Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных –ЧИК и -ЩИК". 5-й класс.

Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных –ЧИК и -ЩИК". 5-й класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


  1. Предмет: русский язык

  2. Класс: 5

  3. Тема урока: Употребление суффиксов существительных –ЧИК, -ЩИК (1 час).

7. Базовый учебник: Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.


  1. Цель урока: сформировать навык правильного употребления суффиксов существительных –чик, -щик.

  2. Задачи:

- обучающие:

- активизировать знания, полученные учащимися ранее,

- познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;

- научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;

- обратить внимание учащихся на различные функции суффикса –чик-;

- повторить сопутствующие орфограммы: правописание ь для смягчения согласных, правописание сомнительных согласных и букв на стыке двух согласных;

- развивающие:

- совершенствовать коммуникативную, лингвистическую, языковую компетенции;

- развивать умение работать в паре;

- обогащать лексический запас учащихся;

- воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к родному языку,

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

10.Тип урока: комбинированный урок

11.Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная

12.Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс (или компьютер с интерактивной доской), мультимедийный проектор, проекционный экран, раздаточный материал.

13.Структура и ход урока:



Таблица № 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организационный момент


Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку

Готовятся к уроку


2

2

Актуализация знаний.


Даёт задание, проверяет его выполнение, задаёт вопросы.

Выполняют задание в тетради, отвечают на вопросы.

3

3.

Определение темы и цели урока.


С помощью проблемных вопросов подводит к теме и цели урока, записывает тему на доске.

Отвечают на вопросы, формулируют тему, записывают её в тетрадь, формулируют цель.

2

4.

Изучение нового материала: решение орфографических проблем.

ЭОР № 1

Объясняет задание для исследовательской работы в паре, подводит к решению орфографической проблемы, рассказывает сказку, демонстрирует ресурсы.

Работают в паре, проводя исследование слов с суффиксами -чик, -щик, формулируют правило и способ действия, сверяют его с учебником, анализируют слова с сопутствующими орфограммами, вспоминают изученные ранее правила с помощью ресурсов.

8

5.

Физминутка для глаз.

ЭОР № 2

Проводит физическую разминку для глаз

Выполняют разминку для глаз

3

6.

Закрепление повторённых и изученной орфограмм.

ЭОР № 3

ЭОР № 4

ЭОР № 5

Демонстрирует ресурсы, объясняет задания, контролирует правильность их выполнения.

Выполняют задания ресурсов и учебника, объясняют правописание, комментируют ответы одноклассников, исправляют возможные ошибки, работают на карточках.

16

7.

Рефлексия.


Задаёт вопросы по уроку.

Подводят итоги урока, анализируют свою работу.

3

8.

Домашнее задание.


Объясняет задание.

Записывают задание в тетрадь, задают возможные вопросы.

3



Приложение к плану-конспекту урока

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Правописание суффиксов имен существительных –чик, -щик.

(и-тип)

Модуль

(правила)

http://www.fcior.edu.ru/card/12210/pravopisanie-suffiksov-imen-sushestvitelnyh-chik-shik.html

2.

Зарядка для глаз.

(п-тип)

Презентация

http://www.rusedu.ru/detail_2617.html

3.

Правописание суффиксов имён существительных чик и щик.

(к-тип)

Модуль

(упражнения)

http://www.fcior.edu.ru/card/11105/pravopisanie-suffiksov-imen-sushestvitelnyh-chik-i-shik.html

4.

Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик).

(п-тип)

Модуль

(упражнения)

http://www.fcior.edu.ru/card/1944/bukvy-ch-i-sh-v-suffikse-chik-shik-p.html

5.

Правописание суффиксов имен существительных –чик-, -щик-.

(п-тип)

Модуль

(упражнения)

http://www.fcior.edu.ru/card/13147/pravopisanie-suffiksov-imen-sushestvitelnyh-chik-shik.html


Употребление суффиксов существительных –ЧИК и -ЩИК. 5-й класс.


Цель урока: сформировать навык правильного употребления суффиксов существительных –чик, -щик.

Задачи:

- обучающие:

- активизировать знания, полученные учащимися ранее, подвести их к теме и цели урока;

- познакомить учащихся со способами действия при выборе написания суффиксов -чик, -щик;

- научить применять этот способ действия для правильного написания;

- обратить внимание учащихся на различные функции суффикса –чик-;

- повторить сопутствующие орфограммы: правописание ь для смягчения согласных, правописание сомнительных согласных и букв на стыке двух согласных;


- развивающие:

- совершенствовать коммуникативную, лингвистическую, языковую компетенции;

- развивать умение работать в паре;

- обогащать лексический запас учащихся;


- воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к родному языку,

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

ХОД УРОКА.

I. Оргмомент.

II. Тема урока.

  1. Актуализация знаний.

* Образуйте существительные со значением «лицо по профессии» от указанных слов суффиксальным способом.

На доске: библиотека, скрипка, трактор, груз, камень

(библиотекарь, скрипач, тракторист, грузчик, каменщик)

* Что придаёт это значение словам? (суффиксы)

2. Определение темы и целей урока.

* Правописание каких суффиксов вызвало у вас затруднение? (-чик, -щик) Почему? (произношение не совпадает с написанием)

А это значит, мы имеем дело с орфографической проблемой, решить которую нам сегодня и предстоит.

* Как бы вы сформулировали тему урока? (Правописание суффиксов -чик, -щик)

* Поставьте перед собой цель.

3. Решение орфографической проблемы №1.

а) Исследовательская работа в парах.

* Выпишите из предложенного вам текста слова с суффиксами –чик, -щик в два столбика: с суффиксом –чик и суффиксом –щик (на каждой парте лежит распечатка текста).

Однажды разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетонщиком, и каменщиком, и сварщиком, и паркетчиком, и смазчиком, и лакировщиком, и подносчиком, даже пытался завербовать перебежчика. Однако вскоре выяснилось, что заговорщики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.

(Должно получиться:

разведчик

паркетчиком

смазчиком

подносчиком

перебежчика

заговорщиков

бетонщиком

каменщиком

сварщиком

лакировщиком


б) Формулирование правила.

* Почему же в одних словах пишется суффикс –чик, а в других - -щик?

* Чтобы ответить на этот вопрос, изучите выписанные слова и попытайтесь найти какую-либо закономерность.

А чтобы облегчить вашу задачу, я расскажу сказку. Если вы внимательно её выслушаете, то легко справитесь с заданием.

"Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс - ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс - ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а -ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко". (Дети работают и формулируют правило написания)

* Проверьте себя по правилу в учебнике § 89.

4. Решение орфографической проблемы № 2.

* К сожалению, это не единственная проблема при написании слов с суффиксами –чик, -щик.

На доске: барабан…, фона(р,рь)щик, го(н,нь)щик, перебе…ик

* Вызывают ли эти слова затруднение при написании? Почему? (в них есть другие орфограммы: правописание РЩ, ЧН, ЧК и слияние согласных ЗЖ, СЧ, ЖЧ)

* Давайте вспомним эти правила.

http://www.fcior.edu.ru/card/12210/pravopisanie-suffiksov-imen-sushestvitelnyh-chik-shik.html (ЭОР, см. ссылку)

*Почему в одном из этих слов пишется суффикс –чик, а в другом - -щик? (потому что у них разные лексические значения)hello_html_m4124046a.pnghello_html_m67f768a0.png

hello_html_m10950061.pnghello_html_10e9467d.png






hello_html_2789ef95.png





5. Физминутка для глаз.

(ЭОР, см. ссылку) http://www.rusedu.ru/detail_2617.html


6. Закрепление.

а) Отработка сопутствующих орфограмм.

http://www.fcior.edu.ru/card/11105/pravopisanie-suffiksov-imen-sushestvitelnyh-chik-i-shik.html (ЭОР, см. ссылку, задание 1,2, 3).

(Если урок проходит в компьютерном классе, то все выполняют задания на ПК, если такой возможности нет, то по одному человеку на каждое задание у интерактивной доски или компьютера, остальные слушают и исправляют возможные ошибки)

hello_html_m4a0c28f2.pnghello_html_ma156603.png











hello_html_m431ee161.png











б) * Упр. 689.

в) (Во время самостоятельного выполнения упр. 689 один ученик работает индивидуально с ресурсом с последующей коллективной проверкой.) Распределительный диктант.

http://www.fcior.edu.ru/card/1944/bukvy-ch-i-sh-v-suffikse-chik-shik-p.html (ЭОР, см. ссылку, задание 2)hello_html_528508fd.png











г) Отработка навыков употребления слов с изученными суффиксами.

http://www.fcior.edu.ru/card/13147/pravopisanie-suffiksov-imen-sushestvitelnyh-chik-shik.html (ЭОР, см. ссылку, задания 1, 2, 3) hello_html_c4719ed.pnghello_html_m6c3b3ccb.png








(Если урок проходит в компьютерном классе, то все выполняют задания на ПК, если такой возможности нет, то 1 задание один человек у интерактивной доски или компьютера, остальные – в тетрадях записывают пропущенные слова, 2 задание выполняет один ученик у доски, остальные в это время пишут предложения под диктовку, 2 человека работают по карточкам (см. дополнительный материал), 3 задание – творческое - самостоятельно в тетради с последующей hello_html_12171659.png

проверкой.)




Дополнительный материал.

* Записать предложения под диктовку, графически обозначить орфограмму.

Поехал я в должности грузчика доставать для колхоза запчасти.

Этот худенький юноша - спорщик и выдумщик.

Сплавщики ушли работать рано утром.

С собой в дорогу мы взяли попутчиков.


Карточка № 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…


Карточка № 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…

III. Рефлексия.

* Что вы узнали сегодня на уроке?

* Для чего нам нужно знать эти правила?

* Достигли мы поставленной цели?

* Трудно ли было изучать данную тему?


IV. Д/з:

  1. § 89.

  2. Упр. 690.

  3. Подготовиться к проверочному тесту.


Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных –ЧИК и -ЩИК". 5-й класс.
  • Русский язык и литература
Описание:

Материал содержит конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Употребление суффиксов существительных -ЧИК и -ЩИК" с использованием ЭОР.

Цель  урока: сформировать навык правильного употребления суффиксов существительных –чик, -щик.

Задачи:

- обучающие:

  • активизировать знания, полученные  учащимися ранее, подвести их к теме и цели урока;
  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания суффиксов -чик, -щик;
  • научить применять этот способ действия для правильного написания;
  • обратить внимание учащихся на различные функции суффикса –чик-;
  • повторить сопутствующие орфограммы: правописание ь для смягчения согласных, правописание сомнительных согласных и букв на стыке двух согласных;

-развивающие:

  • совершенствовать коммуникативную, лингвистическую, языковую  компетенции;
  • развивать умение работать в паре;
  • обогащать лексический запас учащихся;

-воспитательные:

  • воспитывать интерес и   любовь к родному языку,
  • формировать навыки контроля и самоконтроля.

 

Автор Рулько Татьяна Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1299
Номер материала 38363
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓