Урок русского языка в 1 – 3 классах.
Тема: Сочинение – описание «Лиса».
Цели: формирование основ Цели:
закрепление понятий
мировоззренческих
идей, «буква», «звук», «слово»,
творческого стиля
мышления; «предложение»;
развитие речи,
познавательного интереса, творческого начала;
воспитание бережного
отношения к природе.
Оборудование: игрушка «Лиса», иллюстрации с лисой,
компьютерный диск «В мире природы».
Ход
урока.
1.
Организационный момент.
2. Слово
учителя.
Сегодня к нам в
гости придет героиня русских народных сказок.
Догадайтесь, кто это?
В
сказках ей не доверяют:
Может
просто обмануть,
А
порой дорогу зная,
И в
курятник заглянуть. (Лиса).
(Начинают отвечать
сначала первоклассники, продолжают третьеклассники.)
Как вы
догадались? (показываю игрушку – лисичка).
В каких сказках
мы встречались с лисой? («Волк и лиса», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса» и
другие.
Как называют
лису в сказках? (Лиса, лисонька, лисичка, лисица, кума).
Какое слово
лишнее и почему? Докажите! Выделите в словах корень.
(
Показ иллюстраций лисы из сказок.)
Художники рисуют
лису красками, а мы будем учиться рисовать словами. Это значит, мы должны
составить текст, написать сочинение – описание про лису, которая живет в лесу.
(Просматривается материал с диска о лисе).
3. Подготовка к
сочинению.
Работа с учителем. Самостоятельная
работа.
Что значит
написать сочинение? Обводим контур лисы и
( Составить текст, в
котором штрихуем его по направлениям-
предложения должны
быть черточками изображая
мех.
связаны между собой
по смыслу).
Какова тема
нашего сочинения?
О ком будем писать?
Что значит сочинение
– описание?
(Значит будем
описывать внешний
вид лисы).
Назовите
признаки описания.
(Какая лиса, какие у
нее глаза,
Нос, голова, уши,
лапы).
С чего надо
начать описание лисы?
( С общего
впечатления).
Лиса – это зверь или
зверек?
Крупный,
маленький или большой?
(Лиса – небольшой
зверь.)
Назовите самые
отличительные
признаки лисы.
На
доске.
Шерсть – рыжая, золотистая, шелковая,
густая.
Хвост – длинный, пушистый, большой.
Морда – вытянутая.
Глаза – черные,
хитрые.
Ушки – торчат на
макушке.
Лапки – короткие,
в черных «сапожках».
Ваше отношение к
лисе.
(Хорошо лиса
принаряжена!
Очень нарядная лиса!
Лиса –красавица!)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Лиса по лесу ходила,
Звонки
песни заводила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Какая лиса в
сказках?
(Хитрая, умная, у нее
острый слух,
зоркие глаза,
удивительное чутье).
Работа с учителем. Самостоятельная
работа.
4. Устное
составление сочинений Спишите предложение.
детьми.
Лиса – лесной зверь.
Давайте устно
составим сочинение –
описание о лисе, но
слово «лиса» не
должно повторяться.
Какие слова мы
можем использовать?
(лиса, лисичка,
лисонька, у лисицы,
у нее, она).
5. Самостоятельное
письмо Работа с учителем.
сочинений детьми. Мы общаемся с
помощью…(речи).
Речь бывает…(письменная и
устная).
Речь состоит из…(предложений).
Предложения состоят из…
(слов).
Слова состоят из…(слогов).
Слоги состоят из… (букв и звуков).
Буквы мы… (пишем и читаем).
Звуки
мы… (говорим и слышим).
Звуки бывают… (гласные и
согласные).
На доске создается по ходу
повторения таблица:
РЕЧЬ
УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОВА
СЛОГИ
БУКВЫ ЗВУКИ
ПИШЕМ И ЧИТАЕМ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ
ГЛАСНЫЕ
И СОГЛАСНЫЕ
Давайте из букв составим слово:
и, с , а, л (лиса)
Составим схему слова ЛИСА
В слове лиса 2 слога: ли –
са.
Сколько букв? (4 буквы – л,и,с,а).
Сколько звуков? (4 звука: л и с а)
Сколько гласных? ( 2 гласных, и -
обозначает мягкость согласного звука,
а
-обозначает твердость согласного
звука).
Сколько согласных? (2 согласных:
л -согласный, звонкий, мягкий;
с -согласный, звонкий, твердый.)
Давайте составим предложение со
словом ЛИСА.
Запишем его с помощью модели.
Угадайте
о ком идет речь?
У него длинные уши и короткий
хвост. (Заяц).
У нее золотистая шубка и пушистый
хвост. (Лиса).
Итог урока.
Выйдите из класса, как ходит лиса.
6. Чтение и
краткий анализ сочинений.
7. Итог урока.
Как вы относитесь
к лисе?
Можно ли истреблять
диких животных?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.