Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка "Разговорный стиль речи"

Урок русского языка "Разговорный стиль речи"

КЛАСС: 7 (с русским языком обучения)

ТЕМА: Разговорный стиль речи.

ТИП УРОКА: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

ЦЕЛЬ УРОКА: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи;

  2. развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог;

  3. воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Определяют основные черты разговорного стиля, особенности языковых средств. Работают по плану характеристика определения стиля. Умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на теоритический материал.

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ: Обучение через диалог в ЗБР. Развивать критическое мышление, навыки анализа текстов , умение оценивать, сотрудничество.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация с заданиями к уроку, карточки, лист оценивания, стикеры, презентация «Стили речи», подготовленная ученицей, видеоролик для проведения физминутки.


Этап урока

Стратегия

Форма

Время


Содержание урока (Задания)


Результат


Оценивание

Орг. момент

Позитивный настрой

Коллектив

3мин

Просмотр мультфильма

«Вместе мы сила»

- Как вы думаете, в чем смысл мультфильма?



Цитата урока:

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи!

Создание коллаборативной среды.

Подготовка к групповой работе


Психологический настрой на урок

Позитивный настрой

Проверка д/з

7 мин.

- презентация «Стили речи» (Стафоркина Катя)


- учащиеся приводят свои примеры на каждый стиль речи

Умеет делать презентации, раскрывая тему.

Работа с различными источниками, умеют анализировать выбирать.

Суммативное по критериям.

Консультирова-

ние учащихся.

Удачные примеры поощряются смайликом.

ТРИЗ «Необъявленная тема»

Целеполагание

5 мин.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» (старая сказка на новый лад)

Задание: Посмотрев инсценировку сказки «Курочка Ряба»,

выделить особенности стиля речи, (речь, форма общения, языковые средства) и определить тему и цель урока


Определяют тему урока;

создание внешней мотивации изучения темы урока.

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Формативное: похвала актерам, поощрение смайлик

Изучение новой темы

ЗХУ

Индивидуальная

5 мин


Заполнение таблицы ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Ознакомление то, что знают

Читают то, что хотят узнать

Заполнение граф 1-2 то, что знают, где используется и в какой форме.


Формативное

смайликами

Составление критерий

характеристики стилей речи.

В парах

3 мин

Работа с теоретическим материалом в учебнике и на слайде.

Чтение правила и составление плана характеристики.

План характеристики стиля речи.

1 Цель высказывания.

2. Форма высказывания.(диалог, монолог, полилог)

3. Языковые средства (особенности лексики, синтаксиса)

Выделяют основные этапы характеристики стиля речи.

Лист оценивания.

Физминутка

Коллективная

2мин

Танцевальная пауза

(видеоролик)

Настрой на урок

Концентрация внимания

Работа с текстом

«Прочитай и подумай»

В парах

5 мин

Прочитать сказку Л.Петрушевской «Пуськи бятые». С.227, учебник

Ответьте на вопросы:

- На каком языке она написана?

- Почему вы так думаете?

- Назовите действующие лица сказки. Кто они?

- Дайте оценку персонажам сказки и описанному событию.

- Определите, к какому стилю относится данный текст.

- Докажите, найдя признаки этого стиля? (смотрите правило.)

Проанализировав, посовещавшись, определяют, что сказка написана нейтральным языком. Действующие лица:

-Калуша с калушатами–это куропатка с цыплятами. Бутявка-червячок.

-дают свою оценку сказке

- определяют признаки разговорного стиля по форме и языковым средствам.

Лист оценивания заполняют графу в паре.

Наиболее удачные ответы оцениваются смайликами.

Исследовательская работа с текстом

Групповая

6 мин


Дается работа на карточках.

Задание: Докажите, что приведённый текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?

(Приложение 3)

Определяют основные черты разговорного стиля, особенности языковых средств. Работают по плану характеристика определения стиля.

Лист оценивания заполняют графу в группе



ЗХУ

Индивидуальная

3 мин




Заполняют графу «Узнал»

Знаю

Хочу узнать

Узнал







Знают отличительные признаки разговорного стиля



Лист оценивания заполняют графу «Я-сам»

д/з

2 мин

- Разноуровневые задания:

1. Подготовить план развернутого связного ответа на тему «Что такое разговорный стиль речи». Каким стилем при этом вы будете пользоваться? Почему? (учащимся группы А)

2. Придумать лингвистическую сказку с фантастическими героями, несуществующими словами, но узнаваемыми действиями. (учащимся группы В)

3. Приготовить «простые и сложные вопросы» (учащимся группы С)



Оценивание

Суммируются баллы в листе оценивания.

Учатся объективно оценивать себя и товарищей

Лист оценивания по критериям.

Рефлексия

1 мин


C:\Users\User\Desktop\для практики\16_L3W1D5_Консультирование учащихся _Лист обратная связи - письменыый ответ.png


Лист оценивания






Приложение 1.

Лист оценивания

Ученика(цы) 7 «В» класса _______________________


Тема урока: «Разговорный стиль речи»


Работа в группе

оценщик

Работа в паре

напарник

Я-сам

Итог

вывести

самостоятельно

Очень хорошо-5

Хорошо-4

Средне-3









Приложение 2.

Сказка «Курочка-ряба на новый лад.»


Баба Эй, старик, проснись скорей!

Дед Волки, что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба Да смотри, что я нашла:

Наша курочка – пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед Ну снесла, какое дело,

Что ты, бабка, обалдела?

Баба Да яйцо – то не простое,

А гляди – ка, золотое.

Дед Золотое в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба Погляди горит как жар.

Дед Не случился – ли пожар!

Баба О – о, горит, слепит глаза!

Дед Чудеса!

Баба Чудеса!

Дед Ты в сундук запри его. (стук в дверь)

Баба Нету дома никого.

Ишь, соседей, как назло,

Ненароком занесло.

Дед Ты пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов. (баба уходит и возвращается)

Баба В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там,

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей,

На сапог себе добуду

И сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочках голубую

До краев набью сундук.

Дед Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица.

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба Что ты, старый, не блажи!

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки,

Засмеют тебя соседки.

Де Пусть смеются, мне не жалко!

Баба Да уймись ты, не кричи,

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед Я хозяин или нет?

Баба Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось

И скорлупки не осталось

Всё куда – то подевалось!

Дед Ну чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили,

И работать как всегда.

Баба И шубенку справить можно,

И поправить можно дом.

Дед Только то, видать, надежно,

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь!



Приложение 3.

Карточка 1. Докажите, что приведённый текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?


Н. Вот, Михал Евгенич, вы много прожили здесь. Вот этот Арбат. Значит, вы помните эти места арбатские? Вот Собачья площадка... знаменитая.

М. А как же, ну, а как же!

Н. Наверно, играли там? В детстве?

М. На Собачьей? Мы не играли, а... проходили просто. Там керосинова ла-а-вка была. Да. Лавка была. Потом, по-моему, больница Морозова что ли.

Н. Угу.

М. По-моему, там. Где как раз мой дядя умер. Костя. Во время войны.


__________________________________________________________________

Карточка 2. Докажите, что приведённый текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?


Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?








Приложение 4.


hello_html_5a04a0f8.png








Урок русского языка "Разговорный стиль речи"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка «Разговорный стиль речи»

Автор: Сапаргалиева Алмаш Заводбековна, учитель  Курчумской средней школы №1 имени Ю.А.Гагарина, село Курчум, Курчумский район, ВКО, Республика Казахстан.

Описание материала: краткосрочное  планирование  урока  по русскому языку на тему «Разговорный стиль речи» (7 класс).

                                                                                      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткосрочное  планирование составлено на основе:

1.      Учебника Русского языка для 7 класса (общеобразовательной школы).  Суйлеменова Э.Д.,  Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б., изд. «Атамұра»,  Алматы,   2012 г.

2.      Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

 

      Урок разработан для учащихся 7 класса с русским языком обучения, составлен в соответствии с программой и учебником для 7 класса.  Он является вторым  в системе уроков по теме «Стили речи».

Количество учащихся в классе 8, возраст 12-13 лет.

Состав класса: мальчиков – 4, девочек – 4.

  Класс со средней успеваемостью: 2-отличников,  3-хорошистов, 3-троечников.

   Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности.

В целом,  если создать благоприятную обстановку, а главное интересно преподносить новый материал, то ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы.

  Эмоциональный климат в классе благоприятный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению, «отверженных» нет. Среди ребят установились доверительные отношения.

   В целом класс характеризуется общительностью, сплоченностью, взаимоуважением и поддержкой.

       Основными аспектами, на которые опиралась при планировании стимулирование учащихся к доказательствам на основе собственного опыта, развитие коммуникативных способностей, через работу в парах, в группах, стремление к самостоятельности в обучении, осуществление исследовательской работы.

        Прогнозируемый результат: учащиеся приобретут  и совершенствуют навыки анализа текста через исследовательскую беседу; научатся анализировать и критически обрабатывать  информацию, предоставляя результат обработки в доступной и лаконичной форме; совершенствуют навыки публичного выступления с защитой работы, использования ИКТ, развивается письменная и устная речь; приобретут навыки сотрудничества  при групповой и парной работе.

      В данном краткосрочном планировании проявляется интеграция семи модулей Программы, основанной на конструктивистких  подходах  в обучении.

      В основном  планирование урока  обосновывается на модуле КМ напрямую связанным с диалоговым обучением, так как предполагается исследовательская беседа, и стратегии для развития критического мышления. 

     При внедрении  модуля «Критическое мышление»  буду использовать такие стратегии, как «Необъявленная тема», заполнение концептуальной таблицы «ЗХУ», творческой работы по созданию презентаций,  исследовательская работа при анализе текстов.

   Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении в зоне ближайшего развития. Развивает способность  синтезировать информацию и идеи, умение делать выбор  и ставить под сомнение идеи других,  при  этом учит доказывать свою точку зрения, опираясь на теоретический материал.

   Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяют учителю упорядочить этапы урока, что развивает познавательный интерес детей к предмету, повышает  мотивацию обучаемых, а, следовательно, эффективность процесса обучения.   

  Для талантливых  и одаренных учащихся предлагаются  творческие задания создание презентаций,  инсценированние сказки.

   Оценивание для обучения является главной составляющей в преподавании, поэтому оно  должно быть психологически комфортным , многоинструментальным и гибким. В данном уроке присутствуют формы суммативного и формативного оценивания, которые направлены на обучение детей объективному оцениванию самого себя и одноклассников. 

   Чередование и смена видов деятельности на уроке обеспечивают поддержание высокой работоспособности и активности учащихся на протяжении всего урока: возникает «ситуация успеха», помогающая детям обрести уверенность в своих силах и способностях; стимулируется мышление, память.      

   Уроки такого типа позволяют избежать схематизма, однообразия; создают творческую атмосферу; обеспечивают интерактивную работу учащихся; осуществляется педагогика сотрудничества,  гуманизация  процесса обучения. Формирование компетентной и образовательной личности обучающегося.  

 Обучение становится  доступно  и направлено  на удовлетворение  потребностей  учащихся.

 

 

 

Автор Сапаргалиева Алмаш Заводбековна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 3960
Номер материала 1632
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓