№ п/п
|
Этапы работы
|
Цель
и задачи этапов урока
|
Содержание этапа
(деятельность учителя)
|
Содержание этапа (деятельность учащихся)
|
1.
|
Организационный
момент
|
Цель - организация
деятельности студентов для плодотворной и эффективной работы на уроке.
Задача - проверить
готовность к уроку кабинета (освещенность, чистоту, доступ свежего воздуха) и
количество присутствующих студентов, их физическое и эмоциональное
состояние).
|
Слово учителя.
- Здравствуйте.
Садитесь. Проверьте, пожалуйста, все ли готово у вас к уроку.
На столах у вас
должны быть рабочие тетради, учебники, тестовые задания.
|
Проверяют свою
готовность к уроку.
|
2
|
Проверка домашнего
задания
|
Цель
- проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего
задания всей группой, выяснить причины невыполнения задания отдельными
обучающимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях,
навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних.
|
Дома студенты выполняли упражнение 26 по заданию.
Учитель задает вопросы:
1. Все ли справились с домашним заданием?
2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?
|
Студенты отвечают
на вопросы.
Один студент читает домашнее задание на оценку.
|
3.
|
Орфографическая
разминка
|
Цель- мотивация студентов
на работу
Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых
уроках.
2. Создать настрой для повторения материала.
|
Диктует предложение:
За ветреную и долгую ночь сад сбросил, сухую
листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние
(К. Г. Паустовский).
Вопросы студентам:
1.
Каким является предложение по структуре?
2. Какой тип сложного предложения?
3. Чем характеризуется БСП?
Какой можно сделать вывод?
|
Студенты записывают под диктовку предложение, объясняют
правописание безударных и непроверяемых гласных букв, расстановку знаков
препинания, определяют части речи, выполняют синтаксический разбор
предложения.
Три ученика работают с индивидуальными
карточками (Приложение 1). Один ученик – у доски.
Вывод: данное
предложение является бессоюзным.
|
4
|
Повторение темы
«Бессоюзное сложное предложение» пройденного материала
1.Актуализация
уже имеющихся знаний. (Постановка проблемного вопроса)
2.Групповая
работа
|
Цель – закрепить и обобщить пунктуационные навыки в БСП,
научить студентов правильно употреблять БСП в речи; различать БСП от
остальных сложных предложений (ССП, СПП);
Задачи: развитие монологической
речи, умение создавать высказывания на лингвистическую тему по таблице.
Цель – способствовать
формированию знаний по синтаксису БСП, отработка навыка составления БСП, расстановки
знаков препинания в БСП, умения делать вывод самостоятельно.
Задача:
формирование умения работы с опорным конспектом в группе , развитие навыков
коллективной работы, воспитание чувства ответственности и коллективизма.
|
Сегодня на уроке мы
с вами обобщим и закрепим все знания о бессоюзном сложном предложении. Итак:
- Какое предложение
называется бессоюзным?
- Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
Комментарий учителя:
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, в
котором для связи простых предложений не используются союзы и союзные слова.
Средством их связи служит интонация и смысловое значение. Выяснить
смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного можно с
помощью подстановки союза. В зависимости от смысловых отношений между частями
бессоюзного сложного предложения ставятся соответствующие знаки препинания.
(приложение 2)
Предлагает
студентам групповую работу
На столах у вас
опорный конспект «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении».
(приложение 3) .Составьте предложения по указанным схемам.
А теперь сделаем
выводы по заданию.
|
БСП – это сложное предложение, части которого связаны между
собой бессоюзной связью.
Называют: запятая, тире, двоеточие, точка с запятой.
Высказывают мнения.
Слушают, делают
записи
Студенты работают
по опорному конспекту.
Каждая группа
представляет свои варианты предложений.
Вывод: запятая в том случае, если части тесно
связаны между собой, присутствует перечисление; точка запятая – когда части
не так тесно связаны по смыслу.
|
|
Первичное закрепление
материала
( индивидуальная работа по карточкам, с учебником
самостоятельная
работа)
Объяснительный
диктант
|
Цель: отработка полученных знаний на практике, навыка узнавания
БСП в тексте.
Задачи: отработка умений индивидуальной и самостоятельной
работы студентов, выявление пробелов в знаниях у отдельных учащихся , умения
делать вывод.
Цель:
отработка пунктуационных навыков учащихся,.
Задачи:
формирование лингвистической компетенции
|
Учитель раздаёт карточки
с предложениями, студентам нужно объяснить, расстановку знаков препинания в
БСП.
1. Просился на Кавказ – отказали. (М. Ю.
Лермонтов) 2. До тех пор я её почти не замечал: в саду ещё не было запаха
прелой листвы. (К. Г. Паустовский) 3. Метель не утихала, небо прояснялось.
4.На глаз поверишь – криво отмеришь.5. Солнце только что начинало подниматься
из-за туч; в воздухе было свежо. (Л. Н. Толстой)
Учитель диктует предложения, комментирует ответы, ставит
оценку ученику, работавшему у доски.
|
Вывод по заданию: в данных БСП ставятся различные знания
препинания, потому что они имеют разнообразное значение.
Ученики
выполняют упражнение 31 из учебника. Находят в тексте БСП, аргументируя свой
выбор.
Вывод по заданию: БСП
отличаются от других предложений тем, что в них бессоюзная связь.
3.Ученики под
диктовку записывают БСП, используя таблицу, объясняют расстановку знаков
препинания.
Одни ученик работает у доски.
1.Дунул ветер – всё дрогнуло. (М. Горький)
2.Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день…
(А. С. Пушкин) 3.Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
(А. С. Пушкин) 4. Солнце выглянуло – она повеселела. (В. Каверин) 6.Облака
рассеялись, на тёмно-синем небе засверкали звёзды; на бархатной поверхности
моря тоже мелькали огоньки. (М. Горький)
Вывод по заданию: тире в БСП ставится тогда, когда происходит
быстрая смена событий, вывод; запятая в том случае, если части тесно связаны
между собой, присутствует перечисление; точка запятая – когда части не так
тесно связаны по смыслу.
|
|
Трансформация
Работа в парах
Фронтальная
работа
|
Цель: обучение
трансформации предложений из БСП в СПП и ССП и наоборот.
Задачи:
Цель: закрепление
навыков трансформации предложения, развитие умения грамматического
комментирования и объяснения предложений
|
БСП могут трансформировать в СПП или ССП разного вида.
Образец: Восходит солнце – слепнут ночные птицы. – Когда
восходит солнце, слепнут ночные птицы. Восходит солнце, поэтому слепнут
птицы.
Вам необходимо написать второе предложение с соответствующим союзом.
А можно ли СПП и
ССП трансформировать в БСП?
Дает задание - изменить
предложения так, чтобы они стали бессоюзными, расставить знаки препинания.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДАНЫ НА ЭКРАНЕ (приложение)
|
Студенты списывают
предложения, расставляют знаки препинания. 1.Несусь ли я на коне
степь отвечает мне. (М. Ю. Лермонтов) 2. Брожу ли поздней порой небо светит
мне луной. (М. Ю. Лермонтов) 3.Встанешь утром часа в четыре выйдешь в сад
роса блестит на цветах. 4.Стали искать никто не откликнулся. 5. Кончишь школу
поедешь в Академию художеств. (В. Ф. Панова) 6.Было бы здоровье остальное
будет.
Вывод по заданию: ССП
и СПП можно трансформировать в БСП, в которых подчинительная или союзная
связь передаётся с помощью знаков препинания.
Студенты выполняют работу, комментируя каждое предложение.
|
|
Беседа
Закрепление
материала
Выполнение
заданий в формате
ЕГЭ
|
Цель-развитие
коммуникативных навыков
Задачи:
-побудить
задуматься над языковыми явлениями
- развивать
выразительность речи
- показать
значимость БСП в языке
Цель - безошибочное
выполнение заданий ЕГЭ
Задачи:
-учить практическому
применению полученных знаний,
- закрепить навык
постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях,
-развитие навыков
взаимопроверки
|
Какую роль играют в нашей речи
бессоюзные сложные предложения? Обратите внимание на цитату на экране . Прочитаем
выразительно. (См. приложение 4)
Почему автор использует бессоюзное
предложение?
Ребята, как вы понимаете последнее
предложение (С доброты человек начинается.)
- Ваши знания
пригодятся вам и при выполнении заданий ЕГЭ (А23, А24).
Приложение (Примеры
зданий)
|
Студенты по желанию читают
выразительно
Подчинительный союз сделал бы его
более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость,
стало бы менее выразительным Вывод: БСП создают образность, выразительность, раскрывают
признаки предметов и явлений.
Высказывают свое
мнение.
Выполняют тестовые
задания.
Работа в тетрадях.
Взаимопроверка в парах.
(Правильные ответы
на экране)
|
|
Подведение
итогов
|
Цель - проверить степень усвоение нового
материала, выявить достигнуты ли цели уроки.
|
Слово учителя.
- Сегодня мы с вами в течение всего урока
говорили о БСП. Что вам запомнилось?
- Какие предложения называются бессоюзными сложными?
- Какими знаками препинания разделяются
части в бессоюзном сложном предложении?
- Назовите условия постановки запятой и
точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.
- Назовите условия постановки тире в
бессоюзном сложном предложении.
Все правильно, а еще важно. чтобы вы
осознавали, что русский язык не только свод правил правописания, а величайшее
сокровище, которым мы учимся владеть.
|
Изучая русский язык, мы убеждаемся
ещё раз в безграничных его возможностях для выражения наших мыслей и чувств.
С помощью БСП мы можем более полно, логично выражать свои мысли.
Запятая
в том случае, если части тесно связаны между собой, присутствует
перечисление; точка запятая – когда части не так тесно связаны по смыслу;
тире в БСП ставится тогда, когда происходит
быстрая смена событий.
|
|
Домашнее задание
Выставление
оценок
|
Цель – закрепление
изученного материала
задача - объяснить цель домашнего задания и
способ его выполнения
Цель – оценить
работу студентов на уроке
|
Выписать из литературного
произведения 10 БСП, выделить в
них грамматическую основу, объяснить расстановку знаков препинания.
Преподаватель благодарит студентов за работу на уроке,
выставляет оценки
|
Записывают домашнее задание
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.