Главная / Начальные классы / Урок русского языка "Имя прилагательное" 3 класс

Урок русского языка "Имя прилагательное" 3 класс

Интегрированный урок в 3 классе

Тема: Растения и животные леса. Закрепление по теме «Имя прилагательное»

Цели и задачи

1.Формировать знания учащихся об особенностях природы лесов, животном и растительном мире. Расширить представления учащихся об использовании леса и необходимости его охраны. Закреплять умения определять род, число и падеж имен прилагательных

2.Развивать логическое, творческое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы, обобщения и самостоятельно добывать знания.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.

Ход урока.

1.Организационный момент (спокойная музыка)

Релаксационная игра «Дерево» (или психологический настрой)

«Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела. Глаза закройте. Представьте что вы дерево: сильный могучий дуб (мальчики) и стройная тонкая береза (девочки).

Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.

Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка, поворачивается, но не ломается.

Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола.

Листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга

Крона – голова чиста и свежа

Вы прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе и спокойны. Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится».-А теперь садитесь.

2. Сообщение темы и цели урока

-Сегодня мы проведем интегрированный урок по познанию мира и русскому языку. Тему вы узнаете сами, если отгадаете загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой. (Лес) картинка

-Правильно , мы поговорим о растениях и животных леса , закрепим знания по теме «Имя прилагательное». Свое отношение к уроку вы будете оценивать сами с помощью вот этих животных ( на доске)

3. Повторение

Перед вами тест ( растения и животные леса)

( проверка тестов на интерактивной доске )

4.Работа в группах.

-Дальше мы будим работать в группах. Эта группа биологов ,зоологов , экологов и журналистов .

Чем занимаются эти люди?

- На столе у вас лежат рабочие карты. Запишите сегодняшнюю дату. Посмотрите внимательно на картинки на доске, что, по вашему мнению, лишнее. Докажите. (Выслушивается мнение каждой группы)

Учащиеся фронтально дают ответы: сосна, шишка, дятел, синица, лисица, юла, гусеница, мяч, грибы, тетрадь, ягоды, белочка, кукла, заяц, дерево.

- Найдите орфограммы и объясните их написание.

- Как бы вы назвали эту картину, одним словом? (Лес)

Рассказ ученика о лесе.

« Рощи да леса – всему краю краса», - гласит народная пословица. Леса украшают нашу землю. Да и как им не быть украшением, если любоваться лесом можно во все времена года: летом он утопает в зелени, зимой он белый, как великан в пушистой шапке. Осенью – пожаром горит яркость разноцветных листьев, весной звучит тысячами птичьих трелей.»

- Составьте 2 словосочетания существительное + прилагательное, определите их род, число. Записать в рабочих картах.

1 группа – со словами, обозначающими растения.

2 группа - со словами, обозначающими животных.

3 группа - со словами, обозначающими птиц.

4 группа – с существительным множественного числа.

( по 1 человеку от каждой группы - записать на доске словосочетания)

- Что такое имя прилагательное? Как изменяется?

5. Актуализация опорных знаний.

(звучит музыка: пение птиц, журчание ручейка)

- Послушайте музыку и запишите:

* Биологи – что можно увидеть в лесу

* Зоологи – услышать

* Экологи и журналисты – почувствовать.

Видим в лесу: белку, сосны, березы, землянику, дятла…

Слышим: пение птиц, шелест листьев, журчание ручейка…

Чувствуем: дуновение ветерка, тепло солнышка, вкус земляники, запах хвои.

- По опорным словам составить предложения.

Плоды рябины собирают после первых заморозков.

Задания:

1 группа –разобрать по членам предложения.

2 группа – по составу слова.

3 группа – по части речи.

4 группа – найти орфограммы и объяснить.

6. Сообщение знаний.

- Что же такое лес?

(1. Лес это множество деревьев, растущих на большом пространстве;

2. Это обширная местность, занятая деревьями, кустарниками и травами)

-Но не только из деревьев состоит лес.

- Сегодня мы рассмотрим все то из чего он состоит. А их чего состоит лес? ( Составляем кластер)


Деревья ЛЕС Климат

Почва Животные Человек

- А кто является частью леса?

-Частью чего является лес? (Частью всей природы)

-Какие леса вы знаете? (Если в лесу больше хвойных деревьев-то это хвойный лес. В лиственном лесу преобладают лиственные дер6евья.Если в лесу в вперемешку растут хвойные и лиственные деревья –это смешанный лес)

-Для чего нужен лес? (строительные материалы, пушнина, ягода, здоровье-все это дает нам лес)

7.Работа по карте

-Каким цветом на карте показана зона лесов? Почему?

-На севере нашей страны ,на широких просторах Южного Урала и Алтая растут смешанные леса(слайд).Березовые и осиновые леса окружают город Петропавловск на севере Казахстана . Близ города Кокшетау имеются сосновые боры . Климатические условия в лесах благоприятные . Осадков здесь выпадает больше, чем в других зонах. Почвы черноземные, плодородные, поэтому животный и растительный мир лесов разнообразный.

8.Физминутка.

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь.

Сколько в класс пришло зверей?

Не узнать моих детей.

Кто зайчишка, кто лисичка,

Кто медведь ,кто волк ,кто птичка?

Веселее в пляс пускайтесь,

Все танцуйте не стесняйтесь.

(Танец маленьких утят)

9.Работа по группам.

-Что же мы еще не знаем о лесе?

У каждой группы экспертов лежат тексты. Ваша задача - выбрать из текста то, что мы еще не знали, т.е. новое . После выполнения выступает от группы 1 человек.

1 ) Биологи будут изучать растения и работать с дополнительным материалом .

Сосна.

С давних пор люди оценили замечательное свойство сосны. Одно из ее необыкновенных качеств – стойкость. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха . Одного лишь боится сосна – темноты. Ей нужно много света и солнца. Заметив это , человек стал сажать ее там , где не могут вырасти другие деревья. А сосне на пользу – никто не затеняет молодую поросль, не мешает ей. Ну а если почка песчаная, где мало влаги и питательных веществ, что же , у сосны очень длинные корни. И благодаря им дерево добудет из почвы все , что ему надо для жизни.

И не замечал ли ты, что в сосновом лесу будто бы легче дышится? Еще одно замечательное свойство сосны способность очищать воздух. Это дерево здоровье. Недаром санаторий , дома отдыха и лесные школы строят там, где много сосны.

В хвое ели и сосны содержится много витамина С. Размолотой хвоей сосны весной подкармливают домашних животных . Такая витаминная подкормка очень полезна .

2) Зоологи изучают животный мир, работают с дополнительным материалом.

Доброе слово о хищниках.

Рысь, волк, лиса, орел, ястреб, сова.… Еще недавно люди безжалостно уничтожали этих и других хищников. Люди рассуждали так: раз хищники нападают на зайцев, кабанов, оленей, тетеревов и других животных, значит, надо уничтожать хищников . И тогда животных, на которых они охотятся, будет больше.

Так люди и поступали . Как же много хищных зверей и птиц было убито! Но от люди заметили, что там где хищников не осталось, растительноядных животных – зайцев, кабанов, оленей, тетеревов-с начала становится больше, а потом все меньше и меньше .Почему?

Оказалось , что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать, трудно одолеть. Там , где были уничтожены хищники , среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.

3) Экологи

Охрана животного мира

Наш народ испокон веков оберегал природу. Люди не рвали без нужды плоды и ягоды, не ломали кусты и деревья, не топтали травы. Была запрещена охота на птиц и животных, ожидающих потомство.

Многие животные считались священными, то есть ни в коем случае нельзя было убивать их или разорять гнезда. Прежде всего это ласточка, лебедь, беркут. Даже заползшую в юрту змею старались не убивать, а напоить молоком и выпроводить.

В целях охраны исчезающих видов животных и мест их обитания в Казахстане созданы 9 заповедников: Алматинский, Аксу-Жабаглинский, Барсакелмесский, Коргалжинский, Наурзымский, Маркакольский, Устюртский, Западно- Алтайский и Алакольский.

Кроме заповедников, растения и животные, а также уникальные памятники природы защищаются и охраняются в заказниках, заповедных зонах, национальных природных парках и даже зоопарках. Многие растения и животные стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу – Красной она называется, потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли срывать из-за нескольких дней красоты?

Ведь недаром говорится: « Поймал я бабочку – она погибла, сорвал я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

Дерево, цветы, трава и птица

Не всегда умеют защищаться,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Закончи строчку, чтобы получилась рифма.

Я должен над цветами ( наклониться)

Не для того, чтоб рвать их и ( срезать)

А чтоб увидеть добрые их ( лица)

И доброе лицо им ( показать)

( На доске текст – добавить слово)

- Найдите прилагательное в этом стихотворении, обозначьте падеж прилагательного.

4) Журналисты

В рассказе допущены ошибки, найдите их.

« Ребята всем классом отправились в лес. В лесу зимой тихо, и только кое- где слышны голоса птиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Вот прибежал заяц. А это чьи следы возле дерева? « Это, наверное, следы ежа»,- сказала Лена. « Нет, это не еж, а суслик»,- сказал Марат.»

Ошибки:

1.Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.

2.Ежи и суслики зимой впадают в спячку.

10. Самостоятельная индивидуальная работа.

Выборочное письмо. На столе текст.

- Выписать те предложения, которые касаются вашей деятельности в группах. Определить род, число, падеж прилагательных.

« Сверкает, переливается в лучах солнца сказочный лес. Чудные снежные фигурки можно увидеть в лесу. К старой сосне прижалась группа сосенок. По краю поляны идет с охоты старый лис. Из глубокого снега вылетели тетерева. Как красиво покрылась инеем белоствольная березка. Чистый воздух радует душу. Приятно гулять в лесу ранним морозным утром»

Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка.

( Ответы на интерактивной доске)

11. Итог урока.

- Вернемся к нашему кластеру. Когда лес будет существовать как природное сообщество? В природе все взаимосвязано. От географического положения зависят климатические условия. А от климатических условий зависит животный и растительный мир.

- А кем человек является в природе? Хозяином или частью?

Роль человека зависит от того, как он будет относиться к природе. « Так же как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно с ней общаться и беречь»

- Какие правила должен соблюдать человек, говорящий « Я люблю лес», « Я берегу его?» ( ответы детей)

Домашнее задание по выбору: на листочках разного цвета: на белых – посложнее, на зеленых – полегче. Выберите сами.

Оценивание

- Отметьте на листах то животное, которое соответствует вашему отношению к уроку.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.- Урок окончен. Всем спасибо.



Урок русского языка "Имя прилагательное" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Тема:  Растения и животные леса. Закрепление по теме «Имя прилагательное»

Цели и задачи

1.Формировать знания учащихся об особенностях природы лесов, животном и растительном мире. Расширить представления учащихся об использовании леса и необходимости его охраны. Закреплять умения определять род, число и падеж имен прилагательных

 2.Развивать логическое, творческое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы, обобщения  и самостоятельно добывать знания.

  3.Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.

                                             Ход урока.

1.Организационный момент (спокойная музыка)

Релаксационная игра «Дерево» (или психологический настрой)

  «Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела. Глаза закройте. Представьте что вы дерево: сильный могучий дуб (мальчики) и стройная тонкая береза (девочки).

Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.

Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка, поворачивается, но не ломается.

Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола.

Листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга

Крона – голова чиста и свежа

Вы прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе и спокойны. Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится».-А теперь садитесь.

           2. Сообщение темы и цели урока

 -Сегодня мы проведем интегрированный урок по познанию мира и русскому языку. Тему вы узнаете сами, если отгадаете загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой. (Лес) картинка

 -Правильно , мы поговорим о растениях и животных леса , закрепим знания по теме «Имя прилагательное». Свое отношение к уроку вы будете оценивать сами с помощью вот этих животных ( на доске)

 3. Повторение  

  Перед вами тест ( растения и животные леса)

               ( проверка тестов на интерактивной доске )

 4.Работа в группах.

   -Дальше мы будим работать в группах. Эта группа биологов ,зоологов , экологов и журналистов .

             Чем занимаются эти люди?  

       - На столе у вас лежат рабочие карты. Запишите сегодняшнюю дату. Посмотрите внимательно на картинки на доске, что, по вашему мнению, лишнее. Докажите.  (Выслушивается мнение каждой группы)

       Учащиеся фронтально дают ответы: сосна, шишка, дятел, синица, лисица, юла, гусеница, мяч, грибы, тетрадь, ягоды, белочка, кукла, заяц, дерево.

   - Найдите орфограммы и объясните их написание.

   - Как бы вы назвали эту картину, одним словом? (Лес)

Рассказ ученика о лесе.

   « Рощи да леса – всему краю краса», - гласит народная пословица. Леса украшают нашу землю. Да и как им не быть украшением, если любоваться лесом можно во все времена года: летом он утопает в зелени, зимой он белый, как великан в пушистой шапке. Осенью – пожаром горит яркость разноцветных листьев, весной звучит тысячами птичьих трелей.»

    - Составьте 2 словосочетания существительное + прилагательное, определите их род, число. Записать в рабочих картах.

1 группа – со словами, обозначающими растения.

2 группа - со словами, обозначающими животных.

3 группа - со словами, обозначающими птиц.

4 группа – с существительным множественного числа.

( по 1 человеку от каждой группы -  записать на доске словосочетания)

- Что такое имя прилагательное? Как изменяется?

5. Актуализация опорных знаний.

(звучит музыка: пение птиц, журчание ручейка)

- Послушайте музыку и запишите:

      * Биологи – что можно увидеть в лесу

     *  Зоологи – услышать

     *  Экологи и журналисты – почувствовать.

Видим в лесу: белку, сосны, березы, землянику, дятла…

Слышим: пение птиц, шелест листьев, журчание ручейка…

Чувствуем: дуновение ветерка, тепло солнышка, вкус земляники, запах хвои.

- По опорным словам составить предложения.

Плоды рябины собирают после первых заморозков.

Задания:

1 группа –разобрать по членам предложения.

2 группа – по составу слова.

3 группа – по части речи.

4 группа – найти орфограммы и объяснить.

6. Сообщение знаний.

- Что же такое лес?

(1. Лес это множество деревьев, растущих на большом пространстве;

 2. Это обширная местность, занятая деревьями, кустарниками и травами)

-Но не только из деревьев состоит лес.

- Сегодня мы рассмотрим все то из чего он состоит. А их чего состоит лес?       ( Составляем кластер)

 

                                        Деревья           ЛЕС          Климат

                            

                                    Почва             Животные            Человек

- А кто является частью леса?

 -Частью чего является лес? (Частью всей природы)

-Какие леса вы знаете? (Если в лесу больше хвойных деревьев-то это хвойный лес. В лиственном лесу преобладают лиственные дер6евья.Если в лесу в вперемешку растут хвойные и лиственные деревья –это смешанный лес)

-Для чего нужен лес? (строительные материалы, пушнина, ягода, здоровье-все это дает нам лес)

7.Работа по карте

-Каким цветом на карте показана зона лесов? Почему?

-На севере нашей страны ,на широких просторах Южного Урала и Алтая растут смешанные леса(слайд).Березовые и осиновые леса окружают город Петропавловск на севере Казахстана . Близ города Кокшетау имеются сосновые боры . Климатические условия в лесах благоприятные . Осадков здесь выпадает больше, чем в других зонах. Почвы   черноземные, плодородные, поэтому животный и растительный мир лесов разнообразный.

8.Физминутка.

   Тихо встаньте, улыбнитесь,

   Все в зверюшек превратитесь.

   Сколько в класс пришло зверей?

   Не узнать моих детей.

   Кто зайчишка, кто лисичка,

   Кто медведь ,кто волк ,кто птичка?

   Веселее в пляс пускайтесь,

   Все танцуйте не стесняйтесь.

                                                         (Танец маленьких утят)

9.Работа по группам.

-Что же мы еще не знаем о лесе?

У каждой группы экспертов лежат тексты. Ваша задача - выбрать из текста то, что мы еще не знали, т.е. новое . После выполнения выступает от группы 1 человек.

    1 ) Биологи будут изучать растения и работать с дополнительным материалом .

Сосна.

     С давних пор люди оценили замечательное свойство сосны. Одно из ее необыкновенных качеств – стойкость. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха . Одного  лишь боится сосна – темноты. Ей нужно много света и солнца. Заметив это , человек стал сажать ее там , где не могут вырасти другие деревья. А сосне на пользу – никто не затеняет молодую поросль, не мешает ей. Ну а если почка песчаная, где мало влаги и питательных веществ, что же , у сосны очень длинные корни. И благодаря им дерево добудет из почвы все  , что ему надо для жизни.

     И не замечал ли ты, что в сосновом лесу будто бы легче дышится?  Еще одно замечательное  свойство сосны  способность очищать воздух. Это дерево здоровье. Недаром санаторий , дома отдыха и лесные школы строят там, где много сосны.

     В хвое ели и сосны содержится много витамина С. Размолотой хвоей сосны весной подкармливают домашних животных . Такая витаминная подкормка очень полезна .  

 2)   Зоологи изучают животный мир, работают с дополнительным материалом.

Доброе слово о хищниках.

      Рысь, волк, лиса, орел, ястреб, сова.… Еще недавно люди безжалостно уничтожали этих и других хищников.Люди рассуждали так: раз хищники нападают на зайцев, кабанов, оленей, тетеревов и других животных, значит, надо уничтожать хищников . И тогда животных, на которых они охотятся, будет больше.

     Так люди и поступали . Как же много хищных зверей и птиц было убито! Но от люди заметили, что там где хищников не осталось, растительноядных животных – зайцев, кабанов, оленей, тетеревов-с начала становится  больше, а потом все меньше и меньше .Почему?

       Оказалось , что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать, трудно одолеть. Там , где были уничтожены хищники , среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.

 3)  Экологи

Охрана животного мира

      Наш народ испокон веков оберегал природу. Люди не рвали без нужды плоды и ягоды, не ломали кусты и деревья, не топтали травы. Была запрещена охота на птиц и животных, ожидающих потомство.

     Многие животные считались священными, то есть ни в коем случае нельзя было убивать их или разорять гнезда. Прежде всего это ласточка, лебедь, беркут. Даже заползшую в юрту змею старались не убивать, а напоить молоком и выпроводить.

      В целях охраны исчезающих видов животных и мест их обитания в Казахстане созданы 9 заповедников: Алматинский, Аксу-Жабаглинский, Барсакелмесский, Коргалжинский, Наурзымский, Маркакольский, Устюртский, Западно- Алтайский и Алакольский.

      Кроме заповедников, растения и животные, а также уникальные памятники природы защищаются и охраняются в заказниках, заповедных зонах, национальных природных парках и даже зоопарках.    Многие растения и животные стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу – Красной она называется, потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли срывать из-за нескольких дней красоты?

Ведь недаром говорится: « Поймал я бабочку – она погибла, сорвал я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

Дерево, цветы, трава и птица

                                              Не всегда умеют защищаться,

                                              Если будут уничтожены они,

                                              На планете мы останемся одни.

    - Закончи строчку, чтобы получилась рифма.

                                              Я должен над цветами ( наклониться)

                                              Не для того, чтоб рвать их и  ( срезать)

                                              А чтоб увидеть добрые их ( лица)

                                              И доброе лицо им ( показать)

                                               ( На доске текст – добавить слово)

 - Найдите прилагательное в этом стихотворении, обозначьте падеж прилагательного.

4)  Журналисты

      В рассказе допущены ошибки, найдите их.

« Ребята всем классом отправились в лес. В лесу зимой тихо, и только кое- где слышны голоса птиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Вот прибежал заяц. А это чьи следы возле дерева? « Это, наверное, следы ежа»,- сказала Лена. « Нет, это не еж, а суслик»,- сказал Марат.»

Ошибки:

1.Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.

2.Ежи и суслики зимой впадают в спячку.

10. Самостоятельная индивидуальная работа.

Выборочное письмо. На столе текст.

- Выписать те предложения, которые касаются вашей деятельности в группах. Определить род, число, падеж прилагательных.

« Сверкает, переливается в лучах солнца сказочный лес. Чудные снежные фигурки можно увидеть в лесу. К старой сосне прижалась группа сосенок. По краю поляны идет с охоты старый лис. Из глубокого снега вылетели тетерева. Как красиво покрылась инеем белоствольная березка. Чистый воздух радует душу. Приятно гулять в лесу ранним морозным утром»

Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка.

( Ответы на интерактивной доске)

11. Итог урока.

- Вернемся к нашему кластеру. Когда лес будет существовать как природное сообщество? В природе все взаимосвязано. От географического положения зависят  климатические условия. А от климатических условий зависит животный и растительный мир.

- А кем человек является в природе? Хозяином или частью?

     Роль человека зависит от того, как он будет относиться к природе. « Так же как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно с ней общаться и беречь»

- Какие правила должен соблюдать человек, говорящий « Я люблю лес», « Я берегу его?» ( ответы детей)

Домашнее задание по выбору: на листочках разного цвета: на белых – посложнее, на зеленых – полегче. Выберите сами.

Оценивание

- Отметьте на листах то животное, которое соответствует вашему отношению к уроку.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.- Урок окончен. Всем спасибо.

 

 

Автор Чура Екатерина Леонидовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 492
Номер материала 45736
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓