Главная / Начальные классы / Урок русского языка "Как в детской пирамидке"

Урок русского языка "Как в детской пирамидке"

Урок русского языка "Как в детской пирамидке"

Цели:

  • ввести понятия «тема» и «основная мысль» текста;

  • учиться пользоваться ими при обдумывании содержания текста и его заглавия;

  • работать над развитием речи;

  • закреплять изученные орфограммы.

Оборудование:

  • маленькая пирамидка (игрушка);

  • карточка с названием темы урока;

  • большая пирамидка (на кольцах написано «предложение», на стержне – «тема», «главная мысль»);

  • карточки «тема», «главная мысль»;

  • учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 кл.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

1. Чистописание.

Записываем слоги: ра, пи, мид, ка

Какое слово получится? Запишите его, выделите орфограммы.

(дети записывают вначале слоги, а потом записывают полученное слово)

III. Изучение нового.

1. Постановка проблемы.

–  А что такое пирамидка? Как она устроена?

(поставить маленькую пирамидку)

Прочитайте тему нашего урока.

(на доске на карточке написана тема урока)

Интересно, что же мы будем сегодня изучать на уроке?

2. Введение понятий «тема» и «главная мысль».

Прочитайте запись на доске. Это текст? Почему?  

(на доске запись: В лесу каждый готовится к зиме по-своему.)

А что же такое текст?

Спишите это предложение.

А как эту мысль превратить в текст? О чём, что ещё надо сказать?

(устные высказывания детей)

а) работа в тетрадях

Спишите это предложение.

А как эту мысль превратить в текст? О чём, что ещё надо сказать?

(устные высказывания детей)

Физминутка

б) работа по учебнику

Теперь мы с вами должны будем решить какие предложения из упр. 241 раскрывают записанную нами мысль.

(учащиеся открывают учебники на стр. 111 упр. 241: работа идёт по заданиям упражнения)

Получился ли текст? Как это узнаете?

А почему же так звучит наша сегодняшняя тема? Какое отношение пирамидка имеет к тексту?

Ещё раз посмотрите на пирамидку. Давайте попробуем с её помощью открыть ещё одну тайну русского языка.

На что в пирамидке насаживаются кольца?

(показать на пирамидке – стержень)

А вот теперь представьте, что в любом тексте есть такой стержень.

(показ на пирамидке, где прикреплены карточки: на стержне «тема» и «главная мысль»)

Итак, тема – то о чём говорится в тексте, а главная мысль – то что об этом хочет сказать автор. Так вот, тема и главная мысль – это стержень текста.

(на доску прикрепить таблички «тема», «главная мысль»)

Запомните: не решите о чём и что хотите сказать, – не получится хороший текст, как без стержня не соберёшь пирамидку.

А с чем можно сравнить кольца пирамидки? Текст из чего состоит?

(показать кольца, на которых прикреплены карточки «предложение» – ученики нанизывают кольца на стержень)

3. Закрепление.

Ученикам одного класса учитель дала задание написать о том, как они увидели первый снег. Как вы думаете, о чём и что они должны были написать?

(устные рассуждения учеников)

Давайте проверим работу одного из учеников этого класса и выясним, все ли предложения о первом снеге. Есть ли в них общая, главная мысль.

а) работа в тетради – задачнике стр. 58.

 (учащиеся открывают тетрадь и выполняют № 243 – разбор по заданиям)

IV. Итог урока.

Какую тайну русского языка помогла нам сегодня открыть пирамидка?

V. Домашнее задание.

стр.112 упр. 244, упр. 245, правило.



Урок русского языка "Как в детской пирамидке"
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка "Как в детской пирамидке"

Цели:

·         ввести понятия «тема» и «основная мысль» текста;

·         учиться пользоваться ими при обдумывании содержания текста и его заглавия;

·         работать над развитием речи;

·         закреплять изученные орфограммы.

Оборудование:

·         маленькая пирамидка (игрушка);

·         карточка с названием темы урока;

·         большая пирамидка (на кольцах написано «предложение», на стержне – «тема», «главная мысль»);

·         карточки «тема», «главная мысль»;

 

·         учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 кл.

Автор Скрынник Лариса Михайловна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 636
Номер материала 17800
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓