Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка "Изобразительно-выразительные средства русского языка. 11 класс

Урок русского языка "Изобразительно-выразительные средства русского языка. 11 класс

МКОУ «Слаутнинская средняя школа»

Учитель русского языка и литературы Кумандина О.И.

План урока русского языка 11 класс



Тема урока: Изобразительно-выразительные средства русского языка

Цель: 1.Создание условий для успешной отработки навыков работы с изобразительно-выразительными средствами языка; подготовка к контрольной работе по теме;

2.Привитие интереса к работе над языковыми особенностями литературных произведений;

3.Воспитание любви и уважения к языковым богатствам к русского языка.

Тип урока: обобщение и закрепление материала

Оборудование урока: компьютер, индивидуальные карточки, тесты ЕГЭ

Виды работы : фронтальный опрос, индивидуальная работа с карточками, работа с тестами ЕГЭ.

Структура урока:

I. Повторение изученного материала

1.Устное повторение орфограммы «НЕ с разными частями речи».

Выделение общего правила для всех частей речи (Если слово без НЕ не употребляется, то пишется слитно; Если есть противопоставление с союзом а, то пишется раздельно):

Выделение общего правила для глагола, деепричастия, краткого причастия, числительного, личного местоимения (С этими частями речи НЕ пишется всегда раздельно)

Выделение особенностей написания НЕ с прилагательными, наречиями, рядом с которыми слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько, отнюдь; написания НЕ с причастиями (наличие зависимых слов)

2. Запись изложенного материала в алгоритм:

А) Определить какая часть речи

Б) Вспомнить правило написания НЕ с этой частью речи.

В) Применить правило


3. Запись примеров, работа по алгоритму:


Вовсе не интересный фильм показывали сегодня. Неуклюжая походка малыша забавляла всех.



II. Работа над темой урока.

1.Фронтальный опрос класса по изобразительно-выразительным средствам русского языка. Дать определение каждого из средств:

  1. Аллитерация

  2. Ассонанс

  3. Антонимы

  4. Антитеза

  5. Анафора

  6. Восклицательные частицы

  7. Гипербола

  8. Градация

  9. Звукопись

  10. Инверсия

  11. Композиционный стык

  12. Лексический повтор

  13. Литота

  14. Метафора

  15. Метонимия

  16. Многосоюзие

  17. Оксюморон

  18. Олицетворение

  19. Парцелляция

  20. Перифраз(а)

  21. Риторически вопросы и восклицания

  22. Сравнение

  23. Синтаксический параллелизм

  24. Синекдоха

  25. Фразеологизмы

  26. Эпитет

  27. Эпифора




2.Распределение предложенных средств в таблицу:


Лексические

Синтаксические

Фонетические


Антонимы

Анафора


Гипербола

Антитеза

Аллитерация

Лексический повтор

Восклицательные частицы


Ассонанс

Литота

Градация

Звукопись

Метафора

Инверсия


Метонимия

Композиционный стык



Оксюморон

Многосоюзие


Олицетворение

Парцелляция



Перифраз(а)


Риторически вопросы и восклицания



Сравнение

Синтаксический параллелизм


Синекдоха

Эпифора


Эпитет





3. Индивидуальная работа по карточкам, текст которых выведен на экран. Коллективная проверка с обоснованием ответа.


Задание 1

  1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А. Грибоедов)

  2. Спит земля в сиянье голубом. (М. Лермонтов)

  3. И на известку колоколен невольно крестится рука. (С. Есенин)

  4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)

  5. Меж тем как сельские циклопы

Перед медлительным огнем

Российским лечат молотком

Изделье легкое Европы. (А. Пушкин)

А) олицетворение

Б) метонимия

В) литота

Г) перифраза

Д) метафора


Ответ:1-В; 2-А; 3-Б; 4-Д; 5-Г




Задание 2

  1. Вчера еще в глаза глядел,

А нынче- все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева)

  1. Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Бальмонт)

  1. Больной, усталый лед,

Больной и талый снег. (Д. Мережковский)

  1. Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин)

  1. Мою любовь, широкую, как море,

Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)

А) гипербола

Б) перифраза

В) антитеза

Г) эпитеты

Д) звукопись


Ответ: 1-В; 2-Д; 3-Г; 4-Б;5-А



Задание 3

  1. Подруга думы праздной, чернильница моя;

Мой век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин)

  1. Летят они, написанные наспех,

Горячие от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)

  1. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн)

  2. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не обозримые. (Н.Гоголь)

  3. Сусальным золотом горят

В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)

А) метонимия

Б) метафора

В) градация

Г) перифраза

Д) гипербола


Ответ:1-Г; 2-В; 3-Д; 4-А;5-Б




Задание 4

  1. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н. Гоголь)

  2. Величье низкое, божественная грязь! (Ш. Бодлер)

  3. Было горе, будет горе,

Горю нет конца,

Да хранит святой Егорий

Твоего отца. (А. Ахматова)

  1. Женской лести лебяжий пух. (М. Цветаева)

  2. Смотрите, первенцы свободы;

Мороз на берегах Невы! (З. Гиппиус)


А) лексический повтор

Б) оксюморон

В) ирония

Г) перифраза

Д) метафора


Ответ:1-В; 2-Б; 3-А; 4-Д; 5-Г




Задание 5

  1. Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот звук и свист. (А. Фет)

  1. Привычные к степям – глаза,

Привычные к слезам – глаза,

Зеленые – соленые –

Крестьянские глаза! (М. Цветаева)

  1. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною с арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н. Гоголь)

  2. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)

  3. Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз. (Ю. Трифонов)


А) парцелляция

Б) анафора, эпифора

В) бессоюзие

Г) метонимия, метафора

Д) литота, гипербола


Ответ: 1-В; 2-Б; 3-Д; 4-Г; 5-А


II.Закрепление изученного материала


Работа с заданием №24 Демонстрационного варианта КИМ 2015 года по русскому языку. Нахождение изобразительно-выразительных средств в тексте.


Для того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется и

(А)_______ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп – (Б)________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В)________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности – (Г)________ (предложение 37) – фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени».





Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) профессиональная лексика

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения




III.Итог урока.


Обсуждение сложностей, возникших в ходе работы с изобразительно-выразительными средствами.

Домашнее задание: подготовиться к практической работе по теме.

Урок русского языка "Изобразительно-выразительные средства русского языка. 11 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

      Урок русского языка в 11 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" нацелен на отработку навыков определения тропов в художественных текстах и является этапом подготовки к  успешному выполнению задания  единого государственного экзамена.

    Предусмотрена предварительная подготовка по теоретической базе вопроса(сдача зачета).

    Форма работы учащихся - индивидуальная и групповая. Возможно выполнение заданий как на интерактивной доске, так и на бумажных носителях информации.

Автор Кумандина Ольга Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1389
Номер материала 31382
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓