Учитель
русского языка и литературы: Жанабаева И.С.
Класс:
8 «В»
Тема урока
Виды сказуемого и способы его выражения
Тип
урока: урок русского языка в 8-м классе с использованием современных
педагогических мотивационных технологий через активные формы и технологии
развития критического мышления через чтение и письмо
Цели
урока: учащиеся должны уметь обобщать и систематизировать
учебный материал по теме "Виды сказуемого и способы его выражения".
Задачи:
Обучающие:
·
Обобщить и систематизировать знания о типах сказуемого и способах
его выражения.
·
Проверить усвоение материала с помощью использования
мультимедийной презентации.
Развивающие:
·
Развивать у учащихся критическое мышление.
·
Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка.
·
Развивать умение работать в группах.
Воспитывающие:
·
Повышать интерес к изучению русского языка.
Наглядность:
·
Мультимедийный проектор.
·
Экран.
·
Раздаточный материал.
Ход урока
I.
Организационный момент. (1 мин.)
Психологический
настрой «Мое пожелание»
Деление
на группы по форме стикеров – 4 группы – «сердечки», «яблоки», «цветочек», «домик»
II. На слайде
№1 демонстрируются тема и цели урока для учащихся.(1 мин.)
Учитель:
Тема урока «Виды сказуемых и способы их выражения»
Целеполагание
совместно с учащимися. Учитель: «Ребята, посмотрите
на тему урока. Подумайте и скажите: « Что мы будем делать на уроке?», «Чему мы
должны научиться?», « Попытайтесь сформулировать цель урока».
Правильно,
ребята. Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о типах сказуемого,
способах его выражения.
Совершенствовать
умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу.
Уметь
определять виды сказуемого.
Научиться
редактировать тексты.
III.
Обобщение и систематизирование знаний о видах сказуемого и способах его
выражения.
Учитель
-
Ребята, сейчас мы повторим, какие бывают виды сказуемого.
Задание
1Составить мини- проект по теме «Виды сказуемого».
В этом проекте вы должны продемонстрировать знание теоретического материала.
Можете свой проект представить в виде кластера, в виде опорной схемы, в виде
рисунка. На это задание вам отводится 4 минуты.
1. Составление кластера "Виды сказуемого". (4 мин.)
1 группа составляет мини-проект по теме «Сказуемое»
2 группа составляет мини-проект по теме «Простое глагольное
сказуемое»
3 группа составляет мини-проект по теме «Составное глагольное
сказуемое»
4 группа составляет мини-проект по теме «Составное именное
сказуемое»
Инструктаж.
Учитель раздает карточки с критериями оценивания. Проводит
инструктаж.
Учитель: «Ребята, прежде чем вы приступите к защите своих
работ, послушайте, по каким критериям вы будете оценивать своих товарищей по классу».
Учитель зачитывает критерии.
Защита проектов. Выходит вся группа и защищает проект.
Взаимооценивание.
Учитель раздает карточки с критериями оценивания. Проводит
инструктаж.
Учитель
-
Повторим теоретический материал.
2.
Приём "Согласен - Не согласен". (Слайд
№ 3). (9 мин.)
(Учащиеся
заполняют таблицу, в которой в 1-ом столбике даны тезисы, а во 2-ом столбике
они пишут "да" или "нет").
Учитель раздаёт
учащимся тезисы.
-
Напротив утверждения, с которым вы согласны, написать ответ "да".
Напротив утверждения, с которым вы не согласны, написать ответ "нет".
Тезисы.
1. Сказуемое-это
главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие,
состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним
делается? каков он? кто он такой? что он такое? (Да).
2. Сказуемое
выражает лексическое и грамматическое значение. (Да).
3. Сказуемое,
выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным
сказуемым. (Нет).
4. В
простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены
одним глаголом. (Да).
5. В
этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым. Ещё
громче будут петь птицы. (Нет).
6. Составным
глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из
вспомогательного глагола и именной части. (Нет).
7. В
составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются
в разных знаменательных словах: лексическое - в неопределённой форме глагола,
грамматическое - во вспомогательном слове. (Да).
8. Составным
именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки
и неопределённой формы глагола (инфинитива). (Нет).
9. В
роли глагола-связки может выступать только связка быть в
нулевой форме. (Нет).
10. Именная
часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем
существительным, именем прилагательным и именем числительным. (Нет).
11. В этом
предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Дорога
проложена через лес. (Нет).
Затем
осуществляется взаимопроверка. Ученик проверяет работу
товарища по слайду и ставит оценку на полях в тетради. (Слайд № 4).
Критерии
оценивания ( на доске).
11-12
правильных ответов - "5".
9-10 правильных
ответов - "4".
6-8
правильных ответов - "3".
Разбор
отрицательных ответов. (Слайд № 5).
Обсуждаем
с учащимися по слайду неверное утверждение и даём верное.
Учитель
- Проверив теоретические знания, попробуем безошибочно определить
виды сказуемого и способы его выражения.
3.
Работа с сигнальными карточками. (5
мин.)
У
каждого учащегося 7 карточек с номерами предложений.
Даны
предложения. (Слайд № 6).
1) Молодой Дубровский хотел заняться делами.
2) Я лошадей кормить буду.
3) Туман начинает понемногу рассеиваться.
4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят душистым огнём.
5) И у меня есть своя заветная мечта.
6) Сегодня я знал назубок весь параграф.
7)
Вечером море было чёрного цвета.
Учитель
характеризует главные члены предложения, а ученик поднимает карточку с номером
того предложения, характеристике которого оно соответствует.
Номер
может быть не один.
·
В этом предложении есть составное глагольное сказуемое. (1,3).
·
В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4).
·
В этом предложении составное именное сказуемое выражено цельным
словосочетанием. (7).
·
В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом.
(6).
·
В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6, 4-в них
однородные).
·
В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли
вспомогательного, является простым глагольным сказуемым? (5).
Учитель
- А
сейчас, ребята, вы будете определять грамматическую основу предложения и вид
сказуемого.
Затем
осуществляется взаимопроверка по слайду. (Слайд № 7).
На
полях выставляется оценка.
Критерии
оценивания:
"5"
- нет ни одной ошибки или одна негрубая ошибка.
"4"
- допущены ошибки в 1-2 предложениях.
"3"
- допущены ошибки в 3-х предложениях.
4.
Работа в парах. (7 мин.)
На
Большой Грузинской улице в Москве есть старинный дом. Он стоит уже более двух
веков и отличается удивительными пропорциями. Здание было построено в XVIII
веке. Для нас этот дом очень дорог. В его стенах Владимир Даль начал создавать
знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка". Этой
работе было посвящено сорок три года! Словарь Даля уже более ста лет считается
лучшим словарём русского языка.
Валеопауза. (1мин.)
«Финская полька»
5. Дифференцированное задание. (5 мин.)
Учитель
- Сильные
учащиеся заменяют простые глагольные сказуемые
составными.
(Задание дано на доске).
1. Собрание начнётся точно в назначенный срок. 2. Учитель
поможет ребятам в решении трудных задач. 3. Сыновья помогают матери в домашних
делах. 4. Она водит машину. 5. Сыновья навестили своих родителей.
Примерные
ответы: должно начаться, должен помочь, рады помочь, умеет водить, закончит
читать.
- Остальные
учащиеся исправляют ошибки в именной части составного именного
сказуемого. (Слайд № 8)
Цель:
видеть и исправлять грамматические ошибки в предложениях с составным именным
сказуемым.
1.
Одно из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть
"Капитанская дочка". 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода
стояла очень хорошей. 4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз.
5. Наш сосед по купе оказался военный.6. Вот эта смелость, дерзость, сила любви
к Родине, стремление уничтожить несправедливость – особенно дорога мне в поэте.
Учитель.
-
Итог урока провожу в форме вопросов «толстых» и « тонких» и ответов на
них.
1
Какие виды сказуемых вам известны?
2 Что
означает термин «грамматическое значение» сказуемого?
3
Какой глагол выражает грамматическое значение у СГС, а у СИС, у ПГС?
4 Назовите
сказуемое в предложениях:
Мои
хладеющие руки тебя старались удержать.
Ветер
между тем час от часу становился сильнее.
IV.
Выставление мотивированных оценок. (2
мин.)
Учащиеся
подсчитывают средний балл на полях и сообщают учителю.
V.
Рефлексия. Домашнее задание. Параграфы 11- 14, упр. 102 стр 51
(2
мин.)
Обратная
связь
Подвожу
итоги деятельности каждого учащегося. Ученикам раздаю карточки № 1, где они
работают самостоятельно, чтобы выяснить пробелы в знаниях. В первом столбике
они ставят " + " или " - ".
Карточка
итогов деятельности
|
+/ -
|
1. Знаю
виды сказуемых.
|
|
2.
Безошибочно определяю грамматическую основу предложения.
|
|
3.
Нахожу в предложении простое глагольное сказуемое.
|
|
4.
Нахожу в предложении составное глагольное сказуемое.
|
|
5.
Нахожу в предложении составное именное сказуемое.
|
|
Обратная связь: Прием
«Дерево возможностей» - на стикерах –листочках
ученики пишут «Я уверен», «Я сомневаюсь», «Мне все понятно», «Я не понял(а)
тему», «Я хочу рассказать о сказуемом на следующем уроке», «Мне было интересно,
тему урока я понял(а)»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.