Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 10 классе. Тема. Лексика и фразеология. Анализ и редактирование текста.

Урок русского языка в 10 классе. Тема. Лексика и фразеология. Анализ и редактирование текста.

Урок русского языка в 10 классе. Тема. Лексика и фразеология. Анализ и редактирование текста.

Цель: повторить изученное по лексике и фразеологии. Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок). Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.

Развивать культуру устной и письменной речи. Развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.

Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.



Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, карточки-задания.

Форма проведения урока: практикум.

1. Вступительное слово учителя. слайд № 1,2

Наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты по этому разделу

2. Теоретическая разминка.

1) Запиши определения ( самопроверка) слайд № 3

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

2. Словарный состав языка

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению

4. Основная единица языка

5. Слова, противоположные по лексическому значению

6.Что такое лексические нормы?

2)Выявите лексические ошибки в предложениях слайд № 4

• В правой деснице Игорь держал меч.

• Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками.

• На бал съехались все богатые дворовые, владельцы окрестных усадеб.

• Онегину грозило разорительство.



3. Повторение знаний о словарном составе языка по таблице слайд № 5,65

Для того, чтобы правильно выполнять такого рода задания, вы должны знать лексику русского языка

4. Беседа об онимах языка слайд № 9, 10

• Что такое синонимы?

• Какие группы слов называются антонимами?

• В чем разница между языковыми и контекстуальными синонимами и антонимами?

• Контекстуальные синонимы- это….

• Контекстуальные антонимы –это….

• Что такое паронимы?

5. Работа в группах

1)Подберите синонимы. (карточки)

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29. слайд №11

2) Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Ключ: 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 - 22, 12 - 23. слайд № 12

6. Совместная устная работа.

1) Подбираем паронимы к словам. слайд № 13

• Драматический - …(драматичный).

• Дружеский - …(дружелюбный).

• Существо - …(сущность).

• Единственный - …(единый).

• Злой - …(злостный).

• Искусно - …(искусственно).

• Подпись - …(роспись).

• Заглавный - …(главный).

• Наследие - …(наследство).

• Гнездовье - …(гнездо).

• Безответный - …(безответственный).

• Пустошь - …(пустырь).

2) Работа в парах. Из приведенных паронимов выберите нужное слово. слайд №14

1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение.

2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых

растений

3) (Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.

4) Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней.



7.Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа* (запись на инд. листы) слайд № 15

1) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со

смешением паронимов

1) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

2) Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.

3) Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

4) Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.

5) Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.

6) Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хо¬тел задать вам личностный вопрос».

7) Переселение жителей деревни тоже связано с огромными затратами, а кроме того, с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить родные места.

8) Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.

9) Множество фактов — климатические и температурные усло¬вия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

10) В канцелярии постоянно сновали с деловитым видом чинов¬ники.

11) Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

12) “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, - сказал старик.

13) В политике двойственные стандарты неприменимы...

14) Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

15) Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.



Ответ:

Допущены ошибки в предложениях:

1) (Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями»),

3) (Вместо слова дождливая (дождливая погода, дождливый се¬зон) следовало употребить дождевая «несущая дождь»),

4) (Прилагательное личный многозначное, На базе этого слова сложились устойчивые сочетания: личная жизнь, личное дело, личные интересы, личный вопрос. Слово личностный возникло в 60-70-е годы XX в. в публицистической речи. Оно сочетается с отвлеченными существительными (характеристика, фактор, от¬ношение и т.п.).

6) (Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочета¬емостью: освоить что-либо — «применить, использовать на практике» (освоить профессию, машину, опыт и т.п.); усвоить что-либо — «понять, знать теоретически» (усвоить лекцию, урок, прочитанное, теорию); в данном предложении правильно усвоить).

7) (Вместо существительного факт «истинное, действительное событие, случай» следует употребить слово фактор «причина, дви¬жущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления».)

10) (Правильно: была предоставлена самой себе).

11) Надо писать консервирование овощей

12) В отличие от словосочетаний со словом жизненный, свойственных книжному стилю речи, словосочетания с житейский носят нейтральный или разговорный характер, В этом предложении уместно слово житейское.

13) В значении прилагательного двойной («неискренний, двуличный, лицемерный») с ним сочетается весьма ограниченный круг существительных отвлеченного характера: жизнь, игра, мораль, стандарт, счет, поход. Вместо слова двойственные надо писать двойные

14) Значение слова злостный 1. Предвещающий, содержащий, приносящий зло. 2. Сознательно недобросовестный. 3. Закоренелый в чём-либо дурном. Поэтому в данном предложении уместно именно это слово.



9.Устная работа. Повторение фразеологизмов слайд № 16

10.Закончить предложение фразеологизмами (рисунки) слайд № 17

Он долго не мог дать ответ,….(тянул кота за хвост)

Мальчик смотрел на изображение , как…..( баран на новые ворота)

Товарищ не говорил правды, всех нас… (водил за нос)

Юноша с детства приучен к труду, он не будет… (сидеть на шее)у родителей.

Верят в мои успехи люди, но есть и такие, …(вставляет палки в колеса)

Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …(.сел в калошу)

Близнецы были похожи как... (две капли воды).

Пишет неаккуратно и неразборчиво, как... (курица лапой).

Главная задача школьника – учиться, запомните это, …(зарубить на носу)

12. Итог урока

1) Устная работа по опорной схеме слайд № 19

2)Определите слова по их описанию. слайд 20



В одном значении синоним слова изъян, в другом - синоним слова дефицит.

Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначаю¬щего большое количество.

В одном значении синоним слова уникальный, в другом — антоним слова густой.

В одном значении антоним слова тесный, в другом — сино¬ним слова размашистый.

Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя.

Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.

Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.

3) Ответ: 1) недостаток; 2) тьма; 3) редкий; 4) широкий; 5) ласка; 6) наречие; 7) бор; 8) рукав; 9) ствол.

13. Рефлексия “Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух”, – утверждал В. Гумбольдт. Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам добрым советом:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя. (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

Каждый учащийся получает оценку за работу на индивидуальных листах и за работу в группе.

Д/з.

Урок русского языка в 10 классе. Тема. Лексика и фразеология. Анализ и редактирование текста.
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 10 классе. Тема.    Лексика и фразеология. Анализ и редактирование текста.

Цель: повторить  изученное по лексике и фразеологии. Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок).  Отработать навыки решения заданий в тестах ЕНТ.

                   Развивать культуру устной и письменной речи. Развивать монологическую речь учащихся,  умение использовать в своей речи             фразеологические обороты.

           Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

 

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, карточки-задания.

Форма проведения урока: практикум.

1.            Вступительное слово учителя.                                              слайд № 1,2

Наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты по этому разделу

2.            Теоретическая разминка.

1) Запиши определения   ( самопроверка)                             слайд № 3

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

2. Словарный состав языка

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению

4. Основная единица языка

5. Слова, противоположные по лексическому значению

6.Что такое лексические нормы?

2)Выявите лексические ошибки в предложениях                   слайд №  4

             В правой деснице Игорь держал меч.

             Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками.

             На бал съехались все богатые дворовые, владельцы окрестных усадеб.

             Онегину грозило разорительство.

 

3.            Повторение   знаний о словарном составе языка по таблице слайд № 5,65

Для того, чтобы правильно выполнять такого рода задания, вы должны знать лексику русского языка

4.            Беседа об онимах языка                                                  слайд №  9, 10

             Что такое синонимы?

             Какие группы слов называются антонимами?

             В чем разница между языковыми и контекстуальными синонимами и антонимами?

             Контекстуальные синонимы- это….

             Контекстуальные антонимы –это….

             Что такое паронимы?

5.            Работа в группах

   1)Подберите синонимы.                                                    (карточки)

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.                                            слайд №11

      2) Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Ключ: 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 - 22, 12 - 23.                                                                                    слайд № 12

6. Совместная устная работа.

    1) Подбираем паронимы к словам.                                            слайд № 13

             Драматический - …(драматичный).

             Дружеский - …(дружелюбный).

             Существо - …(сущность).

             Единственный - …(единый).

             Злой - …(злостный).

             Искусно - …(искусственно).

             Подпись - …(роспись).

             Заглавный - …(главный).

             Наследие - …(наследство).

             Гнездовье - …(гнездо).

             Безответный - …(безответственный).

             Пустошь - …(пустырь).

2)  Работа в парах. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.               слайд №14

1)            В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение.

2)            Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых

растений

3)            (Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.

4)            Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней.

 

7.Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа*    (запись на инд. листы)   слайд № 15                                

1) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со

смешением паронимов                                                                

1)            Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

2)            Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.

3)            Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

4)            Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.

5)            Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.

6)            Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хо¬тел задать вам личностный вопрос».

7)            Переселение жителей деревни тоже связано с огромными затратами, а кроме того, с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить родные места.

8)            Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.

9)            Множество фактов — климатические и температурные усло¬вия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

10)         В канцелярии постоянно сновали с деловитым видом чинов¬ники.

11)         Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

12)         “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, - сказал старик.

13)         В политике двойственные стандарты неприменимы...

14)         Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

15)         Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

 

Ответ:

Допущены ошибки в предложениях:

1) (Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями»),

3)            (Вместо слова дождливая (дождливая погода, дождливый се¬зон) следовало употребить дождевая «несущая дождь»),

4)            (Прилагательное личный многозначное, На базе этого слова сложились устойчивые сочетания: личная жизнь, личное дело, личные интересы, личный вопрос. Слово личностный возникло в 60-70-е годы XX в. в публицистической речи. Оно сочетается с отвлеченными существительными (характеристика, фактор, от¬ношение и т.п.).

6)            (Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочета¬емостью: освоить что-либо — «применить, использовать на практике» (освоить профессию, машину, опыт и т.п.); усвоить что-либо — «понять, знать теоретически» (усвоить лекцию, урок, прочитанное, теорию); в данном предложении правильно усвоить).

7)            (Вместо существительного факт «истинное, действительное событие, случай» следует употребить слово фактор «причина, дви¬жущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления».)

10) (Правильно: была предоставлена самой себе).

11) Надо писать консервирование овощей

12) В отличие от словосочетаний со словом жизненный, свойственных книжному стилю речи, словосочетания с житейский носят нейтральный или разговорный характер, В этом предложении уместно слово житейское.

13) В значении прилагательного двойной («неискренний, двуличный, лицемерный») с ним сочетается весьма ограниченный круг существительных отвлеченного характера: жизнь, игра, мораль, стандарт, счет, поход. Вместо слова двойственные надо писать двойные

14) Значение слова злостный 1. Предвещающий, содержащий, приносящий зло. 2. Сознательно недобросовестный. 3. Закоренелый в чём-либо дурном. Поэтому в данном предложении уместно именно это слово.

 

9.Устная работа. Повторение фразеологизмов                      слайд №  16

10.Закончить предложение фразеологизмами  (рисунки)      слайд №   17

Он долго не мог дать ответ,….(тянул кота за хвост)

Мальчик смотрел на изображение , как…..( баран на новые ворота)

Товарищ не говорил правды, всех нас… (водил за нос)

Юноша с детства приучен к труду, он не будет… (сидеть на шее)у родителей.

Верят в мои успехи люди, но есть и такие, …(вставляет палки в колеса)

Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …(.сел в калошу)

Близнецы были похожи как... (две капли воды).

Пишет неаккуратно и неразборчиво, как... (курица лапой).

Главная  задача школьника – учиться, запомните это, …(зарубить на носу)

12. Итог урока

    1) Устная работа по опорной схеме                                         слайд № 19

2)Определите слова по их описанию.                                         слайд  20

 

В одном значении синоним слова изъян, в другом - синоним слова дефицит.

Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначаю¬щего большое количество.

В одном значении синоним слова уникальный, в другом — антоним слова густой.

В одном значении антоним слова тесный, в другом — сино¬ним слова размашистый.

Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя.

Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.

Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.

Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.

3)            Ответ: 1) недостаток; 2) тьма; 3) редкий; 4) широкий; 5) ласка; 6) наречие; 7) бор; 8) рукав; 9) ствол.

13. Рефлексия “Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух”, – утверждал В. Гумбольдт. Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам добрым советом: 

 

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя.     (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

 

Каждый учащийся получает оценку за работу на индивидуальных листах и за  работу в группе.

Д/з.

Автор Зубова Надежда Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4206
Номер материала 37356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓