Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка с презентацией на тему «Что такое лексическое значение слова»(2 класс)

Урок русского языка с презентацией на тему «Что такое лексическое значение слова»(2 класс)

Скачать материал

Тема : «Что такое лексическое значение слова»

Цель :  создать  условия  для  знакомства с  понятием «лексическое значение слова».

Задачи урока: -  способствовать формированию   лексического запаса языка,  развитию звукового анализа  слов,  активизации  познавательной    деятельности ;

  - создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

  - способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые  результаты :

Личностные :  расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Регулятивные : научатся   понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные : научатся  ориентироваться в учебнике, получат возможность  научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные : научатся договариваться и приходить к общему  решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

Оборудование : словари, карточки для индивидуальной  работы и работы в парах , карточки для  самооценки, презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох

Повторяем за мной:

Я сегодня молодец!

На уроке – удалец,

Спинку ровненько держу,

Все я знаю, все смогу, все красиво напишу!

2. Психологический настрой.    (Слайд 4)  

 – Ребята,  посмотрите  на экран. Покажите мне какое у вас настроение.

– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно  у всех сохранится.

 Я хочу вам пожелать:

Учитесь с улыбкой,

 Шутите, учась!

 Любая ошибка исчезнет,

 Боясь веселой улыбки

 и  ваших радостных глаз.

3. Актуализация опорных знаний.

 Орфографическая минутка. (Слайд 5,6,7)

Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)

Снег,деревья, пушистый, накрыл

- Составьте предложение из слов, запишите его.

Пушистый снег накрыл деревья.

-Проверьте, просигнализируйте

– Найти знакомые орфограммы (пушистый-ШИ с буквой И; снег–парный согласный на конце слова; деревья-разделительный мягкий знак.

1 вариант– найти  и подчеркните основу предложения,

 2 вариант выписать пары слов.

Взаимопроверка, просигнализируйте

4.Изучение учебного материала.(Слайд 8)

- Мудрая сова  прислала вам письмо. Прочитайте его.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.

Успехов вам! Мудрая сова.

-У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем  эту букву  записать в  пустую клетку  внизу  и прочитать полученное слово.

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Е

А

Н

Д

О

Л

В

Х

К

Н

Д

О

А

Л

Х

А

Н

И

О

Л

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Х

А

С

Д

О

Л

В

Х

А

Н

Д

К

Л

Л

Е

К

С

И

К

А

 

Введение нового понятия.

- Какое слово у вас получилось? (Лексика)

-Что означает это слово?

-Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?)

- А откуда  мы можем  получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета

В интернет-энциклопедии Википедия дано следующее определение.

- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)

-Прочитайте, чему мы будем учиться

-Прочитайте тему урока.

-На какой вопрос мы сегодня ответим?(Что такое лексическое значение слова?)

Игра «Отгадай слово»

·           Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)

·           Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)

·           Птица  с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)

- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.

-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)

-Какой же можно сделать вывод?

- Прочтите правило с.43

Групповая работа.(Слайд 9)

 -По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.

 -Разделите слова на группы в зависимости от их значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы.

(ромашка, карась, боровик, роза, ёрш, рыжик, гвоздика, щука, опята, лисички, сыроежки, окунь, сазан, астра, тюльпан)

Словарная работа. (Слайд 10)

(На слайде запись)  ХБЧЕШРПЕФЗЦА

- Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы обозначающие глухие согласные звуки и узнайте слово с которым мы познакомимся. (Берёза)

-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. (Берёза – любимое дерево в России, символ России. Своё название получило от иностранного слова, которое означает «белый»)

-Прочитайте толкование этого слова.

(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза

-Как ласково назвать берёзу? ерёзка, берёзонька)

-Как называют сок берёзы? (берёзовый)

-Лес из берёз? (березняк)

-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)

-подчеркните во всех этих словах букву Е

-Проверка

5.Физминутка.(Слайд 11,12,13,14)

6.Первичное закрепление нового теоретического материала.

- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова , надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети  :  (Слайд 15,16)

Ложка-то, чем едят суп

Садовод-дядя, который водит детей в садик

Зима-время года, когда идёт снег

Перчатки-то, что делает еду острой

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях  детей?

- Объясните значения этих слов.

- Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)

-А где можно уточнить значение слов?

Значения слов можно уточнить в Толковых словарях.

Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля  (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый  словарь( около 4,5 тысяч слов

 

Работа в парах.

- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах.

- У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (Слайд 17,18)

Задание .

1.Соедини значение и слово.

Начинающий стареть, немолодой- (какой?)…

 

баловаться

Любящий трудиться, усердный- (какой?)…

 

ленивый

Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)…

 

пожилой

Перевёртываться через голову- ( что делать?)…

 

жизнерадостный

Вести себя безобразно-(что делать?)…

 

кувыркаться

Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)…

 

трудолюбивый

Очень весёлый человек- (какой?)…

 

гостить

 

 Игра «Опиши  предмет»  Самостоятельно(Слайд 19)

- В заключении урока я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока.  Перед вами 3 предмета. Выберите любой и опишите его по плану

-Какой он формы?

- Из чего сделан?

-Для чего нужен?

- Проанализируйте свою работу и просигнальте мне.

Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова

7.Рефлексия ( Слайд 19)

- Какова  тема сегодняшнего урока?

- Что такое лексическое значение слова?  ( Рассказ о  нём, что оно обозначает)

- Что делать, если не знаешь слово?

-Ответьте на вопросы

Урок окончен. - Я вместе с Мудрой совой  говорю : «Спасибо за сотрудничество !»

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка с презентацией на тему «Что такое лексическое значение слова»(2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель :  создать  условия  для  знакомства с  понятием «лексическое значение слова».

Задачи урока: -  способствовать формированию   лексического запаса языка,  развитию звукового анализа  слов,  активизации  познавательной    деятельности ; - создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;   - способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые  результаты :

Личностные :  расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Регулятивные : научатся   понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные : научатся  ориентироваться в учебнике, получат возможность  научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные : научатся договариваться и приходить к общему  решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

 

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 225 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 443
    • DOCX 69.5 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кречнева Ирина Львовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кречнева Ирина Львовна
    Кречнева Ирина Львовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25754
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 276 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 885 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе