Главная / Русский язык и литература / урок русского языка: Р.р Подготовка к написанию сочинения-эссе «Служить Отечеству – служить России»

урок русского языка: Р.р Подготовка к написанию сочинения-эссе «Служить Отечеству – служить России»

Тема урока: Р.р Подготовка к написанию сочинения-эссе «Служить Отечеству – служить России»

Цели урока:

1. Продолжить знакомство с эссе как жанром публицистического стиля.

2. Формировать умения распознавать жанр, характеризовать текст данного жанра.

3.Выявить понятия и представления, связанные с патриотизмом сегодня.

Тип урока: урок развития речи (с применением ИКТ)

Оборудование: компьютерная презентация, учебник «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской, портрет Д.С. Лихачева, элементы кластера, памятки слушателю

Много есть на свете и кроме России

всяких хороших государств и земель,

но одна у человека родная мать –

одна у него и родина.

К.Д.Ушинский

Я патриот.

Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Второй такой не отыщу

Н. Коган



Ход урока

I. Организационный этап

- Что нам нужно для успешной работы?

- Что может быть визитной карточкой хорошего настроения?

Улыбнитесь друг другу и приступим к работе.

II. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке, ребята, мы с вами продолжим работу с эссе как жанром публицистического стиля. Научимся характеризовать текст данного жанра и отличать художественные возможности на примере текста Д.С. Лихачева. Для этого восстановим в памяти теоретико-литературные понятия, на которые будем опираться в ходе урока.

III. Этап актуализации опорных знаний

1.Какие стили речи вы знаете?

2. Вспомните типы речи.

3. Назовите малые жанры прозаической речи?

4. В каком из этих жанров находят отражение ваши впечатления?

5. А что такое эссе?

А вот как дается толкование эссе в словаре литературоведческих терминов.

Эссе (нескл., ср. р., в переводе с французского «опыт») - разновидность очерка - научного, исторического, критического, публицистического характера. В эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление.

IV. Переход к основному этапу урока

Откройте тетради и, соблюдая единый орфографический режим, запишите число, тему и эпиграфы к уроку. Я не случайно обратилась к этим словам, потому что все, о чем мы будем говорить сегодня, связано с понятиями: Россия, Отечество, Гражданин, Патриот.

«Патриотизм», «любовь к Родине», «Отчизны верные сыны»... Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов — возвышенных, благородных и одновременно (из-за частого употребления ) донельзя затертых и потерявших, на мой взгляд, свой изначальный блеск и даже смысл.

Песня «Край мой ракитянский» в исполнении Л. Гребенюк.

Зачитайте выдержки из сочинений на тему «Что же значит быть патриотом сегодня?»

- В наше время, когда преобладают власть денег и безнравственность в поведении, очень трудно найти патриота. Но, не смотря на всё это, – мы патриоты. Если нас просят помочь в расчистке Беловицкого леса, в посадке деревьев, уборке парка в посёлке Ракитное, то мы охотно откликаемся на эту просьбу. И пусть мы не жертвуем собой, как жертвовали своими жизнями солдаты во время войны, но мы сохраняем природу для будущих поколений. И поэтому я тоже считаю себя патриотом.

- Любовь к Родине приходит со временем, только с возрастом человек способен понять свое истинное отношение к Родине. На мой взгляд, такое слово, как "патриотизм" сегодня в нашей стране немного неактуально. По крайней мере, нечасто можно его услышать. Лично мне, гораздо больше нравится словосочетание- любовь к родине, нежели "патриотизм". Мне кажется, что большинство людей все-таки испытывает любовь к своей родине, к своей малой родине. Это практически естественное чувство. Мне непонятно, как можно не любить то место, где ты родился, вырос. У тебя может быть желание уехать жить за границу, оставив все, что есть здесь. Но желание вернуться снова в те места, где прошли самые счастливые детские годы, никогда не исчезнет. Я думаю, что нужно просто радоваться тому, что у тебя есть. Любить то, что тебя окружает. А если что-то не устраивает, просто стараться это изменить и исправить. Лично я понимаю, что люблю ту страну, где я родилась, люблю тот город, в котором прошло моё детство. Люблю русскую культуру и русских людей.

- Патриот - это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили, - это важно, и особенно сегодня. Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Это - настоящий патриотизм.

- Быть патриотом в наше время очень сложно: вокруг много соблазна - погоня за деньгами, приводящая к побегу из России. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами. Наверное, мало кто из нас задавал себе этот вопрос. А почему? Видимо, мы настолько заняты повседневными заботами и проблемами, что не до этого. Что сейчас является главным для наших родителей? Дать нам, детям, хорошее образование. А дети сходят с ума по американским фильмам и гордо заявляют: " Мы не патриоты" И не все родители испугаются, услышав эту фразу. А может быть, нечего пугаться? Еще неизвестно, что хотел сказать этим подросток: "Я не люблю свою страну" или "Я хочу жить в богатой и процветающей стране". И все же можно с уверенностью сказать, что русские люди - патриоты. Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская»

- Рядом с нашим домом живет человек, спокойный отзывчивый, улыбчивый, любящий шутки. Зовут его Иванов Геннадий, он работает в Ракитянском РОВД. Казалось бы, простой человек, а вот судьба у него не простая. Он служил в Чечне и совершил подвиг. Был тяжело ранен и лежал в госпитале. За отвагу был награждён орденом. Вот оттого человека я считаю патриотом, так как он любит Родину и готов отдать свою жизнь ради спасения своих товарищей.

- Россия – великое государство! Мы - граждане великой страны, молодое поколение, проживающее на её территории, являемся патриотами своей страны. Наши деды защищали её рубежи, мы тоже будем всегда исполнять свой патриотический долг. Ведь здесь мы выросли, получили знания, с молоком впитали в себя культуру, обычаи и традиции нашего народа. Русские люди не раз доказывали преданность своей Родине, отдавая жизни за свою страну. Русский человек делал это с гордостью, зная, что идёт на правое дело, являясь патриотом страны с большим именем – Россия.

Я твёрдо убеждена, что патриот – человек, который любит свою страну, уважает окружающих. Сегодня всё больше людей начинают сквернословить, а ведь это первый и самый важный признак неуважения к людям. На мой взгляд, патриот в нынешнее время человек воспитанный, не позволяющий себе злословить. Не менее важно указывать ругающимся людям на их недостаток. Таким образом, патриот – человек, пресекающий всякие нецензурные высказывания. Но, к сожалению, из года в год таких людей становится всё меньше. Но ведь так хочется, чтобы в нашем обществе царило взаимоуважение и понимание!

Что значит быть патриотом в России сегодня? И, вообще, что такое патриотизм? Патриотизм - любовь к своему дому, к своей улице, к своему городу, к своей стране и к своей планете. И эта любовь должна быть в каждом сердце.

- Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. Из рассказов взрослых я знаю, что в советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали, смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива «шагать два года в сапогах» не вызывает никого желания. И, тем не менее, армия является школой мужества. И именно тех людей, кто служит в армии, по праву можно считать патриотами. Я обязательно буду служить.

- Возможно, мои слова кто-то воспримет с улыбкой, но я считаю, что патриотами можно назвать тех людей, которые в магазинах отдают предпочтение русским товарам. Россия богатая страна, и мы, живущие в ней, спокойно можем обойтись без импортных товаров.

- Слушаю своих одноклассников и думаю, напрасно ругают наше поколение. Пусть мы молоды и многого не понимаем. Но мы верим в возрождение новой России. И постараемся сделать все, чтобы страна процветала. И только тогда мы можем смело назвать себя патриотами.

- Кто-то из мудрых сказал: « Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации». Но нам это не грозит. Мы свято чтим память о наших дедах и прадедах, отстоявших в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной войны, свободу и независимость нашей страны. Именно их мы называем патриотами.

- А я считаю, что патриот не только тот, кто совершает что-то глобальное. Вот, например, мой отец - простой шофер, ежедневно, в любую погоду добросовестно выполняет свою работу, я горжусь им, и считаю, что он патриот.

- Может то, что я сейчас скажу нескромно, но я могу назвать себя патриотом. Я стараюсь хорошо учиться, участвую в общественной жизни школы и посёлка.

- Давайте обобщим сказанное и составим кластер.

- Что такое кластер?

V. Составление кластера


hello_html_m2d562cdd.png




- Ребята, составьте и запишите в тетрадях понятие патриотизма. Начните свои высказывания так: патриотизм - это...

- Чье же высказывание самое удачное, на ваш взгляд?.. Почему?

Выслушав вас, ребята, я не могу ни процитировать слова Василия Розанова, в которых более полно отражается понятие патриотизма: «Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.


VI. Анализ текста

- Среди множества людей, посвятивших свою жизнь служению Родине можно назвать и А. Невского, и М.В. Ломоносова, и А.С. Пушкина и, конечно же, известного российского ученого - литературоведа, историка культуры, публициста, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачева. Давайте обратимся к тексту Д.С. Лихачева

( упражнение № 285)

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре.

Истинный патриотизм - это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране.

- Какова тема текста? Идея текста?

- Какая мысль в тексте является основной? Ответ запишите.

- В каком стиле написан текст?

- В каком жанре?

VII. Инсерт

Найдите и сделайте пометы на листах с художественными особенностями эссе, руководствуясь перечнем маркировочных знаков.


VIII. Творческий тренинг.

- Что такое кеннинги?

Составьте кеннинги к словам: Лихачёв, Россия, россияне, родина, школа, памятник, патриот, гражданин.

(групповая работа)


IX. Рефлексия


  • Я успеваю улыбнуться

  • Сколько слов и надежд

  • Давайте горевать и плакать откровенно

  • Ой, как хорошо, хоть песни пой

  • Доволен я своей судьбой

  • Неприятность эту мы переживём

  • Ах, зачем же этот день кончается

  • Не надо зла таить

  • Всё пока ещё в полном порядке

  • Кап-кап-кап из глаз на платье


X. Итог урока

Я думаю, ребята, что наш сегодняшний урок не пройдет для вас бесследно. И, конечно же, надеюсь, что вы станете настоящими патриотами своей Родины. Будете любить ее, защищать и приумножать ее богатства. Наш урок я хочу закончить строками Н.М.Рубцова:

Россия, Русь! Храни себя, храни…


урок русского языка: Р.р Подготовка к написанию сочинения-эссе «Служить Отечеству – служить России»
  • Русский язык и литература
Описание:

«Патриотизм», «любовь к Родине», «Отчизны верные сыны»... Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов — возвышенных, благородных и одновременно (из-за частого употребления донельзя затертых и потерявших, на мой взгляд, свой изначальный блеск и даже смысл). На уроке учащиеся продолжат работу с эссе как жанром публицистического стиля. Научатся характеризовать текст данного жанра и отличать художественные возможности на примере текста известного российского ученого - литературоведа, историка культуры, публициста, общественного деятеля Д.С. Лихачева, будут  выявлять  понятия и представления, связанные с патриотизмом сегодня. Прослушают песню «Край мой ракитянский» поэта-барда Л. Гребенюк.

Составят кластер «Что значит быть патриотом сегодня»,кеннинги  к словам: Лихачёв, Россия, россияне, родина, школа, памятник, патриот, гражданин.

Автор Фомина Валентина Михайловна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1072
Номер материала 19148
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓