Тема урока:
Синтаксис и пунктуация. Обобщение знаний по теме.
Цель урока:
·
Продолжить формирование умений определять
синтаксические единицы по опознавательным признакам.
·
Развивать логическое мышление и
монологическую речь
·
Выстраивать отношения в классном
коллективе на основе взаимопомощи и взаимопонимания.
Ход урока.
1.Организация
класса. Мотивационная установка на успешную совместную деятельность(от
лексического значения приставки СО-вместе)
2Графический
диктант.
Учитель
читает предложения, дети их не записывают, чертят схемы. Два ученика работают
за закрытыми крыльями доски для последующей проверки.
Вот пришли морозы, и зима настала. [
], и [ ].
Текла, извивалась, блестела река меж
крутых берегов.[ O, O, O].
Что ты нам расскажешь , ветер? [ ,O]?
Шаги уходящего года все тише, а музыка
Нового Года все ближе.[ ], a [ ].
Дети радостно пели: «В лесу родилась
елочка!». А: «П!»
3. Проверка
светофорами. Затем характеристика предложений по схемам. Например: первое
предложение сложное, союзное, сложносочиненное.
4Лингвистическая
рыбалка.
Да, ребята,
пришли морозы, зима настала, « нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил
мороз», и мы идем на зимнюю рыбалку, подходим к проруби, где «зыбко играет и
дышит вода, и в ней красноперая рыбка блеснет чешуей иногда» Рыбки в этой
проруби с секретом-заданием.
Под первой рыбкой задание: пунктуационный
разбор предложения Что, дремучий лес, призадумался, грустью темною затуманился?
«Рыбак» делает полный пунктуационный разбор.
Под второй рыбкой задание: знаки
разделения при однородных членах. «Рыбак» при ответе чертит схемы: [О, О, О]
[и О, и О,и О]. [O, a O].
[O иО]. [ O,но О]
Под третьей рыбкой задание :Объяснить
постановку знаков препинания перед союзом И. Снежные шапки надели стройные
сосны и важные ели. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель, и
падают снежинки на тихую задумчивую ель. Первое предложение – с однородными
членами, запятая перед союзом И не нужна; второе предложение -сложносочиненное,
запятая нужна.
5.Проверка
светофорами.
6.Зрительный
диктант
У леса на
опушк..
Ж..ла
з..ма в избушк..,
Она
сн..жки с..лила
В
б..резовой к..душк…
а)орфоэпическое
чтение учителя
б)Показ планшетами
с гласными буквами вставленных орфограмм.
в) Орфографическое
чтение хором
г)Проговор с
закрытыми глазами
д)Письмо по
памяти.
е) Проверка
цепочкой
7.Синтаксический
разбор записанного предложения по цепочке
По цели
высказывания -повествовательное
По интонации
-невосклицательное
По
количеству грамматических основ – сложное
Из сложных
– бессоюзное, части связаны только интонацией.[ ], [ ].
Все члены
предложения должны быть подчеркнуты, наверху указаны части речи.
8.Физминутка-упражнения
на корректировку зрения.
9.Диктовка с
заданием: обозначить орфограммы, объяснить знаки препинания.
Скрипит
мороз. Сердит мороз, снег сухой и колкий. Вяз озяб, и дуб замерз, насквозь
промерзли елки.
10.Орфограммы
проверяем планшетами, знаки объясняем.
11. Работа в
группах. Синтаксический разбор предложений
1группа
Белый снег пушистый в
воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.
2 группа.
Прозрачный лес один
чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
3 группа
Снег на крыше, на
крылечке, солнце в небе голубом , в нашем доме топят печки, в небо дым идет
столбом.
12Проверка с
подробным объяснением.
13Итог урока.
Какие основные
единицы синтаксиса мы повторили?
Чем простое
предложение отличается от сложного?
Чем предложение
отличается от словосочетания?
Знаки препинания
при однородных членах.
Если мы видим в
предложении союз И?
14.Продолжите
устно предложение таким образом, чтобы получилось простое предложение с
однородными сказуемыми.
Сегодня на уроке
мы ……
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.