Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 10 классе на тему:

Урок русского языка в 10 классе на тему:

Урок русского языка в 10 классе на тему:

«Употребление числительных в речи» (на материале олимпийского движения).

Цели:

- закрепить и систематизировать полученные знания и отработать умения обучающихся по теме: «Правописание и употребление числительных»;

- отработать умения правильно склонять числительные в речи, навыки правописания имен числительных;

- совершенствовать речевую грамотность обучающихся.

Форма урока: нестандартная

Тип: урок-игра

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, справочный материал, раздаточный материал.


Эпиграф:

Как обойтись без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен,

Поэтому с числительным будь дружен!

Ход урока:

Учитель:

- Здравствуйте те, кто спешил на урок!

-Здравствуйте те, у кого хорошее настроение!

-Здравствуйте те, кто впервые в этом кабинете!

-Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке!

-Здравствуйте! Сегодня 19 февраля 2014 года. Третий день недели. Через 4 дня на главном стадионе в Сочи пройдет церемония закрытия XXII Зимних Олимпийских игр. Следующие зимние Олимпийские игры состоятся в Южной Корее в 2018 году через 1460 дней. Но это в будущем, а сегодня тема урока: «Употребление числительных в речи».

-Давайте определим цель нашего урока.

Звучит «Гимн XXII Зимних Олимпийских игр».

- Как вы думаете, почему я сделала такое вступление к уроку?

(Самая злободневная сейчас тема – Олимпийские игры – невозможна без числительных: 2014-й год; XXII Зимние Олимпийские игры и т.д.).

- Я уверена, что вы многое знаете об истории олимпийского движения, участниках и победителях олимпийских игр; смотрите трансляции со спортивных стадионов в Сочи по телевизору. Выражу общее мнение: каждый мечтает побывать на Олимпиаде. В силу определенных причин, стать участниками олимпийских игр мы с вами не можем. Но право болеть за российских спортсменов у нас никто не отнимал.

Мы все будем очень рады, если в будущем кто-то из вас будет представлять Россию на Олимпийских играх.

У нас в запасе есть еще 4 дня, в течение которых мы будем продолжать активно болеть за наших спортсменов. Финалом станет просмотр церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в историю Олимпийских игр и стать участником церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи.

- Предлагаю каждому заполнить «Личную карту болельщика» и пройти тест-контроль (приложение 1).

- Тест-контроль пройден успешно. Желаю вам удачного путешествия.

-Давайте проведем игру «Спортлото» и распределимся на группы.

(Участники с четными номерами занимают места в первой группе, с нечетными – во второй).

-Займите свои места, уважаемые пассажиры! Во время нашего путешествия поезд будет останавливаться на различных станциях.

- Станция «Олимпийские игры современности».

Заполните пропуски в предложениях, опираясь на справочный материал (приложение 2).

1.Первые современные Олимпийские игры состоялись в ____ году в Афинах.

2.В ____ г. был возрожден ритуал зажжения Олимпийского огня: факел зажгли направленным пучком солнечных лучей.

3.В ____ г. Пьер де Кубертен придумал Олимпийскую эмблему – пять колец, сцепленных между собой.

4.В ____ г. впервые прозвучала Олимпийская клятва.

5.В ____ г. были учреждены Зимние Олимпийские игры.

6.В ____ г. были проведены впервые Паралимпийские игры.


-Числительные какого разряда встречались в вашем тексте? Определите их роль?

-Станция «Спортсмены-легенды».

В истории Олимпийских игр спортсмены разных стран оставили яркий след. Вы видите предложения с пропусками. Вставьте пропущенные числительные и запишите их словами.


1.Лариса Латынина – легендарная советская гимнастка, обладательница ____________________ олимпийских медалей разного достоинства. (18)


2.Рекорд Ларисы Латыниной по количеству медалей смог побить только в 2012 г. знаменитый американский пловец Майкл Фелпс. В его копилке ______________________ медали, из которых ___________________– «золото». (22; 18)

3.Николай Андрианов – советский гимнаст, обладатель _______________________ олимпийских медалей. Он неоднократно устанавливал мировые рекорды, 2 раза его имя заносили в Книгу рекордов Гиннеса. (15)

4.Героем Норвегии является лыжник У. Бьорндален, обладатель _________________ олимпийских наград. (7)


5.Особой любовью в России пользуется фигуристка Ирина Роднина, чемпионка_______ олимпиад. (3)


6.Легендой женской сборной по лыжным видам спорта является Любовь Егорова. На её счету ________________ медалей. (9)


7.Российской надеждой является Ирек Зарипов, молодой лыжник, обладатель _____________ золотых наград Паралимпийских игр. (4)


8.Поражает своими достижениями немецкий легкоатлет Генрих Попов, обладатель _____________________________ медалей, завоеванных на Паралимпийских играх. (24)



-Числительные какого разряда встречались в вашем тексте? Определите их роль.

-Станция «Отдыхайка!»(Презентация-релаксация «Зимнее чудо»).


-Станция «Супер-тренинг!»

-Внимание! Только что по электронной почте я получила два письма. Они адресованы вам, ребята!

Выполните задание (приложение 3).

- Согласитесь, ребята, рассказывать о выдающихся спортсменах, о людях, которые поражают не только спортивными достижениями, но и силой духа, трудно без употребления имён числительных Часто числительные мы записываем цифрами. Но каждый образованный человек должен знать, как писать и произносить слова этой части речи, чтобы не нарушать орфоэпические, орфографические и грамматические нормы языка. Предлагаю вам усовершенствовать свои навыки употребления числительных в речи.


- Станция «Это интересно!».


Прочитайте статьи, чётко проговаривая имена числительные. Там, где это необходимо, выберите один верный вариант из нескольких предложенных.


1. В 2014 (две тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских играх в Сочи участвуют спортсмены из 88 (восемьдесят восьми, восьмидесяти восьми) стран. Это более 2800 (две тысячи восемьсот, двух тысяч восемьсот, двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоятся соревнования в 7 (семи) видах спорта по 15 (пятнадцати, пятнадцать) спортивным дисциплинам: лыжному спорту, конькобежному спорту, сноубо́рдингу, сла́лому, лыжной акробатике, биатлону, бобсле́ю, кёрлингу, ске́лето́ну.

2. Всего с 1994 (с тысяча девятьсот девяносто четвёртого, с тысячи девятисот девяноста четвёртого) года в Зимних и Летних Олимпийских играх стали чемпионами 262 (двести шестьдесят два, двесте шестьдесят два) россиянина. Среди чемпионов 137 (сто тридцать семь) мужчин и 125 (сто двадцать пять) женщин. На 12 (двенадцатый) деньXXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских игр в Сочи за всю историю олимпийских игр в копилке российской сборной 529(пятьсот двадцать девять) медалей разного достоинства: 182 (сто восемьдесят две) – золотых, 164 (сто шестьдесят четыре) серебряных и 183 (сто восемьдесят три) бронзовых.

-Давайте представим себя в роли дикторов общественного телевидения и озвучим разобранный материал.


Видеоролик. Звучит заставка «Новостей» Первого канала.

Ученик 1: Добрый день, уважаемые телезрители!

Ученик 2. В эфире «Новости».

Ученик 1. С Вами ________________________________________.

Ученик 2. Сегодня 13 (тринадцатый) день Зимних Олимпийских игр в Сочи.

Ученик 1. В 2014 (две тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских играх в Сочи участвуют спортсмены из 88 (восемьдесят восьми, восьмидесяти восьми) стран. Это более 2800 (две тысячи восемьсот, двух тысяч восемьсот, двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоятся соревнования в 7 (семи) видах спорта по 15 (пятнадцати, пятнадцать) спортивным дисциплинам: лыжному спорту, конькобежному спорту, сноубо́рдингу, сла́лому, лыжной акробатике, биатлону, бобсле́ю, кёрлингу, ске́лето́ну.

Ученик 2.Всего с 1994 (с тысяча девятьсот девяносто четвёртого, с тысячи девятисот девяноста четвёртого) года в Зимних и Летних Олимпийских играх стали чемпионами 262 (двести шестьдесят два, двесте шестьдесят два) россиянина. Среди чемпионов 137 (сто тридцать семь) мужчин и 125 (сто двадцать пять) женщин. На 12 (двенадцатый) деньXXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских игр в Сочи за всю историю олимпийских игр в копилке российской сборной 529(пятьсот двадцать девять) медалей разного достоинства: 182 (сто восемьдесят две) – золотых, 164 (сто шестьдесят четыре) серебряных и 183 (сто восемьдесят три) бронзовых.

Ученик 1. Пожелаем удачи нашим спортсменам на Олимпиаде в Сочи на предстоящих соревнованиях.

Ученик 2. О новых событиях расскажут «Новости».

Ученик 1. До новых встреч.


-Спасибо, ребята, вы прекрасно справились с ролью дикторов.


- Осталось всего _4_дня до закрытия Олимпийских игр. У сборной России есть еще время для изменения положения в общекомандном зачете. Давайте поддержим сборную России! (кричалки).


+ Россия! Вперед! Тебя победа ждет!

+ Россия! Вперед! Россия! Давай!

Победу свою не отдавай!

+ Флаг России – круче, выше!

Гимн – звучи, чтоб был ты слышен!


- Вот мы и добрались до последней станции «Активный болельщик». Здесь вас ждет сюрприз. (Звучат «Фанфары»). Каждый участник сегодняшнего виртуального путешествия получает бесплатный абонемент на просмотр церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

Рефлексия.

- Позвольте у вас, участников виртуального путешествия, взять интервью:

- Что нового узнали?

-Что предприняли и чего смогли достичь?

-Каким было ваше настроение?

-В чем видите пользу от сегодняшнего урока?

-С чем уходите с урока?





Домашнее задание.

Напишите текст о достижениях своего класса с использованием числительных.

















































Приложение 1

Личная карта болельщика № 1



(фамилия, имя в Р.п.) __________________________________



(дата заведения) _____________2014г._

Пол муж.жен.

Возраст ___________

Вес _______________

Рост ______________





hello_html_m288f926f.jpghello_html_224be7ce.gif





hello_html_m2a68a229.png









Тест-контроль «Склонение числительных».

Вариант 1:

  1. Укажите пример с ошибкой в форме имени числительного:



  1. восьмьюстами пятьюдесятью пятью дисками

  2. (о) девятисотах шестидесяти семи рублях

  3. семистам тридцати восьми детям

  4. четыремстам восьмидесяти пяти часам



2. В каком сочетании слов имеется ошибка?

1) семеро котят

2) нас четверо

3) пятеро женщин

4) трое детей


3.Укажите вариант ответа, в котором оба числительных имеют правильную форму:

1) семьсот тридцать семь, восьмистами пятьюдесятью пятью

2) семьсот семьдесят шесть, четырьмьюстамивосемьюдесятью двумя

3) сто девяти, шестьсот семьдесят двум

4) девятьсот девяносто девять, двести семьдесят два

4. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

 1) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.

2) Температура дошла до тридцати девяти градусов.

3) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.

4) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.


5. Укажите пример без ошибки в форме числительного: 

1) (о) девятьсот пятидесяти шести рублям

2)семисот тридцать семь книг

3)четырьмьюстами восьмьюдесятью пятью телефонами

4)шестьюстами пятьюдесятью четырьмя килограммами

















Личная карта болельщика № 2



(фамилия, имя в Р.п.) __________________________________



(дата заведения) _____________2014г._

Пол муж.жен.

Возраст ___________

Вес _______________

Рост ______________





hello_html_m288f926f.jpghello_html_224be7ce.gif





hello_html_m2a68a229.png









Тест-контроль «Склонение числительных».

Вариант 2:

1.Укажите пример с ошибкой в форме числительного:

1)девятьсот пятьдесят шесть попугаев

2) сто две кошки

3) семьюстами тридцатью восьми обложками

4) девятьсот тридцать восемь


2. В каком сочетании слов имеется ошибка?

1) семеро котят
2) трое детей

3) нас четверо
4) пятеро женщин

3. Укажите вариант ответа, в котором оба числительных имеют правильную форму:

1) сто девяти, шестьсот семьдесят двум

2) семьсот тридцать семь, восьмистами пятьюдесятью пятью

3) семьсот семьдесят шесть, четырьмьюстами восемьюдесятью двумя

4) девятьсот девяносто девять, двести семьдесят два

4. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

  1) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.

2) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.

3) Наше село в полутораста километрах от города.
4) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза.

5. Укажите пример без ошибки в форме числительного: 


1) семисот тридцати восьми наборов

2) восьмистами сорока девятью монетами

3) двести пяти книгам

4) триста сорока девяти






Приложение 2

Энциклопедическая справка



Первые современные Олимпийские игры состоялись в 1896 году в Афинах. В соревнованиях участвовали спортсмены 13 стран. А четыре года спустя атлетов принял Париж. Так была установлена периодичность, традиционная для древних игр.

Олимпийские игры имеют клятву, девиз, эмблему, флаг.

Олимпийская клятва (впервые прозвучала в 1920 г.): «От имени всех участников соревнований, я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, вhttp://sochi2015.com/wp-content/uploads/2008/07/image_big_17544.jpg истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд». В 2000 году в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в соревнованиях.

Олимпийский девиз состоит из трех латинских слов «Citius, Altius, Fortius», что означает «Быстрее, выше, храбрее (сильнее)». Эту фразу впервые сказал французский священник Анри Мартин Дидон на открытии спортивных соревнований в своем колледже. Слова понравились Кубертену, и он посчитал, что именно они отражают цель атлетов всего мира.

Олимпийская эмблема (разработана Пьером де Кубертеном в 1913 г.) состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец – символов пяти континентов. На флаге любого государства есть по крайне мере один цвет из представленных на олимпийских кольцах.

Олимпийский флаг: изображение олимпийской эмблемы на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Флаг планировалось впервые использовать на Играх 1916 года, но они не состоялись из-за войны, поэтому впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 г. Олимпийский флаг используется на церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады. На церемонии закрытия мэр города-хозяина прошедших Игр передает флаг мэру города-хозяина следующей Олимпиады.

В 1912 году был возрожден ритуал зажжения Олимпийского огня.

иВ1924 г. были учреждены Зимние Олимпийские игры (Белые Олимпиады), которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. В 1994 г. время проведения Зимних Олимпийских игр было сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.


Первые Игры для инвалидов (Паралимпийские игры) были проведены в 1948 году в английском городе Сток Мандевилль. Они стартовали в день начала Олимпиады в Лондоне. С 1960 года Паралимпийские игры проводятся после окончания Олимпийских игр.



Приложение 3

Здравствуйте, ребята!

Каждый день мы обсуждаем сводку новостей с Олимпиады в Сочи и радуется успехам спортсменов. Предлагаем и вам принять участие в обсуждении.

Новости короткой строкой:

Российская двойка лидирует в соревнованиях по бобслею

Вчера, 16 февраля

Александр Зубков и Алексей Воевода из России лидируют по результатам первого дня олимпийских состязаний по бобслею среди двоек, состоявшихся в воскресенье в Центре санного спорта «Санки».


Задание: Какой частью речи являются слова двойка,первого(дня)



C:\Users\днс\Desktop\Презентация к уроку\ч5.jpg







Здравствуйте, ребята!

Каждый день мы обсуждаем сводку новостей с Олимпиады в Сочи и радуется успехам спортсменов. Предлагаем и вам принять участие в обсуждении.

Новости короткой строкой:

Алексей ВОЕВОДА

Двукратные чемпионы мира Мэрил Дэвис и Чарли Уайт установили новый мировой рекорд по количеству баллов за короткий танец, приблизившись к завоеванию первого олимпийского золота сборной США в танцах на льду.


Задание: Какой частью речи являются слова двухкратные (чемпионы),первого(золота)




C:\Users\днс\Desktop\Презентация к уроку\ч5.jpg













Литература:

1.Официальный сайт Олимпийских игр в Сочи /http://www.sochi2014.com.

2.Свободная энциклопедия «Википедия»/http://ru.wikipedia.org.

http://www.olympic-champions.ru/





Урок русского языка в 10 классе на тему:
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема "Имя числительное" сложная и одновременно интересная.

Эпиграф к уроку:

          Как обойтись без числа

          Наука точная могла?

          Расчет во всяком деле нужен,

          Поэтому с числительным будь дружен!

Главная задача учителя при изучении темы - научить школьников правильно склонять и грамотно употреблять числительные в речи.

Тип урока: нестандартный.

Форма урока: урок-игра.

Учащимся предлагается отправиться в виртуальное путешествие в историю Олимпийских игр и стать участником церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи.

Урок построен на материале олимпийского движения.

Автор Чайкина Татьяна Ильинична
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 592
Номер материала 46623
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓