Урок
русского языка
2 «А»класс
(УМК «Школа России»:
В.П. Канакина «Русский язык»)
Учитель: Иргалиева
И.Л.
Тема: «Упражнения в различении
одушевлённых и неодушевлённых имён существительных»
Цели урока:
1) познавательные:
-
продолжать формировать умения различать одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные по вопросам и лексическим значениям;
-
совершенствовать умение работать с текстом, определять его тему, главную мысль,
отбирать языковой материал.
2) развивающие:
-
развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление, внимание,
восприятие на слух.
3) воспитывающие:
-
создать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости,
дисциплинированности, умения работать дружно в паре, в группе.
-
формирование эстетического вкуса учащихся.
-
воспитывать гуманизм и бережное отношение к миру природы.
ХОД
УРОКА:
1. Организационный момент
-
Ребята, готовы вы к уроку? (Да)
На
вас надеюсь я, друзья.
Мы
хороший, дружный класс
Всё
получится у нас.
-
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе
повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны
русского языка.
- Тихо
садимся.
2. Чистописание
-
Начнём мы с чистописания.
-
У вас на парте листы с набором букв.
Внимательно
посмотрите, определите, какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается в
каждой строке данного набора.
- Работа с набором букв (1 лист на парту)
-
Какую же букву мы будем писать. Как вы думаете? Рр
-
Посмотрите на букву.
-Из
каких элементов состоит буква «эр»? (наклонная линия с закруглением внизу влево
и дуга с закруглением вправо и влево вниз).
Показ на доске:
-
На первой строке пишем заглавную букву Р, чередуя с двумя прямыми наклонными
линиями. Следите за наклоном и высотой букв и линий. Они должны быть одинаковы.
На второй строке пишем букву Р, чередуя с верхнем элементом этой буквы. На
следующей строке пишем букву Р, выводим соединительный элемент и пишем прямую
наклонную линию вниз, рядом пишем ещё букву Р. Приступили к работе.
Письмо буквы Р.
-
Достаточно, кто сколько написал.
-
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
-
Если вам нравится работа вашего соседа, поднимите руку.
-
А что вам понравилось?
-
А какое письмо мы называем красивым?
-
И мне нравится, когда у вас в тетрадях написано красиво. Приятно, когда тебя
окружает красота.
К.Д.
Ушинский, известный вам, как писатель, говорил: «Чувство красоты необходимо
человеку, как зрение и слух, как здоровье и умение разговаривать».
-
Давайте же будем стараться, чтобы каждый урок в наших тетрадях жила красота.
-
Поменяйтесь тетрадями.
Прочитайте
слова. ( красота, красивый, украсить, украшение )
-
Можно ли назвать эти слова родственными?
Докажите.
-
Найдите среди них имена существительные.
Назовите
их.
-
Как вы определили что это имена существительные?
-
Выпишите под 1-й стрелкой – первое, и под 2-й – второе.
-
Какими частями речи являются оставшиеся слова? Докажите.
3. Сообщение темы и цели урока
-
Тема нашего сегодняшнего урока («Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные».
-
Какие цели будут перед нами стоять? Читаем с доски: Мы будем учиться
1. Находить имена существительные в тексте.
2. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
3. Учиться правильно писать слова и предложения.
4. Работа по теме урока
1)
Упражнение в определении имён существительных в тексте.
-
Итак, приступаем к работе.
У
меня на доске записан текст, но некоторые слова в нём пропущены. Давайте вставим
подходящие по смыслу слова в каждое предложение и прочтём текст.
На доске:
Пришла
настоящая зима. Белое пушистое покрывало укрыло
землю. Иней запушил деревья. Вот белка прыгала с
ветки на ветку. Дятел стучал по верхушке дерева своим
крепким
клювом. Хорош лес зимой!
Слова на карточках внизу.
-
Прочитаем текст.
-
Какова тема текста?
-
О чём нам хотел сказать автор?
-
Вот и здесь мы встречаемся с красотой.
-
Как бы вы озаглавили этот текст? (запись заголовка)
-
А какая часть речи помогла нам построить такой красивый текст?
-
Какую роль выполняют в нашей речи имена существительные?
-
На какие две группы делятся имена существительные?
-
Давайте вернёмся к нашим словам. Если перед вами одушевлённое имя
существительное – хлопните в ладоши, если неодушевлённое – молчим.
Учитель
называет слова из текста (по карточкам).
-
Какие имена существительные мы называем одушевлёнными?
-
Какие неодушевлёнными?
-
Вам понравился текст, который у нас получился?
2)
Упражнение в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
-
А вы хотели бы хоть на немного очутиться в зимнем лесу?
-
У нас с вами есть такая возможность.
-
Закройте глазки и представьте.
Чтение
учителем текста учебника упражнения №80 стр.48.
-
Представили?
-
А сейчас мы попробуем воссоздать то, что вы представили.
-
Найдите в учебнике на стр.48 упр.80.
-
Прочитайте про себя.
-
Найдите и выпишите из текста сначала одушевлённые имена существительные, а
затем неодушевлённые.
У
вас в тетради будет два столбика.
На доске: кто? что?
-
Задаём вопрос и называем имя существительное (дети по одному выходят к доске
и называют слова).
-
К какой группе мы отнесём имена существительные первого столбика?
-
Почему?
-
Сделайте вывод об именах существительных второго столбика.
-
Давайте воссоздадим на доске то, что вы записали.
Прикрепляются картинки (поляна, лес, сойка, рябчик, сорока, голубь)
Физкультминутка
- А теперь давайте
встанем.
«Поиграем в группы
слов,
Кто из вас играть
готов?»
- Сейчас будут
звучать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Услышав слово, отвечающее на
вопрос что? – вы приседаете, вытягивая руки перед собой. Если услышите слово,
отвечающее на вопрос кто? – встаёте на носочки ног, руки над головой.
Вьюга, снегурочка,
сугроб, снегирь, коньки, олень, санки пингвин, шуба, морж.
- Тихо сядем.
3) Работа по
учебнику.
Стр.48 упр. 81,82,83
4) «Собери слова»
(работа на магнитной доске)
- Ребята, а давайте
ещё дополним нашу лесную поляну.
Открывается
магнитная доска.
ТИККУС
СИЛИЦА БЫСУГРО
ЯЦЗА
РАНО ЛОЧКАБЕ
- Работаем по рядам.
1 ряд – ваш цвет
жёлтый.
2 ряд – ваш цвет
розовый.
3 ряд – ваш цвет
голубой.
- Найдите спрятанные
словечки и отнесите их к нужной группе одушевлённых или неодушевленных имён
существительных. Запишите слова.
Учащиеся называют
слова, а учитель прикрепляет картинку на доску.
- Составьте и
запишите предложение с записанными словами.
5. Словарная
работа
- А теперь,
посмотрите на доску, что у нас получилось?
- А можно сказать,
что у нас получилась картина?
Открывается на
доске К…РТИНА
Действительно, мы с
вами создали картину.
- Прочитаем слово.
- Сколько слогов в
этом слове? (назовите их)
- Какой слог ударный?
(поставить ударение)
- Какие варианты
могут быть на месте безударного гласного? (о, а)
- Да, ребята, именно
поэтому слово «картина» является словарным словом, написание безударной гласной
а нужно запомнить.
- Запишите это слово,
поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Запишите слово,
поделив на слоги для переноса.
6.
Подведение итогов урока. Домашнее задание
- Посмотрите и
скажите, на какую тему получилась наша картина?
- Мы с вами авторы
этой картины. Давайте её назовём. Как назовём нашу картину?
- Какая часть речи
была нашей верной помощницей в создании картины?
- На какие группы мы
учились делить имена существительные?
- Посмотрите на цели,
которые мы ставили в начале урока (зачитать 2-ю цель).
- Я попрошу встать
тех ребят, кто считает, что сегодняшний урок помог им научиться различать
одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
- Наш урок подходит к
концу, посмотрите на нашу картину. Метель утихла и нашу лесную поляну осветило
солнышко (прикрепляется на картину) в награду за вашу дружную работу,
умение мыслить, желание трудиться.
Домашнее задание: Дома Вам нужно будет подобрать и записать несколько имён
существительных, которые отвечают на вопрос кто? и вопрос что? На уроке мы
подбирали слова на тему «Зима», а дома вы можете, по желанию, подобрать слова
по темам «Весна», «Лето», «Осень».
Спасибо за
работу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.