Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в 10 (11) классе на тему:"Влияние иноязычной лексики на словарный запас русскоязычного населения страны"

Урок русского языка в 10 (11) классе на тему:"Влияние иноязычной лексики на словарный запас русскоязычного населения страны"


Урок на тему:


Влияние иноязычной лексики на словарный запас русскоязычного населения страны


Характеристика аудитории:

Урок рассчитан на учащихся старшего 10-11 классов.

Цели:

1. обратить внимание учащихся на проблемы, связанные с языком на современном этапе;

2. показать значимость богатого словарного запаса в создании привлекательного речевого портрета человека;

3. развить знания о языке, словарный запас учащихся;

4. содействовать воспитанию общей культуры.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Предварительная работа:

  1. 2 учащихся пишут мини- сочинения «Что такое «экология природы» ? , «Что такое «экология культуры»?

  2. все учащиеся собирают материал о вкладе в развитие русского языка М.В.Ломоносова, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, В.Даля.

  3. 1 учащийся готовит аргументированный ответ на вопрос: «Почему возникла проблема языка?»

  4. 2 учащихся готовят выразительное чтение наизусть стихотворений: «Предвыборная считалка»( «Литературная газета», от 06.09,1995.), Н.Колесникова «Бурное пустословие».

  5. 1 учащийся составляет список названий наиболее популярных иноязычных наименований магазинов нашего города и даёт их лексическое значение.

  6. Учитель учит наизусть стихотворение Е.Весника « Ода русскому языку».


Ход урока:


1. Оргмомент.


2. Эпиграфы. Вступительное слово учителя:

Обратимся к эпиграфам (на доске):


«В начале было Слово...»

(из Ветхого Завета)


Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слово не сказал!

(Саади, мыслитель и поэт ХIII века)


Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Мы сегодня продолжаем говорить о русском языке, размышляем о слове «экология» с философской точки зрения.

Вспомним, что экология ( на доске) - это наука, которая изучает отношение растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде. Но ведь есть такие понятия, как экология природы, экология культуры, экология человеческой души. Двум ребятам было дано задание поразмышлять над этими понятиями в мини-сочинениях-­рассуждениях.


3. Прослушивание сочинений ( образцы написанных учащимися сочинений):


1) Экология Природы. «Зеленое» движение.

Мы отступились от законов Природы, то есть человек берет у нее больше, чем это нужно для хрупкого равновесия. Земля живая. Причиняя вред Земле, мы вызываем неуважение, грубость к ее создателю. Возлюби планету Земля, которая живое, страдающее существо, нуждающееся в твоей защите, нежности и заботе.

Необходимо прекратить освоение еще неосвоенных территорий и начать отступление с уже освоенных.

Одна треть территории страны должна быть отведена на заповедники, только так можно компенсировать вредное воздействие человека.

Один гектар пахотной земли - экологический оптимизм существования одного человека.

Количество людей должно быть приведено в соответствие с экологическими возможностями Природы: 1 семья - 1 ребенок.

Если человек всей душой не воспротивился какому-нибудь преступлению, совершённому другим, он является его соучастником.


2) Экология культуры.

Экология культуры включает в себя понятие культуры речи – владение совокупностью умений. Степень владения этими умениями позволяет оценивать культуру речи человека.

Существует 5 канонов – предписаний, говорящих о культуре речи, а значит, об экологии культуры. Это - инвЕнция, диспозИция, элокУция, мемОрна и Акция.

Инвенция - содержательная, мысленная основа речи.

Диспозиция - построение высказывания.

Элокуция (или орнамента) словесное выражение подготовленного содержания и его украшение, достижение совершенства и выразительности.

Meмoрнa - речевая память, умение сохранять в памяти

подготовленную речь, готовность памяти, ее скорость и точность.

Акция - исполнение, голос, т.е. владение произносительной стороной речи, умение держать речи, поза, мимика; в письменном варианте - орфография, расположение текста, каллиграфия.

Вместе они выдают экологию речи, экологию культуры.



4. Объявление целей урока:

Да, наша среда обитания нуждается в помощи. Если бы человек заботился о ней, были бы условия и для собственного выживания, но потеряно много времени; сам человек деградирует, нуждается в защите, помощи. От этого страдает многое. Язык тоже.

Цель нашего урока - обратить ваше внимание на проблемы, связанные с языком, поговорить об экологии языка.

Язык, которым мы пользуемся - продукт длительного исторического развития. Это собственность целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он должен храниться народом как драгоценное сокровище.

Столько выдающихся ученых, писателей, виднейших деятелей развивали наш язык, заботились о нем, защищали, создавали.

Давайте убедимся, что нам был дан замечательный язык.



5. Беседа о тех, кто заботился о языке (краткие сообщения учащихся):

- М. В. Ломоносов. Разработал теорию о трех штилях, т.е. выделил высокий, средний и низкий штили, ограничил использование старославянских слов, создал научную и техническую терминологию, ввел такие слова, как возгорание, трясение, обстоятельство, воздушный насос и др. Ломоносов - создатель научного стиля.


- Н. М. Карамзин выступал против использования иностранных слов. Он с возмущением писал: «Без французского языка глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе? Наш язык и для разговоров, право, не хуже. Язык наш выразителен, живописен, но не хотим учиться». Карамзин считал, что русский язык нуждается в обработке, т.е. в освобождении от старославянских непонятных слов. он ввел слова: влюбленность, общественность, будущность, промышленность, человечность, общеполезный, усовершенствовать, достижимый. Ввел букву ё.


-А.С Грибоедов и И.А. Крылов показали неисчерпаемую возможность живой разговорной речи, доказали своими произведениями, что русский язык самобытен, оригинален, богат.


- А. С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка. Его творчество носило реформаторский характер.

Пушкин - национальный русский поэт. Н.В. Гоголь про него писал: «В нем как будто в лексиконе заключается все богатство, сила и четкость нашего языка».

Пушкин раздвинул границы языка, показал все его пространство, душу, характер русского человека.

Считается, что Пушкин:

- убил классицизм;

- расширил источники поэзии;

- создал новые формы;

- связал содержание произведений с жизнь, современностью;

- он ввел в употребление новые слова, старым дал новую жизнь.

Пушкин не отвергал старославянские слова, не выступал против иностранных слов, использовал просторечные слова. Считал, что любое слово допустимо, если оно точно, образно передает смысл, т. е. он родоначальник принципа «соразмерности и сообразности».

Пушкин создал литературный язык, что является высшей формой общенародного языка. Отмечается нормативностью.


- Даль создал первый «Толковый словарь живого великорусского языка». В нем 200 тысяч слов (4 тома), собраны одним человеком!


Вывод: Да, ученые, писатели, виднейшие деятели совершенствовали русский язык, стабилизировали его в произведениях, гордились им, верили, что это богатейший язык.


6. Но мы, живущие в 21 веке, говорим об экологии языка. Давайте подумаем, почему возникла проблема языка. (Вопрос записан на доске)

Выступление подготовленного учащегося с аргументированным

ответом на заданный вопрос.

1) Расшатаны нормы русского литературного языка.

2) Снижен мировой статус русского языка.

3) Снижена общая культура.

4) Вытесняется классическая литература. Книжные полки завалены продукцией, где пропагандируется насилие, жестокость, криминал.

5) Нет контроля за издаваемой литературой.

6) Нет цензуры, что отразилось в снижении планки языковых требований.

7) В школах снизилось количество часов на изучение русского языка.

8) В народе используется язык реклам, клипов, не ориентированных на норму.

9) Появились массовые писатели, речь которых спонтанна, самопроизвольна, заранее не подготовленная.

10) Нет филологов, педагогов, мыслителей уровня Дмитрия Сергеевича Лихачева, способных защитить культуру, мастерство русской речи.


7. Выводы учителя.

А. Эмирова пишет: «Я не могу доверять дела государственной важности человеку, который коряво излагает мысли, допускает грубые речевые ошибки».

На доске: Низкая речевая культура

hello_html_m3d8719fd.gif

hello_html_353dff75.gifНизкая общая культура

hello_html_m1c197bc0.gif

Низкая политическая и правовая культура

Например, в газете «Аргументы и факты» (№44, 1997г.) в статье «За падло, блин, в натуре» приводятся высказывания Б.Немцова, Жириновского, Починка, Чубайса, Макашева и др.

Вывод напрашивается: нет достоинства, нет патриотизма, нет культуры! За державу обидно!


8. Чтение учащимся стихотворения «Предвыборная считалка» («Литературная газета» от 06.09.1995г.).

Рокер, брокер,

Киллер, дилер,

Популизм, консенсус, бартер,

Референдум, клиринг, киллер,

Пролонгация и чартер,

Панки, бомби, сервелат;

Йогурт, лобби, демократ -

Политический раздрай -

Кого хочешь выбирай.


9. Слово учителя: болезнь языка нами определена, причины болезни определены. А как проявляются симптомы болезни (вопрос на доске), какой язык мы имеем сегодня?

- Язык заполонили заимствования. Что только не придумают, чтобы выразиться позаграничнее! Т.е. грядет иностранизация.

- Чтение стихотворения Н. Колесникова «Бурное пустословие».

У торговцев, у послов

(да в любой газете)

Появилось много слов,

Непонятных умных слов,

Вот таких, как эти:

Ноу-хау, чартер,

Тюнер, плеер, бартер,

Картер, брокер, лобби,

Сервис, ксерокс, принтер,

Блейзер, сканнер, спринтер,

Фьючерс, дайджест, рейтинг,

Имидж, спонсор, серфинг,

Шоу, таймер, бизнес,

Брифинг, картридж, фитнес,

Модем, файтер, меринг,

Селинг, лизинг, дилинг,

Плоттер, рэкет, киллер…

Нет от них покоя мне

Наяву, да и во сне,

И никак я не пойму,

Что к чему и почему.

10. - Слово учителя: В нашем городе огромное количество вывесок- названий магазинов иноязычного происхождения. Давайте послушаем, что они обозначают.

- Выступление учащегося6 « Что обозначают распространённые в городе слова «Фактория», «Пассаж», «Лагуна», «Парадиз», «Сезам», «Аркада», «Эссен».


Эссен – с немецкого еда, кушанье, питание, еда.

Фактория – 1) большое торговое поселение со складами для ввозимых и вывозимых товаров, расположенными в других странах; 2)торговая контора и поселение европейских купцов в колониальных странах; 3) торгово-снабженческий и заготовочный пункт в отдалённых промысловых районах.

Пассаж – с французского крытая галерея с двумя рядами магазинов , имеющих выходы на параллельные улицы.

Лагуна – с итальянского 1) неглубокий естественный водный бассейн, соединяющийся с морем узким проливом или отделённый от моря полосой наносной суши – баром; 2) участок моря, заключённый между коралловыми рифами берегом материка или острова.

Парадиз – с французского 1) парк, сад; 2)верхняя галерея в театре(устар.)

Сезам – род травянистых растений семейства сезамовых или кунжутных; то же, что и кунжут.

Аркада – с французского рад одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны и столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.


11. Вывод: зато исчезают красивые звучные русские слова! В 1995 году А. Солженицын даже издал «Русский словарь языкового расширения». В нем он поместил 30 тысяч слов, по мнению автора, еще особых, полнокровных, которым грозит преждевременное отмирание. Это наши духовные потери.


12. Что еще засоряет наш язык? (жаргоны, вульгарные слова, арго, моложенный сленг).

Вывод: Все это зло! Непечатное слово можно встретить на страницах газет, на рынке можно купить «Большой словарь жаргонов русского языка». Язык подонков, блатарей грозит стать нормой. В. Распутин пишет: «Многие писатели поддаются на приманку: книги на языке сленга пользуются спросом, на них можно заработать. А по мне даже ради денег, даже когда тебя не печатают - лучше обойтись без этого».


13. Следующий вопрос: что же делать?(на доске)

Записываются предложения учащихся на доску:

- читать книги

- воспитывать достоинство

- научиться работать со справочным материалом

Экологический человек как бы уже живет в будущем, и, глядя из будущего, он утверждает себя в настоящем.


14. Чтение учителем оды Е. Весника «Ода русскому языку».

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой- ­

Шпана, чиновники, лингвисты...

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил,

Ну, ладно б жулик, или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

«осУжденный и инциНдент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».

Ну, ладно б только бюрократ, ­

Кувшинное тупое рыло,

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

От сердца я ХОЧУ воззвать

Ко всем, кто сын России верной:

Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной ­

Его для внуков сохраните!



15. Заключение: Итак, посмотрите на наш первый эпиграф. Он говорит, что в слове (то есть в языке) заключены и жизнь, и смерть. Язык - это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное. Ни одна живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Беречь язык - беречь себя!


16. Домашнее задание. Объясните значение слов: акция, риелтор, брокер, тендер, ипотека, лизинг, бренд, пиар, пертрубация.

По возможности замените их русскими и составьте с каждым предложение.



Урок русского языка в 10 (11) классе на тему:"Влияние иноязычной лексики на словарный запас русскоязычного населения страны"
  • Русский язык и литература
Описание:

     Урок рассчитан на учащихся старшего звена (10-11 классы), потому что в этом возрасте дети более осознанно подходят к общественно значимым проблемам.

     Урок предполагает предварительную подготовку. Во время урока звучат строки из известных и малоизвестных поэтических и прозаических источников о языке вообще и о русском в частности; рассказывается о вкладе виднейших учёных и писателей в совершенствование русского языка; вносятсяпредложения о замене в городе вывесое - слов иностранного происхождения на русские аналоги.

     Самое главное - ставятвя проблемные вопросы, каксающиеся экологии культуры и экологии языка: 

1. причины возникновения проблемы языка;

2. симптомы"болезни" языка;

3.пути решения проблемы деградации русского языка

Автор Ситдикова Юлия Викторовна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 556
Номер материала 5266
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓