Главная / Начальные классы / Урок русского языка тема Наречие 4 класс

Урок русского языка тема Наречие 4 класс

СТ. Аксаков. «Аленький цветочек»

Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством СТ. Акса¬кова; начать работу над сказкой; обогащать словарный запас

учащихся; воспитывать любовь и уважение к родителям; отра¬батывать навыки выразительного чтения; учить делить текст на части.

1 организационный момент.

Мы рады приветствовать вас в классе

Возможно есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко,

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но начнем же урок, не будем зря время терять.

2 вводная часть

на доске вы видите пословицу,прочитайте ее про себя

Чтение без размышления –пустое занятие

Назовите существительные

Прочитайте с вопросительной интонацией ,возмутитесь,разозлитесь…………

Как вы понимаете это пословицу?

Из этого утверждения давайте определим цель урока

ЦЕЛЬ…….вдумчивое чтение .

3.С каким литературным жанром мы работаем?

-сказка

А что такое сказка?

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.(у нас несколько заученных определений)



Давайте вспомним типы сказок…

сказки о животных;

волшебные сказки;

социально бытовые

сказки-пародии;

а еще на какие 2 группы можно разделить все сказки?

-народные и авторские.

-что между ними общего?

-чем они отличаются?

А как вы думаете с какой целью пишутся сказки?

Что бы через них показать пороки социума и научить нас морали.

Давайте вспомним структуру сказки. (на доске карточки в разброс)Восстановите структуру(один ученик выходит к доске и восстанавливаетправильный порядок)

Зачин

Основная часть

Кульминация

Развязка

концовка



Давайте составим синквейн к теме сказка.

1 сказка

2 мудрая,поучительная

3 учит,веселит,мнтергует

4 Сказка ложь, да в ней намек,добрым молодцам урок

5 мораль

ПРОВЕРКА Д,З,

(дети готовили дома рассказ о жизни Аксакова)

-назовите дату рождения

-город

_расскажите о детских годах

-что еще можете сказать

ПРОЧИТАЙТЕ текст который у вас на парте.Найдите новую информацию







Давайте вспомним еще книги Аксакова

Аленький цветочек (сказка)

Детские годы Багрова-внука

Записки об уженье рыбы

Записки ружейного охотника Оренбургской губернии.

Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах

Семейная хроника



Очерки и незавершенные произведения:



Буран

Копытьев

Наташа

Отрывок из семейной хроники

Очерк зимнего дня

А сегодня мы начинаем изучение сказки ,,Аленький цветочек»

Что мы можем сделать со сказкой?

Прочитать,\

Проанализировать

Пересказать

И тд….

Давайте предположим какая тема у этой сказки?

Тема добра и зла……честности и вранья……

Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. История создания сказки "Аленький цветочек" говорит о том, что это приложение к повести "Детские годы Багрова-внука", но и совершенно самостоятельное произведение. "Аленький цветочек" - одна из самых добрых и мудрых сказок. "Сказка ключницы Пелагеи" - значится в подзаголовке.



-Как же появилась на свет сказка "Аленький цветочек"? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку? Послушаем выступления ваших одноклассников, подготовленные дома.



Ученик-1: Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном "деревенская Шахерезада", ключница Пелагея, "помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: "Господи, помилуй нас грешных", села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить немного нараспев:

"В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех..."



- Кто же была эта Пелагея?



Ученик-2: Крепостная крестьянка. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина Ключница Пелагея - прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.



Ученик-3:Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где Аксаков жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: "Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!" И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал... Но сказки - не было. Погостивши, Оленька уехала. А чуть позже дедушка все же написал для нее сказку, которую назвал "Аленький цветочек". Позже, работая над книгой "Детские годы Багрова - внука", Аксаков вновь вспомнил ключницу Пелагею и включил ее замечательную сказку в собственном пересказе в произведение.

Итак….мы начинаем свое путешествие в тридевятое царство.

А поможет нам туда переместится профессиональный диктор ,который прочитает на отрывок из этой сказки…(слушаем сказку 90 секунд)

Далее ребята читают по ролям небольшой отрывок из сказки.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СКАЗКИ.

Словарная работа по слайдам

Вопросы:

Что вы узнали о семье купца?

Что можете сказать о самом купце?

Что можем сказать о характере сестер?

Какие подарки попрасили сестры?о чем это говорит?

Подумайте с какой сказкой Шарля Перро схожа эта сказка(Красавица и Чудовище)

А вы знаете ,что эти сказки произошли от МИФа «Амур и Психея»

Рассказ этого мифа.

Итог урока: С каким писателем вы ознакомились на уроке?,Что о нем узнали?Какую сказку начали читать?

Оцениваю ребят.

Рефлексия.на парте у вас лежат 3 цветочка с разными лицами и магнитик. пока мы будем смотреть клип с песней аленький цветочек вы по очереди прикрепите свой цветочек с настроением к доске)

















Урок русского языка тема Наречие 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент, зарядка для пальцев.

2. Минутка чистописания.

 сом

- Дайте характеристику звукам, которые дают буквы.

3. Словарный диктант.

Одиннадцать,двадцать,Двенадцать,шестнадцать,Впереди,еще.медленно.Разделите эти слова на 2 группы….(числительные,а вот название второй группы мы с вами сейчас узнаем)

4 на доске вы видите слова.Давайте составим девиз нашего урока

Работай,думай а быстро медленно(думай быстро,а работай медленно)

5 Как бы вам хотелось работать на уроке сегодня

(Активно,дружно,аккуратно,творчески)

Проверка дз.

- К сегодняшнему уроку вы получили задание: составить стихотворение по заданным рифмам.                                                    Слайд №2

………………………….молодо              ………………. высоко

………………………….зелено               ………………. далеко

…………………………..хорошо              ………………. весело

……………………………красиво              ……………… глубоко

 

 5. Актуализация знаний.

-Сейчас мы сможем дать название второму столбику наших словарных слов

- Какие части речи мы знаем? (При ответе можно использовать памятку-алгоритм)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи -  наречием.

- Запишите тему урока. Наречие

5. Рассказ о наречии.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).

У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них мы разгадаем на сегодняшнем уроке.

Работа в парах.

Возьмите карточки и выполните задания.

1 ряд – просклонять словосочетание яйцо всмятку.

2 ряд – проспрягать словосочетание говорить громко.

3 ряд – изменить словосочетание работать хорошо по временам и по родам.

Сделать вывод о том, как изменяется наречие.

Мы узнали первый секрет: наречие – это неизменяемая часть речи.

7. Самостоятельная работа.

-Второй секрет – это  вопросы к  наречию?

Поставьте от глагола вопрос к наречию.

СТОЯТ (где?) ЗДЕСЬ

ПОЙДЁТ (куда?) НАВЕРХ

СДЕЛАЛ (когда?) ВЧЕРА

ПРИЕХАЛ (откуда?) ИЗДАЛЕКА

ГОВОРЯТ (как?) ГРОМКО

-С какой частью речи связано наречие?

-Мы разгадали ещё один секрет наречия.

-физ минутка «Поймай словечко».

Веселит, весело, сила, сильный, сильно, хорошо, близкий, близко, низко, высота, высоко.

На сегодняшний урок остался последний секрет.

-Какую роль играет наречие в предложении?

- Может кто-то знает этот секрет?

Давайте выполнил Упр 126 стр 74

Выполняют с записью с орфографическим проговариванием.

Вывод по упражнению наречие в предложении является второстепенным членом.(определением)

 Вывод по теме урока:Наречие это неизменяемая часть речи.

На какие вопросы отвечает?

Каким членом является в предложении?

 

                8-Каким наречиями можно заменить этот фразеологические обороты?

             Пальчики оближешь.

             Битый час.

             Днем с огнем.

             Кот наплакал

             На край света.

             Откуда ни возьмись.

             Чуть свет.

             Как снег на голову.

Для чего нужны наречия в нашей речи?

                -Правильно, наречия делают нашу речь более точной, выразительной, эмоциональной.

Упр 127 по образцу,с последующей проверкой.

. Рефлексия (3 мин)

 «Метод пяти пальцев»

Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.

 

М (мизинец) –        мыслительный процесс.

                                 Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) –   близость цели.

                                 Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) –          состояние духа.

                                 Каким было сегодня мое преобладающее настроение,  состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь.

                                 Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) –          бодрость, физическая форма.

                                 Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

 

Автор Полежаева Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1347
Номер материала 20631
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓