Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка "Правописание парных согласных" 2 класс

Урок русского языка "Правописание парных согласных" 2 класс

Скачать материал

 

 

 

 

 

Конспект урока по теме:

 «Правописание парных согласных на конце слова и перед  согласными»

 

 

 

подготовила

учитель начальных классов

Киселёва  Ольга Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными»

Предмет:  Русский язык

Класс: 2

Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными»

Цель: формировать умения УУД                  

Предметные:

·         формировать умение видеть орфограмму;

·         уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;

·         развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные:

·         развивать внимание, мышление, речь;

·         уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

·         уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

·         уметь строить работу с партнёрами;

·         уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные:

·         уметь оценить свою работу и работу товарища;

·         уметь находить причину успеха работы.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование:

·         схема с основными вопросами урока;

·         алгоритм проверки парной согласной;

·         карточки с заданиями;

·         сигнальные карточки;

·         карточки для самооценки.

 

 

Ход урока.

1.      Мобилизующий этап.

Цель: мотивировать к учебной деятельности

Прозвенел для нас звонок  -

Начинается урок.

К нам без опоздания 

Приходи, старание. 

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда  учиться.

-   На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)

- Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)

-  Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике.

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.

Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности  по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.

· Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

Орфографическая зарядка.

 - Итак, в путь.

 - Остановка в городе Слов.

 - Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.

Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.

-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной).

Постановка проблемы урока

- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)

- Все ли написали правильно эти слова?

-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки? Чего мы не знаем? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).

·                    Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).

-Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).

- В течение урока мы ответим на вопросы:

Что

Где                                         надо проверять?

Как

Чем

3. Выявление места и причин затруднения.

Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.

Работа в группах.

Тетра.., арбу…, сне…, сапог…, гри.., сле…

Вывод.

 - Встаньте те, у кого нет ошибок.

 - Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?

Правило.

Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.

4. Построение проекта выхода из  затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднений.

На доске образец написания слов с парной согласной.

ГРИБ              ГОЛУБКА

ЗУБ                             ЗАКЛАДКА

 ГЛАЗ                         РЕДКИЙ

- Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как называется эта орфограмма? (парная согласная в конце слова).

-Давайте составим схему слов к первому столбику.

Надпись: Пар.сог.                                                                         

-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

-Давайте составим схему слов ко второму столбику.

Надпись: Пар.сог.                                                         

-Что общего у  слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

- Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?

 (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

 Вывод: - Ответим на вопросы:

- Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)

-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)

-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)

- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Что                                                                              б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с        

Где                                         надо проверять?        в корне, на конце слова

Как                                                                            подбирать однок. слова, изменение формы сл.

Чем                                                                            после согласного слышался гласный звук

Физминутка.

- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.

Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать проект.

- Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.

Спор согласных.

 - В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

 - В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

 - Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.

 Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.

 - Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД  нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.

 Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.

 И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.

 - Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?

Правило-вывод.

Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).

-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.

Алгоритм

·         Прочитать слово

·         Выделить корень

·         Определить парную согласную

·         Подобрать проверочное слово

- Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

-Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.

- Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..

 - Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

 - Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.

 1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).

 2. Всё перетрут терпение и … (труд).

 3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).

 4. Что за чудо – синий дом!

 Ребятишек много в нём.

 Носит обувь из резины

 И питается бензином! (Автобус)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).

Цель: организовать самопроверку по эталону.

Работа в группах.

- А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово  (приложение №1).

Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием  цели задания).

8.Включение в систему знаний и повторений.

Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

Игра «Будь внимательным»

-Я буду называть слова с парной согласной в корне, на конце слова, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Мёд, чиж, замазка, улыбка, Морозко, загадка, ложка, травка, узкий, слёзки.

 

Самостоятельная работа. Исправить ошибки.

Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки,        лёгкие сапожки. блиский друк .

- Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)

 - Где находится парная согласная? (В середине слова.)

 - Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Работа с текстом.

 - Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Речь.

 - Жители этого города составили для вас текст.

 - Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.)

 - А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.)

 - Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст.

Лёд стал крепким.

Был сильный мороз.

Пруд замёрз.

- Озаглавьте текст. (Зимой. Пруд зимой.)

 - Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

 - Какой частью речи они являются?

 - Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова.

 - Запишите это предложение под диктовку.

9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.

- С чем вы сегодня познакомились?

- Вернёмся к целям нашего урока?

- Почему мы достигли поставленных целей?

- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Карточка 1 (работа с осложнённым текстом)

Задание:  - вставить пропущенные буквы,

               - записать рассказ

 

Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - …

 Зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - …

 

Карточка 2 (работа с осложнённым текстом)

Задание: - вставить пропущенные буквы

              - составить предложение из слов,

               - записать рассказ

1.Девоч..ки, на, пришли, огоро.. .

2.На, в..сели, ветках, ни..ких, помидоры.

3.И, гря..ках, на, росли, морко..ка, ре..ка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка "Правописание парных согласных" 2 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными" разработан по программе "Перспектива".Этот урок направлен на формирвание умения видеть орфограмму,применять знания об особенностях проверки и проверочных слов;развивать мышление,внимание,речь;умение выдвигать гипотезы,правильно формулировать свои мысли,ставить вопросы.В ходе урока ребёнок должен уметь строить работу с партнерами,оценивать свою работу и работу товарища.Через постановку проблемной ситуации,дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.На уроке используется самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму;групповая работа;работа с сигнальными карточками,с деформированным текстом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 296
    • DOCX 50.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Киселева Ольга Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Киселева Ольга Вячеславовна
    Киселева Ольга Вячеславовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 149835
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе