Главная / Начальные классы / Урок русского языка с презентацией на тему «Что такое лексическое значение слова»(2 класс)

Урок русского языка с презентацией на тему «Что такое лексическое значение слова»(2 класс)

Тема : «Что такое лексическое значение слова»

Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».

Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;

- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые результаты :

Личностные : расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Регулятивные : научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные : научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные : научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах , карточки для самооценки, презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох

Повторяем за мной:

Я сегодня молодец!

На уроке – удалец,

Спинку ровненько держу,

Все я знаю, все смогу, все красиво напишу!

2. Психологический настрой. (Слайд 4)

Ребята, посмотрите на экран. Покажите мне какое у вас настроение.

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у всех сохранится.

Я хочу вам пожелать:

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет,

Боясь веселой улыбки

и ваших радостных глаз.

3. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая минутка. (Слайд 5,6,7)

Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)

Снег,деревья, пушистый, накрыл

- Составьте предложение из слов, запишите его.

Пушистый снег накрыл деревья.

-Проверьте, просигнализируйте

Найти знакомые орфограммы (пушистый-ШИ с буквой И; снег–парный согласный на конце слова; деревья-разделительный мягкий знак.

1 вариант– найти и подчеркните основу предложения,

2 вариант выписать пары слов.

Взаимопроверка, просигнализируйте

4.Изучение учебного материала.(Слайд 8)

- Мудрая сова прислала вам письмо. Прочитайте его.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.

Успехов вам! Мудрая сова.

-У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку внизу и прочитать полученное слово.

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Е

А

Н

Д

О

Л

В

Х

К

Н

Д

О

А

Л

Х

А

Н

И

О

Л

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Х

А

С

Д

О

Л

В

Х

А

Н

Д

К

Л

Л

Е

К

С

И

К

А

Введение нового понятия.

- Какое слово у вас получилось? (Лексика)

-Что означает это слово?

-Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?)

- А откуда мы можем получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета

В интернет-энциклопедии Википедия дано следующее определение.

- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)

-Прочитайте, чему мы будем учиться

-Прочитайте тему урока.

-На какой вопрос мы сегодня ответим?(Что такое лексическое значение слова?)

Игра «Отгадай слово»

  • Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)

  • Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)

  • Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)

- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.

-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)

-Какой же можно сделать вывод?

- Прочтите правило с.43

Групповая работа.(Слайд 9)

-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.

-Разделите слова на группы в зависимости от их значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы.

(ромашка, карась, боровик, роза, ёрш, рыжик, гвоздика, щука, опята, лисички, сыроежки, окунь, сазан, астра, тюльпан)

Словарная работа. (Слайд 10)

(На слайде запись) ХБЧЕШРПЕФЗЦА

- Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы обозначающие глухие согласные звуки и узнайте слово с которым мы познакомимся. (Берёза)

-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. (Берёза – любимое дерево в России, символ России. Своё название получило от иностранного слова, которое означает «белый»)

-Прочитайте толкование этого слова.

(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза

-Как ласково назвать берёзу? ерёзка, берёзонька)

-Как называют сок берёзы? (берёзовый)

-Лес из берёз? (березняк)

-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)

-подчеркните во всех этих словах букву Е

-Проверка

5.Физминутка.(Слайд 11,12,13,14)

6.Первичное закрепление нового теоретического материала.

- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова , надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети : (Слайд 15,16)

Ложка-то, чем едят суп

Садовод-дядя, который водит детей в садик

Зима-время года, когда идёт снег

Перчатки-то, что делает еду острой

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?

- Объясните значения этих слов.

- Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)

-А где можно уточнить значение слов?

Значения слов можно уточнить в Толковых словарях.

Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов


Работа в парах.

- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах.

- У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (Слайд 17,18)

Задание .

1.Соедини значение и слово.

Начинающий стареть, немолодой- (какой?)…


баловаться

Любящий трудиться, усердный- (какой?)…


ленивый

Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)…


пожилой

Перевёртываться через голову- ( что делать?)…


жизнерадостный

Вести себя безобразно-(что делать?)…


кувыркаться

Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)…


трудолюбивый

Очень весёлый человек- (какой?)…


гостить


Игра «Опиши предмет» Самостоятельно(Слайд 19)

- В заключении урока я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока. Перед вами 3 предмета. Выберите любой и опишите его по плану

-Какой он формы?

- Из чего сделан?

-Для чего нужен?

- Проанализируйте свою работу и просигнальте мне.

Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова

7.Рефлексия ( Слайд 19)

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)

- Что делать, если не знаешь слово?

-Ответьте на вопросы

Урок окончен. - Я вместе с Мудрой совой говорю : «Спасибо за сотрудничество !»





6



Урок русского языка с презентацией на тему «Что такое лексическое значение слова»(2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель :  создать  условия  для  знакомства с  понятием «лексическое значение слова».

Задачи урока: -  способствовать формированию   лексического запаса языка,  развитию звукового анализа  слов,  активизации  познавательной    деятельности ; - создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;   - способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые  результаты :

Личностные :  расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Регулятивные : научатся   понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные : научатся  ориентироваться в учебнике, получат возможность  научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные : научатся договариваться и приходить к общему  решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

 

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

 

Автор Ирина Кречнева Львовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3726
Номер материала 39549
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓