Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок русского языка с презентацией по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова"

Урок русского языка с презентацией по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ буквы е, ё, ю, я в начале слова.pptx

Скачать материал "Урок русского языка с презентацией по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова""

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Буквы е, ё, ю, я 
в начале слова

    1 слайд

    Буквы е, ё, ю, я
    в начале слова

  • Речь, ключ, мёл, мяче           ю??ёя

    2 слайд

    Речь, ключ, мёл, мяч
    е ю
    ?
    ?
    ё
    я

  •            Буквы е, ё, ю, я
            в начале словаТема:

    3 слайд

    Буквы е, ё, ю, я
    в начале слова
    Тема:

  • Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука:
ель – [й’э]ль, ёжик – [й’о]жик,...

    4 слайд

    Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука:
    ель – [й’э]ль, ёжик – [й’о]жик, юла – [й’у]ла,
    яблоко – [й’а]блоко.
    Согласный звук [й’] – это мягкий
    согласный звук.

  • В лесу.
  Надя и Юра пришли в лес. 
Вот полянка. В траве 
земляника. Вкусна п...

    5 слайд

    В лесу.
    Надя и Юра пришли в лес.
    Вот полянка. В траве
    земляника. Вкусна первая
    ягодка!

  • Вы очень хорошо работали 
на уроке. Вот вам моё 
домашнее задание. Оно на кар...

    6 слайд

    Вы очень хорошо работали
    на уроке. Вот вам моё
    домашнее задание. Оно на карточках.

  • Используемые источники

Доска http://im5-tub.yandex.net/i?id=11884825-01-24...

    7 слайд

    Используемые источники

    Доска http://im5-tub.yandex.net/i?id=11884825-01-24


    Сова http://im2-tub.yandex.net/i?id=304991333-18-24

    Автор презентации:
    учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ№14»
    г. Новомосковска Тульской области Хлопянова Татьяна Витальевна

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ буквы е,ё,ю,я в начале слова.docx

Тема урока: Буквы е, ё, ю, я в начале слова

Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях букв Е, Ё, Ю, Я (обозначают не только мягкость согласных, но и два звука).

Задачи:

·                     Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что буквы е, ё, ю, я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука.

·                     Способствовать развитию  умения обобщать и делать выводы;  использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

·                     Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.

Предметные результаты

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными;

- определять «работу» букв е, ё, ю, я после согласных и в начале слова.

Метапредметные результаты

- строить понятные для партнера высказывания;

- давать адекватную самооценку;

- слушать, оценивать друг друга;

- формулировать вывод по результатам наблюдений.

 

Оборудование:

 

·         Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1/А.В.Полякова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.

·         Раздаточный материал (карточки)

·         Ноутбук, мультимедиа приставка

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ (особенности урока и реализующие задачи)

I.Организация класса.

 

 - Запишите число, классная работа.

Дети делают записи

      

 

Подготовить учащихся к работе на уроке

II.Актуализация знаний. Чистописание.

 

- Посмотрите на доску.

 Речь  ключ    мёл   мяч

   е          ю         ?        ?

- Найдите связь между верхним и нижним рядами.

 

  - Вместо ? поставьте подходящую букву.

 Обоснуйте свой ответ.

 

 

 

 

- Что общего у всех этих букв?

 

 

 

 

  - Пропишите эти буквы (учитель записывает на доске).

 

- А теперь отгадайте загадки, а отгадки запишите в столбик.

 

1.      1.Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …  (ракету)

 

1.      2. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно!»

Потому что мать – луна,

А дочурки - … (звёзды)

 

1.      3. Если б не было его,

Не сказал бы ничего.   (язык)

 

1.      4. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ёлка)

 

5. Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже

Целый день. (юла)

        

 - Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.

 

  - Какие буквы подчеркнули?  

Дети рассматривают и читают записи (слайд 2)

 

 

 

 

 

- Нужно вставить буквы ё и я, потому что это гласные.

- Потому что в слове речь – гласная буква е, а в слове ключ – ю.

 

- Это гласные буквы.

- Они обозначают мягкость согласного, который стоит перед ними.

 

 

 

 

 

Дети записывают отгадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я подчеркнул буквы е и ё.

Активизировать мыслительные операции:

- анализ и синтез;

- сравнение и сопоставление;

- классификация.

Проверить знания учащихся об уже изученных функциях букв е, ё, ю, я.

III. Постановка проблемы

 

- А в каких словах буквы не подчеркнули?

- Почему? (вопрос задается, если дети сами не сказали об этом)

 

- Тогда почему эти слова также предложены для записи?

 

- Верно, сегодня на уроке мы с вами вспомним еще об одной роли букв е, ё, ю, я. Кто-то догадался, о какой?

 

- Конечно, вот над этим мы и поработаем на уроке (слайд 3 – высвечивается тема урока).

- В словах язык, юла и ёлка эти буквы не обозначают мягкость согласного звука.

 

 

 

- Мне кажется, мы еще не все повторили о буквах е, ё, ю, я.

 

 

- Они в начале слова обозначают два звука.

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

 

IV. Поиск решения

 - Итак, вернемся к нашим словам. Мы не случайно записали их в столбик. Какое задание можно выполнить, чтобы доказать, что буквы ё, ю, я в этих словах обозначают два звука?

- Теперь убедились в верности своих выводов? Сравним их с выводами авторов учебника с.67. (слайд 4)

- Составить транскрипции этих слов. (Дети записывают транскрипции)

 

 

 

 

 

 

Дети читают правило.

 

 

V. Физ.минутка

 

- Я буду называть слова, а вы, если буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласного, делаете наклон вправо; если они обозначают два звука – наклон влево.

Слова: ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён, ирис.

- А почему на последнем слове не наклонились?

Дети наклоняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В слове ирис нет этих букв.

Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику в учебном процессе.

VI. Закрепление

 

 

 

                   

 

 

Учебник с.68, 69.

Упражнения 124, 125 – по вариантам. Взаимопроверка

 

 

 

 

- Прочтите текст,  найдите слова с йотированными гласными (слайд 5).

           В лесу.

  Надя и Юра пришли в лес. Вот полянка. В траве земляника. Вкусна первая ягодка!

 

- Какое задание можете предложить?

 

 

- А есть ли слово, которое можно записать в обе группы? Какое? (вопрос задается, если дети сами об этом не заговорили)

 

- Это слово оказалось в тексте не случайно. Как вы думаете, почему?

 – Мы с вами продолжим разговор о йотированных гласных на следующем уроке.

- Дети выполняют упражнение, затем при взаимопроверке ставят на полях + или – в зависимости от правильности выполнения задания.

 

- Дети читают текст со слайда, находят слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Разделить слова на  группы. Выписать их по группам.

 

- Это слово «первая», т.к. в нем есть буква е, она обозначает мягкость согласного звука, и есть буква я, она обозначает два звука.

 

 

 

 

 

 

 

На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий

VII. Итог урока.

 - Какое открытие сегодня сделали?

- Какие задачи на следующий урок?

 

 

VIII. Домашнее задание.

- На доске развешаны карточки. Это – домашнее задание (слайд 6). Подойдите к доске и возьмите понравившуюся.

 Дети выбирают домашнее задание.

 

 Выработка умения оперировать полученными знаниями.

 

 

Используемые источники:

 

·         Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1/А.В.Полякова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.

·         Русский язык. 2 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой/авт.-сост. Г.Н.Белова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 335 с.

·         Л.И.Тикунова, В.П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач.шк. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с.

 

 

Карточки для домашнего задания.

 

img.png                       1. Назови звуки, которые обозначены выделенными буквами.

                            Гроза – грёза, лук – люк, рад – ряд, мал – мял, нос – нёс, воз –       

                           вёз.

                      2. Выпиши слова с буквами мягких согласных звуков.

 

 

img.png                            Запиши слова в два столбика. В один столбик пиши слова,

                            где буквы йотированных гласных  обозначают мягкость     

                            согласных, в другой – слова, где они обозначают два звука.

                           

                           Юра, ель, весна, Лёва, ответ, ёжик, ёлка, люк, Ваня, юла.

 

 

                          

img.png                            Подбери по три слова с буквой я в начале слова и в середине  

                                 слова после  согласного.  В каких словах буква я будет     

                            обозначать два звука? Подчеркни их.

 

 

 

 

img.png                             Раздели слова на две группы. Запиши каждую группу слов 

                             на отдельной строке через запятую.

                            

                             Юра, клюшка, мел, ель, юбка, лёд, ёж, мяч, яблоко, язык, вяз.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка с презентацией по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова""

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Буквы е, ё, ю, я в начале слова

Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях букв Е, Ё, Ю, Я (обозначают не только мягкость согласных, но и два звука).

Задачи:

· Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что буквы е, ё, ю, я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука.

· Способствовать развитию умения обобщать и делать выводы; использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели; орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

· Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.

Предметные результаты

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными;

- определять «работу» букв е, ё, ю, я после согласных и в начале слова.

Метапредметные результаты

- строить понятные для партнера высказывания;

- давать адекватную самооценку;

- слушать, оценивать друг друга;

- формулировать вывод по результатам наблюдений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 556 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 616
    • ZIP 901.1 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хлопянова Татьяна Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хлопянова Татьяна Витальевна
    Хлопянова Татьяна Витальевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 44474
    • Всего материалов: 30

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе