тридцати восьми наборов
2)
восьмистами сорока девятью монетами
3) двести
пяти книгам
4) триста
сорока девяти
Приложение 2
Энциклопедическая
справка
Первые
современные Олимпийские игры состоялись в 1896 году в Афинах. В
соревнованиях участвовали спортсмены 13 стран. А четыре года спустя атлетов
принял Париж. Так была установлена периодичность, традиционная для древних игр.
Олимпийские игры
имеют клятву, девиз, эмблему, флаг.
Олимпийская
клятва (впервые прозвучала в 1920 г.):
«От имени всех участников соревнований, я обещаю, что мы будем участвовать в
этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в
истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд». В 2000
году в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в
соревнованиях.
Олимпийский
девиз состоит из трех латинских слов «Citius,
Altius,
Fortius»,
что означает «Быстрее, выше, храбрее (сильнее)». Эту фразу впервые
сказал французский священник Анри Мартин Дидон на открытии спортивных
соревнований в своем колледже. Слова понравились Кубертену, и он посчитал, что
именно они отражают цель атлетов всего мира.
Олимпийская
эмблема (разработана Пьером де Кубертеном в 1913
г.) состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец – символов
пяти континентов. На флаге любого государства есть по крайне мере один цвет из
представленных на олимпийских кольцах.
Олимпийский
флаг: изображение олимпийской эмблемы на белом
фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Флаг планировалось впервые
использовать на Играх 1916 года, но они не состоялись из-за войны, поэтому
впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 г. Олимпийский
флаг используется на церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады. На
церемонии закрытия мэр города-хозяина прошедших Игр передает флаг мэру
города-хозяина следующей Олимпиады.
В 1912 году был
возрожден ритуал зажжения Олимпийского огня.
иВ1924
г. были учреждены Зимние Олимпийские игры (Белые Олимпиады),
которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. В 1994 г.
время проведения Зимних Олимпийских игр было сдвинуто на два года относительно
времени проведения летних игр.
Первые Игры для инвалидов (Паралимпийские игры) были проведены в
1948 году в английском городе Сток Мандевилль. Они
стартовали в день начала Олимпиады в Лондоне. С 1960 года Паралимпийские
игры проводятся после окончания Олимпийских игр.
Приложение
3
Здравствуйте, ребята!
Каждый день мы обсуждаем сводку новостей с
Олимпиады в Сочи и радуется успехам спортсменов. Предлагаем и вам принять
участие в обсуждении.
Новости короткой строкой:
Российская двойка
лидирует в соревнованиях по бобслею
Вчера, 16 февраля
Александр Зубков и Алексей Воевода из
России лидируют по результатам первого дня олимпийских состязаний по бобслею
среди двоек, состоявшихся в воскресенье в Центре санного спорта «Санки».
Задание: Какой
частью речи являются слова двойка,первого(дня)
Здравствуйте, ребята!
Каждый день мы обсуждаем сводку новостей с
Олимпиады в Сочи и радуется успехам спортсменов. Предлагаем и вам принять
участие в обсуждении.
Новости короткой строкой:
Алексей ВОЕВОДА
Двукратные чемпионы мира Мэрил Дэвис и
Чарли Уайт установили новый мировой рекорд по количеству баллов за короткий
танец, приблизившись к завоеванию первого олимпийского золота сборной США в
танцах на льду.
Задание: Какой
частью речи являются слова двухкратные (чемпионы),первого(золота)
Литература:
1.Официальный
сайт Олимпийских игр в Сочи /http://www.sochi2014.com.
2.Свободная
энциклопедия «Википедия»/http://ru.wikipedia.org.
http://www.olympic-champions.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.