Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка "Грамматические признаки частей речи". 4 класс

Урок русского языка "Грамматические признаки частей речи". 4 класс

Скачать материал

Грамматические  признаки частей речи

Цели: актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей речи и определении их признаков.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; ана­лиз, сравнение, классификация объектов по выделенным при­знакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнё­ра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I.                   Мотивация

II. Актуализация знаний

Распределительный диктант

—  Запишите слова в три столбика.

Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, ка­пустный, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.

—  По какому признаку вы распределили слова по группам? (Первый способ — слова с непроизносимыми согласными, с без­ударными гласными, с парными согласными в корне. Второй способ — по частям речи.)

—  Подчеркните орфограммы. (Взаимопроверка, самооценка.)

II.                Самоопределение к деятельности

- А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, послушайте стихотворение  и подумайте, какова  тема  нашего урока? Назовите её.


Существительное - школа,

 Просыпается - глагол.

 С прилагательным весёлый

 Новый школьный день пришел.

 Встали мы - местоименье,

 Бьёт числительное семь.

 За ученье, без сомненья,

 Приниматься надо всем.

Не и ни - у нас частицы.

 Нам их надо повторять.

 И при этом не лениться

 И ни часу не терять!

 После школы, как известно,

 Мы катаемся в санях.

 Здесь особенно уместны

 Междометья ох и ах!

 А потом

 У тёплой печи

 Повторяем … (части речи).


- Правильно. Тема нашего урока – части речи.

 

—  Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

—  Представьте себе огромный мешок, из которого высы­пались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы поло­жим на одну «полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок? {Нет.)

—  Что же делать? {Слова нужно сгруппировать так, чтобы в од­ной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)

—  Рассмотрите схему.

—  По какому признаку можно сгруппировать слова? {По ча­стям речи.)

—  Дополните схему.

—  Сформулируйте задачи урока. {Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи.)

IV. Работа по теме урока

Задание 1.

Разбей множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

красным – слова, обозначающие предмет;

зеленым – слова, обозначающие действия предмета;

синим – слова, обозначающие признак предмета;

желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выполнить задание? 

Ст..лица    у  па..ажир    р..совать    за       учить    инт..ресный             на

            м..дведь                      св..ркает                    ж..лезный             синее  

пишет             от                    нежный                     красивый      

            до                    домик             огород            смотрит

- Проверьте работу друг у друга и сравните с эталоном.  Оцените свою работу.

Физкультминутка

Части речи назовём ,

и  немножко отдохнём.

-Называть части речи будем движениями:

= существительные – тянемся руки  вверх (это самые первые слова в жизни человечества)

= прилагательные – руки в стороны ( эти слова украшают и уточняют нашу речь)

= глаголы – приседаем  ( показываем действие)

письмо, письменный, писать,

гибкость, гибкий, загибать,

рисовать, рисунок, яркий,

пробежать, пробежка,  жаркий.

Задание 2. (выполняют в группе)

Отгадайте загадки. Ответьте на вопросы.

О какой части речи говорится в каждой загадке?

К самостоятельным или служебным частям речи она относится?

·         Найдите и подчеркните грамматические признаки каждой части речи.

·         Подготовьтесь рассказать.

Загадки про части речи

Всё что существует, оно обозначает,

 На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

 А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

 У него к тому же три склоненья есть,

 Падежей различных сразу целых шесть.

(______________________________)

  Он предметы оживляет,

 Всех их в дело вовлекает,

 ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

 Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

 И спрягаться он умеет.

 Детям строят много школ,

 Чтоб все знали про ...(________________________________)

Художницу нашу знает весь свет:

 Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

 КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

 Живёт на редкость дружно:

 Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

 Никогда уже:

 Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(___________________________________)

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

 На два вопроса ответит вам только,

 Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

 Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

 Часто при этом они ошибаются,

 Как его звать, кто скорей догадается?

(___________________________________)

Применяем все мы это

 Вместо имени предмета,

 Нам на всё оно укажет,

 Но имён ничьих не скажет.

 Часто очень применяется,

 Сильно очень изменяется.

 Без него, как ни крутись,

 В речи нам не обойтись.

(________________________).

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это ? (____________________).

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

- Это ? (______________________).

(Работа в группах. Учащиеся составляют рассказ о частях речи. Проверка: каждая группа расска­зывает об одной части речи.)

—  На какие ещё вопросы может отвечать имя существитель­ное? {Кого? Чего? Кому? Чему? И т. д.)

—  Как изменяются имена существительные? {По числам, па­дежам.)

—  Какие постоянные (неизменяемые) признаки они имеют? {Род, могут быть одушевлёнными или неодушев­лёнными, собственными или нарицательными.)

—  Какая часть речи связана с именем существительным? {Имя прилагательное.)

—  Как изменяются глаголы? {По числам, временам.)

Блицопрос

 

V. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 116 (с. 70)

—Выполните письменное задание к упражнению.

VI. Рефлексия

Упр. 118 (с. 70)

VII. Подведение итогов урока

—  На какие две большие группы можно разделить все слова русского языка?

—  Какую роль играют в языке служебные части речи?

—  Приведите примеры самостоятельных частей речи и назо­вите их грамматические признаки.

—  Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

—  Что показалось вам трудным?

Домашнее задание

Упр. 117 (с. 70)

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка "Грамматические признаки частей речи". 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка "Грамматические признаки частей речи" 4 класс. УМК "Школа России". Программа В. П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Соответствует ФГОС. С УУД.

Урок содержит разнообразные виды работы над темой: распределительный диктант, дополнение схемы частей речи, работа в группах, самостоятельная работа, работа по учебнику и др.

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока, отгадывают загадки про части речи, по тексту загадок составляют устный рассказ о грамматических признаках частей речи.

В физминутке дети называют части речи движениями.

В процессе урока дети выполняют самопроверку по эталону, взаимопроверку, дают оценку своей деятельности на уроке.

 


 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 409 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1504
    • DOCX 333.6 кбайт
    • 44 скачивания
    • Рейтинг: 3 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Егорова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Егорова Ирина Николаевна
    Егорова Ирина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4350
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 353 человека

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек