Главная / Русский язык и литература / УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 А КЛАССЕ ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 А КЛАССЕ ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 А КЛАССЕ


ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Закрепление знаний, умений и навыков по теме

«Местоимение». Активизация внимания к синтаксической

роли местоимений в предложении и их функциям в тексте.

2. Продолжение работы по развитию монологической речи

учащихся, умению анализировать поэтический текст.

3. Эстетическое воспитание учащихся на основе поэтических

текстов А.С.Пушкина.

ОБОРУДОВАНИЕ: слайды, карточки с заданием

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: слово учителя, работа в группах, беседа


ХОД УРОКА

I. Мотивационный этап.

Психологический настрой.

Вывод на тему урока.(2-3 мин.)

Какую часть речи вы изучали на предыдущих уроках? Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы вы не забыли пройденный материал? Какова цель этого урока?



II. Операционный этап.


1. Лингвистическая разминка (10-12 мин.)

Работа в группах по вариантам.

Контроль учителя.

Цели

В процессе выполнения задания закрепить навыки:

Определять разряд и начальную форму местоимений;

Определять синтаксическую роль местоимений;

Правильно писать неопределенные и отрицательные местоимения;

Правильно употреблять местоимения в речи.


1 вариант

2 вариант

3 вариант

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Поставьте местоимения в начальную форму.

(н.)(с) кем не встретился

(н.) (с) кем поговорить

(н..) (о) чем сожалеть

(н..) (о) чем не спросил

(н..) (в) какой игре не участвовал

(кое) (за) чем зайти

2. поставьте местоимения в начальную форму, укажите их разряды. У каких местоимений нельзя определить разряд или начальную форму вне контекста?

Собой, таков, их,

о чем-то

Этому, кое о чем, моего,

н..кто

Н..кому, столько, твоего, обо мне

3. Подчеркните местоимения как члены предложения.

Никто не знал, что произошло.

Никому не удалось ему помочь.

Птицы, которые так радовали нас своим пением, улетели.

4. Укажите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.

Мы вчера были у их в гостях.

Собака услышала ее имя и громко залаяла.

Я ничего не знаю об них планах.

Катя договорилась с подругой, что она зайдет за ней.

Друзья спорили о этом давно.

Художник закончил писать портрет, и его купил известный коллекционер.


2. Работа над поэтическими текстами. (5 мин).

Общеклассная устная работа.

Индивидуальная работа по карточкам.

Контроль учителя.


ЭТАП 1.


Группа А. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Определите вид связи предложений в тексте. Что является средством

связи?


Группа В. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

О чем говорит поэт в этих строках? Какова синтаксическая роль и

Функция в тексте местоимения «таков»?


Группа С. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Деревня». Какие чувства испытывает поэт, находясь вдали от города? Какие средства выразительности используются в стихотворении, какова роль личного место-

имения?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Индивидуальная работа по карточке.

Подчеркните местоимения как члены предложения.


Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья!




ЭТАП 2. (12-15 мин.)

Цель.

Уметь определять в поэтических текстах функции местоимений различных разрядов, способствующих созданию образной поэтической картины.


Устная работа в группах по вариантам.

Индивидуальная работа по карточкам.

С сообщением по каждому варианту выступает один из учащихся.

Контроль учителя.

Уровень 1.

Прочитайте отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Какие чувства вызывают у вас эти строки? Какую картину создает поэт в каждом стихотворении? Какие средства выразительности, и с какой целью использует их автор?

Выясните, местоимения какого разряда преобладают в тексте? Чем, по-вашему, обусловлено употребление именно этих местоимений?


1 вариант

Задание. Поставьте местоимения в начальную форму, укажите их падежи и разряды.

Кто, волны, вас остановил,

Кто оковал ваш бег могучий,

Кто в пруд безмолвный и дремучий

Поток мятежный обратил?

2 вариант

Задание. Подчеркните местоимения как члены предложения.


На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…


3 вариант

Задание. Поставьте местоимения в начальную форму, укажите их падежи и разряды.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.



Уровень 2

Цель.

Уметь анализировать поэтический текст, определять роль местоимений различных разрядов в раскрытии темы произведения и в создании поэтических образов.


Выполняется в тетради.

Контроль учителя.

Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Бонапарт и черногорцы». Письменно проанализируйте стихотворение, предварительно продумав ответы на следующие вопросы.

  1. О чем рассказывается в данном стихотворении?

  2. Как оно построено?

  3. Как связаны предложения в тексте, что является средством связи предложений в тексте?

  4. Как раскрываются образы Бонапарта и черногорцев?

  5. Какова роль этих местоимений в создании этих образов?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


3. Срез знаний (10 мин.)

Цель. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме.


ТЕСТ

1. Установите соответствия между разрядами местоимений и приведенными словами:

А. Личные 1. (увидели) их

Б. Неопределенные 2. некто

В. Отрицательные 3. ни о ком

Г. Притяжательные 4. их (работа)

5. не за кого

2. Найдите ошибку:

А. Я увидел себя в зеркале. Мест. «себя» употр. в Род. пад.

Б. Мне не о чем жалеть. Нач. форма мест. «не о чем» - «нечего»

В. Столько новых слов! «Столько» - указательное местоимение


3. Укажите предложения, в которых местоимение является подлежащим:

А. Мне не удалось его встретить.

Б. Кто может ответить на вопрос?

В. Деревья, которые мы посадили, зазеленели.


4. Укажите местоимения, в написании которых нет ошибок:

А. кое о ком

Б. низачто

В. не о чем не спросил

Г.чей-нибудь

Д. ни во что не верю


5. Определите вид связи предложений в тексте. Что является средством связи? Укажите разряды местоимений и их синтаксическую роль.

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный голос твой

И поэтические слезы.

(А.С.Пушкин)


III. Рефлексия (1-2 мин.).

Подведение итогов урока.

Какая цель была поставлена нами в начале урока? Достигли ли вы ее? Довольны ли вы своей работой? Почему?


Домашнее задание. 1. Составьте тест-вопросник по теме «Местоимение».

2. Напишите лингвистический рассказ или сказку о

местоимении.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 А КЛАССЕ ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»
  • Русский язык и литература
Описание:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 А КЛАССЕ

 

ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Закрепление знаний, умений и навыков по теме

                               «Местоимение». Активизация внимания к синтаксической     

                               роли местоимений в предложении и их функциям в тексте.

                           2. Продолжение работы по развитию монологической речи  

                               учащихся, умению анализировать поэтический текст.

                           3. Эстетическое воспитание учащихся на основе поэтических

                               текстов А.С.Пушкина.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          ОБОРУДОВАНИЕ: слайды, карточки с заданием

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: слово учителя, работа в группах, беседа

 

 

Автор Бешкенова Мургуль Муталаповна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1246
Номер материала 4071
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓