Тема урока: Устаревшие слова
Цель: познакомиться с понятием устаревшие слова; учиться
отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.
Задачи:
-познакомить учащихся с причинами устаревания
слов в русском языке;
-учить пользоваться толковым словарём и
извлекать информацию из текстов путём исследования;
Тип: Изучение нового материала.
Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический,
демонстрационный, метод самостоятельной работы.
Формы: фронтальная работа, в парах, в группах,
индивидуальная работа, коллективная.
Оборудование и программное обеспечение:
Презентация по теме “Устаревшие слова”,
раздаточный материал с практическими заданиями.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
На доске написаны ряды слов:
1) Лоб, золото, щеки, предсказатель, одежда:
2) злато, одеяние, вещун, ланиты, чело.
Учитель. Прочитайте вслух слом первого ряда. Скажите, что в
них есть общего.
Это имена существительные.
Эта общеупотребительные слова.
Учитель. Расскажите, какие слова называются
общеупотребительными,
2. Формулирование темы и цели урока (слайды 1-2)
Учитель. Прочитайте вслух слова второго ряда. Соедините
слова с одинаковым значением из первого и второго рядов.
Лоб — чело, золото — злато, щеки — ланиты, предсказатель —
вещун, одежда — одеяние.
Учитель. Чем отличаются вторые слова каждой пары от первых?
Эти слова устарели. Их не употребляют в повседневной жизни.
Учитель. Скажите, как называются слови, которые устарели, и
сформулируйте тему сегодняшнего уроки.
Слова, которые устарели называются устаревшими.
Значит, Тема урока сегодняшнего урока — «Устаревшие слова».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель, Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его
тему. Используйте опорные фразы на доске.
1) Познакомиться с ...;
2) учиться отличать....
Цель нашего урока: познакомиться с понятием устаревшее
слова; учиться отличать устаревшие слова от других лексических групп слов.
3. Объяснение нового материала.
- Устаревшие слова делятся две группы. А какие
- мы сейчас выясним.
Словарный состав русского языка постоянно
меняется: исчезают одни слова, появляются другие. Почему это происходит?
Изображение кафтана. (слайд 3)
Дайте толкование слова по словарю. Как
помечаются устаревшие слова в словарной статье словаря?
-Почему устаревают слова?
Найдите в словаре слово КУШАК. Пользуемся ли
мы этим словом? А предметом? То есть предмет существует, и он называется пояс.
Вывод: слова, которые устарели потому, что
исчезают обозначаемые ими явления действительности, называют ИСТОРИЗМАМИ.
Слова, которые устарели потому, что их
сменили синонимы, называют АРХАИЗМАМИ
Работа с рисунком на странице учебника
- Что изображено на рисунке?
- К какому виду устаревших слов относятся
существительные, которые обозначают эти предметы?
- Значение какого слова вам непонятно?
(Ендова)
- Как узнать значение этого слова? (Обратиться
к словарю)
Работа с толковыми словарями.
- Определите название безымянного предмета.
- Составьте словосочетания с этими словами,
запишите в тетрадь.
4. Закрепление материала.
1.Работа с раздаточным материалом.
- Из какого произведения отрывок? Кто его автор?
В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня
сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька
довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и
знаки препинания.
Выписать в тетрадь предложения с устаревшими
словами, надпишите вид устаревшего слова (ист. // арх.)
Подписанные карточки собираем, проверяем
работу в тетради.
- Какие ещё названия старинной одежды вы знаете?
(Армяк, камзол, полукафтан, кокошник, картуз). (Слайды 4 – 8)
2. Физминутка.
- А теперь поиграем. Выясним, кто самый
внимательный.
Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и
повторяйте за мной движения.
Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите
десницу и шуйцу. Укажите перстами чело, очи, бры, уста, ланиты. Ударьте дланью
о долонь. Погрозите перстом соседу.
3. Работа со словами. (Слайд 9)
Распределите
устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь в случае необходимости
толковым словарём.
Еда:
|
|
Посуда:
|
|
Одежда:
|
|
Женские
головные уборы:
|
|
Слова : кокошник,
кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк,
квашня, корчага, ушат, повойник, кичка.
4. Исследовательская работа с текстом
Текст
для мальчиков
Долгое время
крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце
расплавлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки.
Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с
расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой,
куда падали угольки.
1.
Определите тему текста, озаглавьте его.
2.
Объясните с помощью текста лексическое
значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
Текст
для девочек
Прялка… В наши дни
не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом веке прялка была в каждом
доме – за неё садились уже с 6 – 7 лет.
Назначение прялки –
превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня
(лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется
гребень, на гребне укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
Пряха
садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а
правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и
наматывается нить.
1. Определите
тему текста, озаглавьте его.
2.Объясните с
помощью текста лексическое значение слов прялка, кудель, веретено. Запишите ответ в виде словарной статьи.
Учитель проверяет
работы и выставляет оценки.
5. Рефлексия.
Итоги урока (слайд 10)
- Что
нового вы узнали на уроке?
- Какие
цели мы реализовали на уроке?
-Какие слова
называют устаревшими?
-О чём рассказывают
устаревшие слова?
-Нужно ли собирать,
беречь устаревшие слова?
6. Домашнее
задание:
Выучить материал параграфа.
Выполнить упражнение___.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.