Урок русского языка во 2 классе
Система «Школа
России», учебник Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е.
Учитель: Якупова
Ирина Михайловна, учитель начальных классов
Тема: Имя существительное
Место и роль
урока в изучаемой теме: второй урок по теме.
Основные задачи урока:
1.
Образовательная: : создать условия для формирования
грамматического понятия «имя существительное», умения соотносить вопросы Кто?
Что? и слово – название предмета; способствовать развитию речи, творческих
способностей детей; воспитывать активную личность.
2.
Развивающая: развивать навыки грамотного письма,
умение аргументировать свой ответ.
3.
Воспитывающая: - воспитывать самоконтроль,
взаимоконтроль, взаимопомощь, формирование активной
жизненной позиции, интерес к спорту.
Формирование универсальных
учебных действий у учащихся на уроке:
Личностные:
самоопределение, формирование представлений о причинах успехов в учёбе,
положительное отношение к изучению русского языка.
Метапредметные:
Познавательные: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение, обобщение, осознанное
и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, целеполагание, управление своей
деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность, умение
оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, речевая
деятельность, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего
мнения, умение работать в малых группах; воспринимать различные точки зрения и
приходить к совместному решению.
Средства формирования УУД: учебник, словарь, ИКТ, карточки с заданиями, презентация.
Методы обучения: частично-поисковый метод, самостоятельная, групповая
работа, словесно-наглядный, индивидуально-дифференированный.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Этап урока, его дидактическая задача
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Мотивация к
учебной деятельности.
|
- Начинаем урок
русского языка.
-Вспомним наш
девиз:
Откроем тетради,
запишем число, «Классная работа».
|
Мы ребята дружные!
Мы ребята умные!
Мы внимательные! Мы
старательные!
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится!
|
Актуализация
опорных знаний
|
- Для чего изучаем
этот предмет?
- Из чего состоит
наша речь?
- Значит, можно
сказать, что слова – это части речи.
- Прочитайте
слова НА КАРТОЧКАХ (на отдельном столе).
- Какое задание
вы можете предложить?
– Что обозначают слова каждой группы?
– Мы остановимся только на первой группе слов. Прикрепим их
к доске.
– Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе?
- Как эти слова
связаны между собой?
- Что такое «Олимпиада»?
Как вы понимаете значение этого слова?
- Где мы можем
узнать более точное определение этого слова?
СЛАЙД 2 Вчера в Челябинске встречали эстафету Олимпийского огня. Его
пронесли по городу самые известные спортсмены, ветераны спорта и лучшие
жители Челябинской области. СЛАЙД 3. Среди них были и наши
земляки Тихонов А.И. и Приданникова И. Мы гордимся ими и проводим урок в их
честь. Сегодня в селе Уйское факел с олимпийским огнём приветствует наших
земляков.
|
Чтобы наша речь
была правильной, грамотной…
Из предложений и
слов.
Сне…, сил…ный,
б…ж…т, ч…мпион, спеш…т, победит, гордост…, ло…кий, сп…ртивный, …лимпиада, счаст…е
Разделить на
группы, составить предложения, объяснить орфограммы …
(выполнение
заданий)
1 – предметы, 2 –
признаки, 3 – действия
Предметы, явления природы,
события, чувства и состояния человека,
На тему
«Олимпиада»
Предположения
детей.
В словаре. Работают
со словарями.
|
Минутка
чистописания
|
Вспомним стихотворение
и запишем в тетрадь предложение со словом Олимпиада, обращая внимание на
соединения «ос», «ол»
|
Списывают с
доски каллиграфически: «Вся Россия рада – у нас олимпиада!»
|
Постановка
учебной задачи
|
НА СЛАЙДЕ 4 картинки к словам
Хоккей
хоккеисты коньки фигурист лыжи лыжник медаль победитель
-
Что вы видите перед собой?
-
Что на них изображено?
-
Какие вопросы мы можем поставить к данным словам? СЛАЙД 5
-
Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос Кто? на вопрос Что?
-
Как вы думаете, а можно ли всё, что вы сейчас перечислили, назвать одним
словом? Каким?
-
Предположите, какая тема сегодняшнего урока.
|
Картинки.
Разные
предметы.
Кто?
Что?
Одушевленные
предметы и неодушевленные.
Дети предлагают свои варианты.
Сегодня на уроке мы будем говорить
о предметах и словах, которые их обозначают.
|
Открытие
нового знания
|
-
У вас было столько много предположений по поводу того, как назвать часть
речи, которая обозначает все предметы. Наука Грамматика даёт ответ на этот
вопрос. Прочитайте в учебнике на с. 8. (НА ДОСКЕ открывается
тема урока.)
-
Составим таблицу-помощницу по именам существительным. Вопросы по
определению изучаемой части речи.
(дети на отдельном столе собирают таблицу. НА СЛАЙДЕ 6 проверяют:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- КТО? - ЧТО?
Одуш. Неодуш.
Люди Предметы
Животные События
Явления природы
Чувства и состояния
|
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Читают на стр. 8
|
Первичное
закрепление
|
Отгадайте загадку:
Давно
живу я в мире этом,
Даю
названия предметам.
Составьте предложения по картинке НА
СЛАЙДЕ 7, 8, запишите их, подчеркните имена существительные одной
чертой. Работают у доски 3 ученика.
|
Имя существительное
1.Ребята
пришли на каток. 2.Мальчики играют в хоккей. 3.Девочки
катаются на коньках.
|
Физминутка
|
|
зимние виды спорта
|
Самостоятельная
работа
Индивидуально с
У.Н.
|
– Девизом
Олимпийских игр являются слова: «Быстрее, выше,
сильнее!» Они
говорят о том, что в олимпийской борьбе побеждает тот, кто проявит великое
желание стать 1-м среди первых.
Давайте
проверим свои силы.
НА КАРТОЧКАХ записано стихотворение. Подчеркните в нём только
существительные.
Горит высоко и зовёт
Олимпийский огонь золотой.
Будет Земля счастливой и молодой!
Нужно сделать всё, чтоб вовек Олимпийский огонь не погас.
Будем быстрее, выше, сильнее!
Пусть факел дождётся и нас.
(После
выполнения работы
НА СЛАЙДЕ 9 открывается правильный образец
выполненного задания. Проверьте: кто справился с
заданием правильно поставьте на полях плюсик. Те, кто допустил ошибки,
исправьте (выявляют причину появления ошибок вместе с учителем.)
|
Дети подчёркивают
только существительные:
Горит высоко и зовёт
Олимпийский огонь золотой.
Будет Земля счастливой и молодой!
Нужно сделать всё, чтоб вовек Олимпийский огонь не погас.
Будем быстрее, выше, сильнее!
Пусть факел дождётся и нас.
Каждый ребёнок сверяет свою работу с образцом.
☺ Я
твёрдо знаю, умею!
? У меня
есть вопросы
|
Включение в
систему знаний
Индивидуально с
У.Н.
|
1. Работа у доски:
– СЛАЙД 10 В каждую группу существительных
напишите ещё по два слова на тему спорт, зимняя олимпиада:
·
События: что? праздник, ....
·
Состояние: что? гордость, .
·
Явления природы: что? мороз, ....
·
Предметы: кто? что?шайба, …
Группу «предметы» дополняет У.Н. (индивидуальная
работа). На карточке записаны слоги, нужно собрать слова: побе- ме- -дитель
-даль.
|
Карина – события,
Вика – состояние и чувства человека
Полина –явления природы,
Никита – предметы (победитель, медаль).
|
2.
Работа с компьютером в парах. Игра
«Рассади пассажиров» СЛАЙД 11
– Давайте, поиграем, «рассадим
пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем
«рассаживать пассажиров»?
– По какому признаку вы разделили
слова?
– Что обозначают существительные,
отвечающие на вопрос Кто?
– Что обозначают существительные,
отвечающие на вопрос Что?
|
Одушевленные и
неодушевленные
Животных; людей;
живые существа
Разные предметы;
|
Рефлексия
|
- Какую задачу ставили на урок?
- Какая часть речи называется именем
существительным?
СЛАЙД 12
- Как вы считаете, мы справились с
задачей?
- Тогда и мы зажжём Олимпийский огонь.
Если вы считаете, что справились с поставленной задачей, хорошо поработали на
уроке, возьмите красный язык пламени. Если не всё поняли на уроке –
оранжевый, если остались вопросы – жёлтый. Прикрепите к факелу.
|
Узнать, как
называются слова, называющие предметы
Имя
существительное.
Прикрепляют
языки пламени к факелу на магнитной доске.
|
Домашнее
задание
|
Дома каждый из вас будет волшебником. Замените одну букву в
слове так, чтобы оно отвечало на вопрос кто?
СЛАЙД 13 Попробуем с
первым словом. На какой вопрос отвечает слово РОЗА? Измените 1 букву так,
чтобы слово отвечало на вопрос Кто?
|
роза - коза
|
Резерв: стр. 8
упр. 9-10
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.