Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка "Лексика русского языка как система" ( 11 класс)

Урок русского языка "Лексика русского языка как система" ( 11 класс)

Урок русского языка в 11 классе.

«Лексика русского языка как система»


Цели урока:


  1. Повторить основные сведения о лексикологии и фразеологии.

  2. Развивать и культивировать внимание к слову как социально значимому явлению, чтобы учащиеся научились отбирать, подбирать слова и произносить их со смыслом так, чтобы речь была интеллектуальной деятельностью, а не рефлекторным актом.

  3. Воспитывать ценностное отношение к слову, его значению, прививать навык обращать внимание на непонятные слова в художественном произведении, в учебниках, газетах, журналах и пользоваться словарем; пробуждать стремление узнать значения таких слов, вводить их в речь и употреблять слова, значения которых не знаешь. Показать, что лексика занимает центральное место в системе образных средств языка.


Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедиапроектор;

  • карточки для групповой работы;

  • раздаточный материал (задания для речеведческого анализа);

  • тестовые задания;

  • «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

  • «Фразеологический словарь русского языка» Е.А.Быстровой, А.П.Окуневой, Н.М.Шанского.

  • «Словарь иностранных слов» И.В.Нечаевой.


Ход урока



  1. Орг. Момент.

  2. Слово учителя.

Единый государственный экзамен - серьезный шаг в вашей жизни, ребята. Успешность сдачи экзамена во многом определяется тем, насколько вы подготовлены к нему. Сегодня наш урок посвящен теме «Лексика. Фразеология». Он поможет вам не только обобщить и систематизировать свои знания по теме, но и потренироваться в выполнении различных видов заданий, пополнить свой словарный запас.

( 1 слайд с темой урока «Лексика русского языка как система». Запись темы в тетради).

  1. Лингвистическая разминка.


а). На доске записаны слова. Нужно их правильно прочитать, переписать, поставить ударения.


АристокрАтия, баловАть, бАнты, грУшевый, диспансЕр, договОр, закУпорить, звонИт, каталОг, красИвее, некролОг, облегчИть, слИвовый, цыгАн, чЕрпать, щавЕль.


б). Знакомство со словами, которые появятся на экране. Назовите лексическое значение этих слов.


  • Деликатный

  • Лояльный

  • Конфиденциальный


(Учащиеся пытаются дать толкование словам самостоятельно, затем смотрят в «Толковый словарь» С.И.Ожегова. На экране слайды с значениями слов.)

Деликатный- 1). вежливый, мягкий в обращении; 2). затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения (деликатный человек).


Лояльный - держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального, как бы безразличного отношения к кому-нибудь, чему-нибудь (соблюдать лояльность)


Конфиденциальный — секретный, доверительный. (сообщить конфиденциально).


в). С данными словами придумайте и запишите словосочетания с разными способами подчинения.

(два ученика зачитывают свои варианты словосочетаний: деликатный вопрос (согл.), лояльный ко всему (управ.), сообщить конфиденциально (прим.).


  1. Обобщение знаний по теме .

  • Как называется раздел языкознания , в котором изучается лексика?

  • (Этот раздел называется «Лексикология».)

  • Что такое лексика?

  • (Лексика- это словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.)

  • Что включает в себя понятие «лексическое значение слова»?

  • (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.)

Слово учителя. Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом:


Лепет(сущ.)- несвязная, неясная речь ребенка.

Застеклить(глаг.)- вставить стекла.

Миролюбивый(прил.)- проникнутый миролюбием.

Отчасти(нареч.)- не вполне, в некоторой степени, частично и тд.


Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, признак.


  • Дайте определение лексическому понятию «антонимы».

  • (Антонимы- слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное значение. Например, светлый- темный, ярко- тускло, холод- зной и т. д.)

  • Что такое синонимы?

  • (Синонимы- слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Например, недалеко- близко, зной- жара и т. д.)

  • Что такое паронимы?

  • (Паронимы- однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. Например, самолюбие- себялюбие, абонемент - абонент, враждебный- вражеский и т.д.)

  • Дайте определение омонимам.

  • (Омонимы- слова, одинаковые по звучанию, но различные по звучанию. Различаются омонимы полные и частичные. Полные лексические омонимы представляют собой слова одной и той же части речи и совпадают во всех основных грамматических формах. Признаками омонимии обладают также:

Омоформы- совпадение только отдельной формы слов: лечу (от лечить)- лечу ( от летать); мой (притяж. мест.)- мой (повелит. наклонение от глагола мыть);

Омофоны- так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

Омографы- графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения; иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки над е ): поем- поем; полет- полет; атлас- атлас.


  • Расскажите о неологизмах и заимствованных словах.

  • (Неологизмы- это слова, которые являются новыми лексическими единицами для данного исторического периода. Например, дайвинг.

Заимствованными являются слова, пришедшие в русский язык из языков на разных этапах его развития. Слова шницель, ландшафт, масштаб пришли из немецкого. Нюанс, ансамбль, дебют- из французского. Клип, спонсор, рейтинг- из английского.

  • Как отличить архаизмы от историзмов?

  • (Историзмы- слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Например, боярин, вече, опричник и т. д.

Архаизмы- слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

Например, брадобрей- парикмахер, пиит- поэт, ланиты-щеки и т. д.

  • Какие слова называются диалектными? Профессиональными?

  • (Диалектные слова- это слова , употребляемые только жителями той или иной местности. Например, кочет- петух, бурак- свекла, казюля- змея и д.р.

Профессионализмы (профессиональные слова)- слова и словосочетания полуофициального характера, названия специальных понятий и предметов в разного рода ремеслах, промыслах. Профессионализм, как правило, можно заменить синонимом из слов общеупотребительных: кок- повар , склянка- полчаса (морск.) и т. д.


Слово учителя. Мы повторили с вами тему «Лексика». А сейчас переходим к практической части урока.


5 Практическая часть.


А). Устное задание. На слайде записаны предложения. В каком предложении вместо слова БЕЗДЕЛЬНИЦА нужно употребить БЕЗДЕЛИЦА?

1).

  1. Ветрена мельница да баба-БЕЗДЕЛЬНИЦА мелют без устали.

  2. У БЕЗДЕЛЬНИЦЫ все дни бесконечные.

  3. Твой подарок- сущая БЕЗДЕЛЬНИЦА.

(Ответ:1-3).

2).В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

    1. ОДЕВАТЬ годовалого малыша было легко.

    2. «ОДЕНЬТЕ меня»,- капризничала Маша.

    3. Отправляясь на отдых, хозяева покидали дом, и слуги ОДЕВАЛИ чехлы на мебель.

(Ответ:2-3).

      1. В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧНЫЙ нужно употребить АРТИСТИЧЕСКИЙ?

      1. Контур рисунка Карла Брюллова поражает АРТИСТИЧНОЙ чеканностью.

      2. АРТИСТИЧНАЯ династия Михалковых известна всем.

      3. На портрете писатель сидит в АРТИСТИЧНОЙ позе.

(Ответ: 3-2).

Б). Задание на экране мультимедиа. Ученики отмечают правильный ответ словосочетания.

1)

  1. эффектная внешность

  2. эффективная внешность.


2).

    1. абонент не отвечает

    2. абонемент не отвечает.

3).

      1. слова осуждения

      2. слова обсуждения.

(Ответы: 1).-1; 2).-1; 3).- 1.


В). Работа в группах. Ученики разделены на 2 группы (если количество учащихся не больше 10 человек). Задания на карточках. Указать, лексическое значение какого слова определено неверно.


1 группа

1.


  1. Кинология- наука о собаках.

  2. Киднэпинг- детская наркомания.

  3. Хоспис-больница для безнадежных больных.

  4. Рейтинг- известность, популярность.

2.

    1. Кафе- небольшой ресторан, закусочная.

    2. Бутик- магазин готового платья, модной одежды или обуви.

    3. Авангард- правящие и привилегированные круги общества.

    4. Цензура- сокращение, изъятие, сделанные в тексте.

(Отчеты: 1-2; 2-3).


2 группа



  1. 1).Гастарбайтер- наемный рабочий-иммигрант.

2). Галиматья- безвкусная массовая продукция.

3). Фурор- шумный публичный успех.

4). Коммуникабельный- легко вступающий в контакт с другими людьми, общительный.

  1. 1). Компенсация- возмещение затрат, вознаграждение за что-либо.

2). Саммит- прием гостей в определенный, заранее установленный день.

3). Хакер - компьютерщик-взломщик.

4). Суицид- самоубийство.

(Ответы: 1-2; 2-2).


6. Речеведческий анализ текста.

А сейчас вы выполните более сложное задание. Анализ текста (каждый ученик получает лист, на котором отпечатан текст и задания к нему).

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

  1. С чего начать разговор о России?

  2. Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.

  3. Россия велика.

  4. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая.

  5. Вспоминаю, школьный учитель говорил: «Солнцу и тому нужно десять часов. Чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

  6. Может, разговор начать с того, какая Россия разная?

  7. Это и безлесая, насквозь промерзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.

(По Б.Короткову)


  1. Сколько микротем в данном тексте?

1). 1

2). 2

3). 3

4).4.

  1. к какому стилю речи относится данный текст?

1). к публицистическому

2). к научному

3). к разговорному

4). к официально-деловому.

  1. Каков тип речи текста?

1). описание

2). рассуждение

3). повествование.

4). повествование с элементами рассуждения.

  1. С каким предложением связано 6-е предложение текста?

1). с 6-м.

2). со всеми

3). с 2-м

4). с 3-м.

  1. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в тексте?

1). вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы;

2). ряды однородных членов, метафора, гипербола;

3). контекстные синонимы, антитеза, синекдоха;

4). гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов.

  1. Подберите синоним к слову разговор.

  2. Подберите к слову разместить однокоренные слова разных частей речи.

(Выполненные работы собираются для оценивания.)

Ответы к заданиям: 1-3; 2-1; 3-2; 4-3; 5-1; 6-беседа; 7- место, размещенный, поместив, вместительный.


Слово учителя. К разделу «Лексика» примыкает раздел «Фразеология». На экзамене вам встретятся задания (в части В), которые требуют знаний этого раздела.

  • А что такое фразеологизм? Приведите примеры.

  • (Фразеологизм (фразеологический оборот)- устойчивое сочетание слов, которое употребляется как целая единица речи. Например, ахиллесова пята, от корки до корки, как у Христа за пазухой. Весь фразеологизм является одним членом предложения. Горыныч унес царевну за тридевять земель. (за тридевять земель- обстоятельство.)

  • А сейчас выполним следующее задание. Я называю слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

Метко- не в бровь, а в глаз;

неожиданно- как снег на голову;

тесно- яблоку негде упасть;

темно- хоть глаз выколи;

опытный- стреляный воробей;

хвалить- возносить до небес;

бить- намять бока;

обманывать- водить вокруг носа.

Игра «Кто быстрее?»


На экране мультимедиа слайд с изображением частей человеческого тела (голова, нос, ноги). Класс разделен на 2 группы. В игре выигрывает та команда, которая быстрее вспомнит фразеологические обороты, в которых встречаются слова:

Голова- человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую и т. п.


Ноги- уносить ноги, встать с левой ноги, путаться под ногами и т. п.;


Нос- задирать нос, зарубить на носу, водить за нос и т.п.


(Варианты ответов показываются на следующем слайде). Ребята записывают свои варианты на отдельном листке - кто быстрее и больше напишет фразеологизмов.


7. Подведение итогов урока

На уроке мы закрепили знания по лексике и фразеологии, поработали с текстом, рассмотрели типы заданий по лексике и фразеологии.

И итогом нашего урока будет тест, который поможет проверить и оценить ваши знания по изученной теме.


Тест


  1. В каком ряду представлены синонимы?

1. жизненный - житейский

2.высокомерие- надменность

3. высокий - низкий

4. комнату заставили мебелью - меня заставили учиться.

  1. Какой пример не содержит фразеологического оборота?

1. Сегодня у меня все падает из рук.

2. На экзамене я взял себя в руки.

3. Он прибрал к рукам все производство.

4. Я трудился не покладая рук.

  1. В каком ряду все слова являются разговорными?

1. кассирша, раззява, картофель

2. дикторша, охламон, весельчак

3. жадина, картошка, Интернет

4. электричка, старьевщик, неразбериха.

  1. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?

1. гутарить, компьютер

2. поэт, лицей

3. интернет, притаранить(принести)

4. колбаситься, предки (родители).

  1. В каком предложении вместо слова ЕДИНИЧНЫЙ нужно употребить слово ЕДИНСТВЕННЫЙ?

1. Собирательные существительные обозначают совокупность единичных предметов.

2. В наше время сохранились только единичные экземпляры этой книги.

3. Главная, единичная его страсть была любовь к науке.

4. Это были далеко не единичные случаи, почти ежегодно они повторялись.

  1. Значение какого слова определено неверно?

1. адресант- лицо, отправляющее письмо.

2. аукцион- публичная распродажа.

3. дезинформировать- сообщить искаженные или ложные факты.

4. импорт- вывоз товаров из страны для продажи.

  1. В каком предложении выделенное слово употребляется в переносном значении?

1. Добыча серебра- трудоемкий процесс.

2. Утром мороз серебром покрывал траву, дорогу, крыши изб.

3. Савельич вынул из кармана длинный вязаный кошелек, полный серебра.

4. Мундир был расшит серебром.

  1. Укажите слово, имеющее омоним.

1. успех

2. острый

3. топить

4. сидеть

  1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1. молчаливый

2. неразговорчивый

3. спокойный

4. безгласный.

  1. Каково лексическое значение устаревшего слова верста?

1. старинная мера длины, равная 1, 06 км.

2. старинная мера длины, равная 4.4 см.

3. старинная мера длины, равная 1,711 м.

4. старинная м ера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.

  1. Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»?

1. тришкин кафтан

2. прокрустово ложе

3. дамоклов меч

4. пиррова победа.

  1. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?

1. лисья хитрость, железная воля, каменный дом

2. холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ

3. золотое сердце, теплый прием, чистая посуда

4. дырявая память, туманный намек, сердечный человек.

  1. В каком ряду синонимов нет слов, употребляющихся в разговорной речи?

1. ходатайствовать, просить, хлопотать, канючить

2. спрятаться, затаиться, схорониться, укрыться

3. перегнать, опередить, превзойти, обставить

4. пленять, очаровывать, прельщать, покорять.

  1. Какое из перечисленных слов имеет значение «заботливый, чуткий, предупредительный»?

1. бдительный

2. неослабный

3. внимательный

4. настороженный.

  1. Какое из перечисленных слов имеет значение «не имеющий определенных убеждений, пренебрегающий моральными нормами»?

1. бесцеремонный

2. бессодержательный

3. бессознательный

4. беспринципный.

(Ответы: 1-2; 2-1; 3-2; 4-4; 5-3; 6-4; 7-2; 8-3; 9-3; 10- 1; 11-2; 12-4; 13- 4; 14-3; 15- 4).


8. Домашнее задание. Повторить изученные правила. Готовиться по тренировочным тестам к ЕГЭ.










Урок русского языка "Лексика русского языка как система" ( 11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 11 классе по теме "Лексика русского языка как система".

Цель урока:

1.     Повторить основные сведения о лексикологии и фразеологии.

2.     Развивать и культивировать внимание к слову как социально значимому явлению, чтобы учащиеся научились отбирать, подбирать слова и произносить их со смыслом так, чтобы речь была интеллектуальной деятельностью, а не рефлекторным актом.

3.     Воспитывать ценностное отношение к слову, его значению, прививать навык обращать внимание на непонятные слова в художественном произведении, в учебниках, газетах, журналах и пользоваться словарем; пробуждать стремление узнать значения таких слов, вводить их в речь и употреблять слова, значения которых не знаешь. Показать, что лексика занимает центральное место в системе образных средств языка.

 

Автор Валькова Татьяна Константиновна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 942
Номер материала 17705
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓