Тема : «Что такое лексическое значение слова»
Цель : создать условия для
знакомства с понятием «лексическое значение слова».
Задачи урока: - способствовать
формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов,
активизации познавательной деятельности ;
- создать условия для
развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
- способствовать
развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Планируемые результаты :
Личностные : расширяют
познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют
самоконтроль.
Регулятивные : научатся
понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в
коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные : научатся
ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в
книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные : научатся
договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Предметные:
научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться
осознавать свойства значений слов.
Оборудование : словари,
карточки для индивидуальной работы и работы в парах , карточки для
самооценки, презентация
Ход
урока
1. Организационный
момент.
Перед началом нашего урока, давайте
встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох,
затем выдох
Повторяем за
мной:
Я сегодня
молодец!
На уроке –
удалец,
Спинку
ровненько держу,
Все я знаю,
все смогу, все красиво напишу!
2. Психологический настрой.
(Слайд 4)
–
Ребята, посмотрите на экран. Покажите мне какое у вас настроение.
–
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока
оно у всех сохранится.
Я
хочу вам пожелать:
Учитесь
с улыбкой,
Шутите,
учась!
Любая
ошибка исчезнет,
Боясь
веселой улыбки
и
ваших радостных глаз.
3. Актуализация
опорных знаний.
Орфографическая
минутка. (Слайд 5,6,7)
Посмотрите
на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить
предложение)
Снег,деревья, пушистый, накрыл
- Составьте предложение из слов,
запишите его.
Пушистый снег накрыл деревья.
-Проверьте, просигнализируйте
–
Найти знакомые орфограммы (пушистый-ШИ с буквой И; снег–парный
согласный на конце слова; деревья-разделительный мягкий знак.
1 вариант–
найти и подчеркните основу предложения,
2 вариант
выписать пары слов.
Взаимопроверка, просигнализируйте
4.Изучение учебного
материала.(Слайд 8)
- Мудрая
сова прислала вам письмо. Прочитайте его.
Здравствуйте, дорогие
ребята!
Сегодня на уроке вас
ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну
тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.
Успехов вам! Мудрая
сова.
-У каждого из вас лежит карточка. В каждом
ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в
пустую клетку внизу и прочитать полученное слово.
В
|
Х
|
А
|
Н
|
Д
|
О
|
Л
|
В
|
Е
|
А
|
Н
|
Д
|
О
|
Л
|
В
|
Х
|
К
|
Н
|
Д
|
О
|
А
|
Л
|
Х
|
А
|
Н
|
И
|
О
|
Л
|
В
|
Х
|
А
|
Н
|
Д
|
О
|
Л
|
В
|
Х
|
А
|
С
|
Д
|
О
|
Л
|
В
|
Х
|
А
|
Н
|
Д
|
К
|
Л
|
Л
|
Е
|
К
|
С
|
И
|
К
|
А
|
Введение нового понятия.
- Какое слово у вас получилось? (Лексика)
-Что означает это слово?
-Какая проблема возникла? (Выяснить:
что такое лексика?)
- А откуда мы можем получить
информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета
В интернет-энциклопедии Википедия дано
следующее определение.
- Лексика – это словарный состав
языка. ( Все слова русского языка).
- Как
вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Откройте учебник на стр.41 и
прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)
-Прочитайте, чему мы будем учиться
-Прочитайте тему урока.
-На какой вопрос мы сегодня ответим?(Что
такое лексическое значение слова?)
Игра «Отгадай слово»
·
Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто
встречается в сказках. (Лиса)
·
Крупное домашнее травоядное животное, даёт
молоко (Корова)
·
Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями.
В русских сказках она воровка. (Сорока)
-
А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.
-Что
вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)
-Какой
же можно сделать вывод?
- Прочтите правило с.43
Групповая работа.(Слайд 9)
-По
своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю
выполнить такую работу.
-Разделите
слова на группы в зависимости от их значения. Впишите их в рисунки. Подберите
общее название для каждой группы.
(ромашка, карась, боровик, роза, ёрш, рыжик, гвоздика,
щука, опята, лисички, сыроежки, окунь, сазан, астра, тюльпан)
Словарная работа. (Слайд
10)
(На слайде запись)
ХБЧЕШРПЕФЗЦА
- Посмотрите на запись,
мысленно зачеркните буквы обозначающие глухие согласные звуки и узнайте слово с
которым мы познакомимся. (Берёза)
-Запишите слово.
Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. (Берёза
– любимое дерево в России, символ России. Своё название получило от
иностранного слова, которое означает «белый»)
-Прочитайте толкование
этого слова.
(Лиственное дерево с
белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение
слова берёза
-Как
ласково назвать берёзу? (берёзка, берёзонька)
-Как
называют сок берёзы? (берёзовый)
-Лес
из берёз? (березняк)
-Гриб,
который растёт под берёзой? (подберёзовик)
-подчеркните
во всех этих словах букву Е
-Проверка
5.Физминутка.(Слайд
11,12,13,14)
6.Первичное закрепление нового теоретического
материала.
-
В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова , надо было
объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети : (Слайд 15,16)
Ложка-то,
чем едят суп
Садовод-дядя,
который водит детей в садик
Зима-время
года, когда идёт снег
Перчатки-то,
что делает еду острой
- Как вы думаете, всё ли верно в
объяснениях детей?
- Объясните значения этих слов.
-
Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)
-А где можно уточнить значение слов?
Значения слов можно уточнить в
Толковых словарях.
Самые
известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000
слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый словарь(
около 4,5 тысяч слов
Работа в парах.
-
Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в
парах.
-
У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к
работе. (Слайд 17,18)
Задание .
1.Соедини
значение и слово.
Начинающий
стареть, немолодой- (какой?)…
|
|
баловаться
|
Любящий
трудиться, усердный- (какой?)…
|
|
ленивый
|
Жить
некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)…
|
|
пожилой
|
Перевёртываться
через голову- ( что делать?)…
|
|
жизнерадостный
|
Вести
себя безобразно-(что делать?)…
|
|
кувыркаться
|
Человек,
который ничего не хочет делать-(какой?)…
|
|
трудолюбивый
|
Очень
весёлый человек- (какой?)…
|
|
гостить
|
Игра «Опиши предмет» Самостоятельно(Слайд 19)
-
В заключении урока я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока. Перед вами 3
предмета. Выберите любой и опишите его по плану
-Какой он формы?
- Из чего сделан?
-Для чего нужен?
- Проанализируйте свою работу и
просигнальте мне.
Вывод: полный рассказ о
предмете и есть лексическое значение слова
7.Рефлексия (
Слайд 19)
-
Какова тема сегодняшнего урока?
-
Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)
-
Что делать, если не знаешь слово?
-Ответьте
на вопросы
Урок окончен. - Я вместе
с Мудрой совой говорю : «Спасибо за сотрудничество !»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.