Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка в5 классе. Синтаксис и пунктуация. Обобщение знаний по теме.

Урок русского языка в5 классе. Синтаксис и пунктуация. Обобщение знаний по теме.

Тема урока: Синтаксис и пунктуация. Обобщение знаний по теме.

Цель урока:

  • Продолжить формирование умений определять синтаксические единицы по опознавательным признакам.

  • Развивать логическое мышление и монологическую речь

  • Выстраивать отношения в классном коллективе на основе взаимопомощи и взаимопонимания.

Ход урока.


1.Организация класса. Мотивационная установка на успешную совместную деятельность(от лексического значения приставки СО-вместе)

2Графический диктант.

Учитель читает предложения, дети их не записывают, чертят схемы. Два ученика работают за закрытыми крыльями доски для последующей проверки.

  • Вот пришли морозы, и зима настала. [ ], и [ ].

  • Текла, извивалась, блестела река меж крутых берегов.[ O, O, O].

  • Что ты нам расскажешь , ветер? [ ,O]?

  • Шаги уходящего года все тише, а музыка Нового Года все ближе.[ ], a [ ].

  • Дети радостно пели: «В лесу родилась елочка!». А: «П!»

3. Проверка светофорами. Затем характеристика предложений по схемам. Например: первое предложение сложное, союзное, сложносочиненное.

4Лингвистическая рыбалка.

Да, ребята, пришли морозы, зима настала, « нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз», и мы идем на зимнюю рыбалку, подходим к проруби, где «зыбко играет и дышит вода, и в ней красноперая рыбка блеснет чешуей иногда» Рыбки в этой проруби с секретом-заданием.

  • Под первой рыбкой задание: пунктуационный разбор предложения Что, дремучий лес, призадумался, грустью темною затуманился? «Рыбак» делает полный пунктуационный разбор.

  • Под второй рыбкой задание: знаки разделения при однородных членах. «Рыбак» при ответе чертит схемы: [О, О, О] [и О, и О,и О]. [O, a O].

[O иО]. [ O,но О]

  • Под третьей рыбкой задание :Объяснить постановку знаков препинания перед союзом И. Снежные шапки надели стройные сосны и важные ели. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель, и падают снежинки на тихую задумчивую ель. Первое предложение – с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна; второе предложение -сложносочиненное, запятая нужна.

5.Проверка светофорами.

6.Зрительный диктант

У леса на опушк..

Ж..ла з..ма в избушк..,

Она сн..жки с..лила

В б..резовой к..душк…

а)орфоэпическое чтение учителя

б)Показ планшетами с гласными буквами вставленных орфограмм.

в) Орфографическое чтение хором

г)Проговор с закрытыми глазами

д)Письмо по памяти.

е) Проверка цепочкой

7.Синтаксический разбор записанного предложения по цепочке

По цели высказывания -повествовательное

По интонации -невосклицательное

По количеству грамматических основ – сложное

Из сложных – бессоюзное, части связаны только интонацией.[ ], [ ].

Все члены предложения должны быть подчеркнуты, наверху указаны части речи.

8.Физминутка-упражнения на корректировку зрения.

9.Диктовка с заданием: обозначить орфограммы, объяснить знаки препинания.

Скрипит мороз. Сердит мороз, снег сухой и колкий. Вяз озяб, и дуб замерз, насквозь промерзли елки.

10.Орфограммы проверяем планшетами, знаки объясняем.

11. Работа в группах. Синтаксический разбор предложений

1группа

Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

2 группа.

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

3 группа

Снег на крыше, на крылечке, солнце в небе голубом , в нашем доме топят печки, в небо дым идет столбом.

12Проверка с подробным объяснением.

13Итог урока.

Какие основные единицы синтаксиса мы повторили?

Чем простое предложение отличается от сложного?

Чем предложение отличается от словосочетания?

Знаки препинания при однородных членах.

Если мы видим в предложении союз И?

14.Продолжите устно предложение таким образом, чтобы получилось простое предложение с однородными сказуемыми.

Сегодня на уроке мы ……


Урок русского языка в5 классе. Синтаксис и пунктуация. Обобщение знаний по теме.
  • Русский язык и литература
Описание:

      В системе уроков по синтаксису и пунктуации этот урок последний. В соответствии с ФГОС основная функция русского языка – коммуникативная, постаралась это показать не только  постановкой триединой цели урока, но и его содержанием. Этапы урока ненавязчиво связала темой «зима», интегрируя художественные  тексты  в ткань урока. На уроке  использованы элементы методики Тоцкого по проведению зрительных диктантов, элементы технологии укрупнения дидактических единиц (Эрдниев), обучение по аналогии и контрасту.Особое внимание уделено выстаиванию отношений в классном коллективе на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Автор Кулак Валентина Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 811
Номер материала 31980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓