Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка "Устаревшие слова"

Урок русского языка "Устаревшие слова"

Название документа конспект урока.doc

Тема урока: Устаревшие слова


Цель: познакомиться с понятием устаревшие слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.

Задачи:

-познакомить учащихся с причинами устаревания слов в русском языке;

-учить пользоваться толковым словарём и извлекать информацию из текстов путём исследования;



Тип: Изучение нового материала.

Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический, демонстрационный, метод самостоятельной работы.

Формы: фронтальная работа, в парах, в группах,  индивидуальная работа, коллективная.


Оборудование и программное обеспечение:

Презентация по теме “Устаревшие слова”, раздаточный материал с практическими заданиями.


ХОД  УРОКА


1.Организационный момент

На доске написаны ряды слов:

1) Лоб, золото, щеки, предсказатель, одежда:

2) злато, одеяние, вещун, ланиты, чело.

Учитель. Прочитайте вслух слом первого ряда. Скажите, что в них есть общего.

Это имена существительные.

Эта общеупотребительные слова.

Учитель. Расскажите, какие слова называются общеупотребительными,

2. Формулирование темы и цели урока (слайды 1-2)


Учитель. Прочитайте вслух слова второго ряда. Соедините слова с одинаковым значением из первого и второго рядов.

Лоб — чело, золото — злато, щеки — ланиты, предсказатель — вещун, одежда — одеяние.


Учитель. Чем отличаются вторые слова каждой пары от первых?

Эти слова устарели. Их не употребляют в повседневной жизни.


Учитель. Скажите, как называются слови, которые устарели, и сформулируйте тему сегодняшнего уроки.

Слова, которые устарели называются устаревшими.

Значит, Тема урока сегодняшнего урока — «Устаревшие слова».


Учитель пишет тему урока на доске.


Учитель, Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с ...;

2) учиться отличать....

Цель нашего урока: познакомиться с понятием устаревшее слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.


3. Объяснение нового материала.

- Устаревшие слова делятся две группы. А какие - мы сейчас выясним.

Словарный состав русского языка постоянно меняется: исчезают одни слова, появляются другие. Почему это происходит?

Изображение кафтана. (слайд 3)

Дайте толкование слова по словарю. Как помечаются устаревшие слова в словарной статье словаря?


-Почему устаревают слова?

Найдите в словаре слово КУШАК. Пользуемся ли мы этим словом? А предметом? То есть предмет существует, и он называется пояс.

Вывод: слова, которые устарели потому, что исчезают обозначаемые ими явления действительности, называют ИСТОРИЗМАМИ.


Слова, которые устарели потому, что их сменили синонимы, называют АРХАИЗМАМИ


Работа с рисунком на странице учебника

- Что изображено на рисунке?

- К какому виду устаревших слов относятся существительные, которые обозначают эти предметы?

- Значение какого слова вам непонятно? (Ендова)

- Как узнать значение этого слова? (Обратиться к словарю)

Работа с толковыми словарями.

- Определите название безымянного предмета.

- Составьте словосочетания с этими словами, запишите в тетрадь.


4. Закрепление материала.


1.Работа с раздаточным материалом.

- Из какого произведения отрывок? Кто его автор?

В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.


Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Выписать в тетрадь предложения с устаревшими словами, надпишите вид устаревшего слова (ист. // арх.)

Подписанные карточки собираем, проверяем работу в тетради.

- Какие ещё названия старинной одежды вы знаете? (Армяк, камзол, полукафтан, кокошник, картуз). (Слайды 4 – 8)


2. Физминутка.

- А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный.

Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.

Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Укажите перстами чело, очи, бры, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь. Погрозите перстом соседу.


3. Работа со словами. (Слайд 9)

Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь в случае необходимости толковым словарём.

Еда:


Посуда:


Одежда:


Женские головные уборы:



Слова : кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник, кичка.


4. Исследовательская работа с текстом

Текст для мальчиков

Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расплавлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.

  1. Определите тему текста, озаглавьте его.

  2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.


Текст для девочек

Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом веке прялка была в каждом доме – за неё садились уже с 6 – 7 лет.

Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на гребне укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.

Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.

1. Определите тему текста, озаглавьте его.

2.Объясните с помощью текста лексическое значение слов прялка, кудель, веретено. Запишите ответ в виде словарной статьи.


Учитель проверяет работы и выставляет оценки.


5. Рефлексия. Итоги урока (слайд 10)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие цели мы реализовали на уроке?

-Какие слова называют устаревшими?

-О чём рассказывают устаревшие слова?

-Нужно ли собирать, беречь устаревшие слова?


6. Домашнее задание:

Выучить материал параграфа. Выполнить упражнение___.


Название документа устаревшие слова.ppt

Тема урока Устаревшие слова
Цели и задачи урока - усвоение понятий «архаизмы» и «историзмы» Задачи: -позн...
К а ф т а н
Армяк
Камзол
Полукафтан
Кокошник
Картуз
Еда	 Посуда	 Одежда	 Женский головной убор
Подведём итоги урока: Что нового вы узнали на уроке? Какие цели мы реализовал...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема урока Устаревшие слова
Описание слайда:

Тема урока Устаревшие слова

№ слайда 2 Цели и задачи урока - усвоение понятий «архаизмы» и «историзмы» Задачи: -познако
Описание слайда:

Цели и задачи урока - усвоение понятий «архаизмы» и «историзмы» Задачи: -познакомить учащихся с причинами устаревания слов в русском языке; -учить пользоваться толковым словарём и извлекать информацию из текстов путём исследования;

№ слайда 3 К а ф т а н
Описание слайда:

К а ф т а н

№ слайда 4 Армяк
Описание слайда:

Армяк

№ слайда 5 Камзол
Описание слайда:

Камзол

№ слайда 6 Полукафтан
Описание слайда:

Полукафтан

№ слайда 7 Кокошник
Описание слайда:

Кокошник

№ слайда 8 Картуз
Описание слайда:

Картуз

№ слайда 9 Еда	 Посуда	 Одежда	 Женский головной убор
Описание слайда:

Еда Посуда Одежда Женский головной убор

№ слайда 10 Подведём итоги урока: Что нового вы узнали на уроке? Какие цели мы реализовали н
Описание слайда:

Подведём итоги урока: Что нового вы узнали на уроке? Какие цели мы реализовали на уроке? Какие слова называются устаревшими? Почему слова устаревают? О чём рассказывают устаревшие слова? Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.

Урок русского языка "Устаревшие слова"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка на тему «Устаревшие слова». Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомиться с понятием устаревшие слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.

Задачи:

 -познакомить учащихся с причинами устаревания слов в русском языке;

-учить пользоваться толковым словарём и извлекать информацию из текстов путём исследования;

Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический, демонстрационный, метод самостоятельной работы.

Формы: фронтальная работа, в парах, в группах,  индивидуальная работа, коллективная.

Оборудование и программное обеспечение:

Презентация по теме “Устаревшие слова”, раздаточный материал с практическими заданиями.

 

Структура урока: 1. Организационный момент 2. Формулирование темы и целей урока 3.Объяснение нового материала 4. Закрепление изученного материала 5.  Рефлексия, итоги урока 6. Домашнее задание.

Автор Корнеева Наталия Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1070
Номер материала 41634
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓