Главная / Начальные классы / Урок русского языка "Временные формы глагола"

Урок русского языка "Временные формы глагола"

Тема

Временные формы глагола

Тип урока

Изучение нового материала

Вид урока

Урок-исследование



Цель

Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи

Обучающие: открыть новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы .

Развивающие: активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач. 

Ход урока:

Мобилизующее начало

Мы рады Солнцу и птицам!
Мы рады Улыбчивым лицам!

Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

Голова хорошо ... (думает)

Актуализация опорных знаний

Двадцатое февраля

Классная работа

А сейчас прочитайте, слова, которые будут девизом нашего урока. 

«Учись, смекай, активным будь! 
И к знаниям откроешь путь!» 

  1. Чистописание

Чистописание: Запишите звенья разорванной цепочки, расположив их красиво на строчке. При написании каждого звена движение руки старайтесь не прерывать.

лллл оооо гггг аааа лллл гггг

А теперь возьмите по одной букве от каждого звена и составьте новое звено: л о г а л г

Попытайтесь это произнести. А кто был внимательным и увидел в нем секрет? Раскройте нам, пожалуйста, тайну записи. (ГЛАГОЛ)

Отгадать слово вам поможет загадка. Слушайте внимательно!

Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду - Всё в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

Мне нравится читать, шуметь,

бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать, шить, жить,

свистеть и петь.

Почему я загадала загадку о глаголе?

Что такое глагол? 
Что обозначает глагол? 
На какие вопросы отвечает глагол?
Чем в предложении является глагол? 
Как определить число глагола? 
Что такое неопределенная форма глагола?

На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола? 

Назови суффиксы глаголов неопределенной формы.

Что нужно запомнить про суффикс глагола неопределённой формы чь

С какой частью речи связан глагол в речи?

Какие глаголы неопределённой формы прозвучали в стихотворении?



  1. Словарь

Посмотрите, здесь записаны словарные слова с которыми мы познакомились, но Я добавила новое, будьте внимательны. Прочитаем их вслух. Нашли новое слово?

Барабан, беседа, дежурный, завтрак, обед, одежда, победа, исследование

Задание. Запишите словарные слова, употребив их в форме глагола неопределённой формы. Цепочкой.

Мотивация Создание проблемной ситуации

Письменно. Подберите однокоренные слова к словам исследование и исследовать. (исследовательский, исследователь. Определить корень – след. Значит, исследовать – это идти по следу, находить знания и умения, делать новые открытия. Исследование — один из видов деятельности человека.


1.Что нужно для того, чтобы начать исследование? (предмет который нас заинтересовал и вопрос – Что? Как? Зачем? Почему? Где? Когда?)

2.Для чего нужны исследования?

3.Что можно исследовать?

4.Кто может заниматься исследованиями?

5.Как называется человек, занимающийся исследованиями?

6.По каким школьным предметам можно проводить исследования?

7.Чем заканчивается исследование?


Любое исследование начинается, как вы сказали, с неизвестного, с вопроса, на который надо найти ответ. А по-научному – с постановки проблемы. Вот сейчас мы должны будем найти проблему нашего исследования.

Посмотрите на тему нашего урока. «Временные формы глагола». Какие слова вам непонятны в формулировке темы?

Значит, у глагола, кроме ед. и мн. числа, неопр.ф., есть ещё морф. признак. Какой? Нам предстоит это исследовать и результатом нашего исследования будут новые знания о самой живой части речи.(кто-то так сказал о глаголе)

Формулировка проблемы

ПРОБЛЕМА : Какие ещё морфологические признаки есть у глагола?

Совместная работа по постановке цели исследования

Как вы думаете, какую цель мы должны поставить перед собой в предстоящем исследовании?

Конечно,

ЦЕЛЬ : узнать эти морфологические признаки, уметь их использовать в выполнении упражнений, тестов, контрольных работ, правильно и грамотно говорить на русском языке.

Выдвижение гипотезы

А что мы должны сделать, чтобы узнать новые морфологические признаки глагола? Конечно, выполнять упражнения, задания, исследовать тексты, записывать и т.д.

Каждый исследователь делает предположение, что ему надо сделать, чтобы добиться поставленной цели. Это называется формулировка гипотезы.

Попробуем сделать это.

ГИПОТЕЗА : «Если мы будем наблюдать за глаголом, ставить вопросы, изучать выполняя задания, то получим знания о новом морфологическом признаке глагола – временной форме»

Проверка гипотезы 

Для исследования нам понадобятся специальные инструменты и приборы. Давайте проверим их готовность. Ручки готовы? Карандаши?, линейка? Тетради? Пригодятся ли нам слух, зрение, умение думать и делать выводы? Исследователи готовы?

«Учись, смекай, активным будь! 
И к знаниям откроешь путь!» 

На партах исследовательские листы. Познакомьтесь с заданием.

Прочитай предложение. Найди глагол. Поставь к глаголу вопрос. Запиши предложение. В скобках запиши вопрос к глаголу. Определи когда, относительно момента речи происходит действие.

1 БЛОК

Солнце светит. (Что … ?)
Расцветают кисти черемухи. (Что … ?)
Вывод: действие происходит сейчас, в НАСТОЯЩИЙ момент речи.

2. БЛОК
Прошёл дождь. (Что … ?)
Прилетели птицы. (Что … ?)
Вывод: действие происходит …… момента речи.

3. Скоро зазеленеет травка. (что … ?) Будут цвести яблони. (Будут что … ?)
Вывод: действие происходит …… момента речи.

 Интерпретация полученных данных

Этот хитренький глагол

 Себе ВРЕМЯ изобрел.

 «Ухожу», - кричит  сегодня.

« А вчера, - кричит, -  ушел».

«Завтра, - скажет, - я  уйду!»

 Позавидуйте ему!

Что изобрел глагол? Время! Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?

- Какие слова помогли определить время? ( Сегодня, вчера, завтра.)

Вывод по результатам исследовательской работы


Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные на доске.

Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени

Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени

Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени

СТР 217 ПРАВИЛО В УЧЕБНИКЕ

Первичное закрепление и применение новых знаний на практике

«Аккуратный почтальон».

Магнитная доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».

Магниты.

иду  

 напишу  

нарисовал

берешь

возьму

бегали

читаем

узнаю  

писали

играю

выучу

слушали

пишет

закроют

прошёл

строим

сошьете

танцевали

 гуляю 

 споем    

уехал 

говорю

запомню

говорили

Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с  соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает  команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.


Для чего необходимо уметь правильно употреблять в речи временные формы глагола?

Прочитайте текст. У каждого на карточке.

Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
 
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
 
И в окно глядеть.
 
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, по улице погулять,
Курочек соседских попугать.

Почему вам было смешно?

Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно, по-русски?

(– Поставить глаголы в нужное время).

Работа выполняется устно, фронтально. Дети изменяют окончания глаголов в карточке.

Запишите глаголы, которые мы изменили, в тетрадь в три столбика

 Применение новых знаний в учебной деятельности

Стр 216 упр 491

Найди глаголы. Употреби в разной временной форме

Начальная форма

(что делать?)

Настоящее время

(Что делает?)

Прошедшее время

(Что делал?)

Будущее время

(Что сделает? Что будет делать?)














Вывод.

Итог урока

О какой части речи мы сегодня с вами говорили?

Какие слова помогли определить время? ( Сегодня, вчера, завтра.)

- Как еще можно определить время глагола? ( По вопросу и по суффиксу -л- у пр. времени.)

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени? Приведите примеры.

- С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться определять время  глагола . Правильно употреблять в речи глаголы каждого  времени.)


Достигли мы той цели, которую поставили в начале исследования? О каком новом морфологическом признаке глагола мы узнали?


1

Домашнее задание

Стр 217 упр 493







Дополнительный материал по теме ( можно использовать):

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою

(А. Плещеев)















Урок русского языка "Временные формы глагола"
  • Начальные классы
Описание:

Класс:  3 класс

Предмет: Русский язык

Тема урока: Временные формы глагола

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Урок-исследование

Цель урока:  Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

 Обучающие: открыть  новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы .

Развивающие: активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

 

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач. 

Формы обучения:

·         Коллективная (фронтальная)

·         Индивидуальная

Методы:

·         организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:

1.      наглядный;

2.      словесный (исследование, рассказ, беседа);

3.      практический (упражнения)

·         стимулирования и мотивации (игровой момент,);

·         контроля и самоконтроля:

1.      устный и письменный;

2.      фронтальный и групповой;

3.      текущий

Оборудование: учебники «Русский язык» для 3-го класса общеобразовательной школы С.А.Никитина, Л.П. Якунина, Р.Т. Мендекинова, Т.А. Кульгильдинова; тетради, авторучки, карандаши, линейки, индивидуальные карточки, презентация «Время глагола»

 

Автор Верендеева Гульнара Камиловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 521
Номер материала 39834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓