Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка " Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему" ( 9 класс)

Урок русского языка " Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему" ( 9 класс)

hello_html_70ccb193.jpg

Ошарова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Высшая квалификационная категория

Стаж работы в школе – 23 года

Педагогический девиз: «Каждый может стать успешным»




Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Тип урока: общеметодологической направленности в логике системно-деятельностного подхода

Деятельностная цель урока: формирование способности учащихся писать сочинение-рассуждение на основе изученных лингвистических терминов и алгоритма работы над сочинением.

Образовательная цель урока: систематизировать теоретические знания об основных этапах построения связного высказывания на лингвистическую тему.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.


Задаёт вопросы:

Что обозначает термин «лингвистический»?

Какое событие в вашей школьной жизни приближается?

Из каких частей состоит ГИА по русскому языку?

Свяжите понятия «лингвистический» и «сочинение» по смыслу и определите тему урока.


Отвечают на вопросы, определяют тему урока, записывают в тетрадь.

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии


Задаёт вопросы и фиксирует на доске ответы учащихся.

На какой результат мы сегодня будем работать?

Что будем делать, чтобы этот результат получить?

Как вы планируете работать? Где возьмёте информацию ?

Обсуждают в группе варианты учебных действий, используя справочный материал. Предлагают варианты работы своей группы.

3.Закрепление с проговариванием во внешней речи

Корректирует деятельность учащихся, оценивает работу групп.

Каждая группа готовит информацию по теме урока и представляет её.

1 группа - план сочинения –рассуждения , основные требования к экзаменационному сочинению

2 группа – пошаговую инструкцию написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему на интерактивной доске с распечатыванием алгоритма для всех групп.

3 группа – презентация о фразеологизмах и анализ текста с фразеологизмами. Работают в библиотеке, используя ресурсы Интернет.

4.Включение изученного в систему знаний

Работа по алгоритму. Написание сочинения-рассуждения .

Корректирует деятельность учащихся

По алгоритму в группах пишут вступление, основную часть, заключение сочинения на основе прочитанного текста.


Презентация сочинения.

Напоминает критерии оценки экзаменационного сочинения.

Представляют свои результаты, группы оценивают друг друга по критериям экзаменационного сочинения. Проговаривают ошибки и исправляют их.

5.Рефлексия учебной деятельности


Предлагает составить синквейн по теме урока.

Составляют и представляют синквейн.

Оценивают свою работу в листах оценки.

























Приложение 1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.

(3)— Твоя фамилия?

(4)— Княжин.

(5)— А как ты занимался по физике?

(6)— Это мой любимый предмет.

(7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной.

(9)— Не мешай слушать, — донёсся до меня голос Княжина.

(10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить.

(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина:

(12)— Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника! (14)Рыжий, да ещё подлиза.

(15)— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. (16)— А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?

(18)Через неделю в физический кружок первым записался Княжин. (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на его фамилию.

(20)— Зачем ты записался во все кружки? — спросил я Княжина.- (21)Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?

(22)— Нет, я знаю, но мне надо — упрямо ответил он. (23)Это моя тайна.

(24)— Тайна это или не тайна, — сказал я, - но ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.

(25)Княжин очень расстроился.

(26)— Я должен всё знать,— сказал он. (27)— Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (28)Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.

29)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо.

(30)«Этот долетит!» — подумал я.

(31)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить.

(33)— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? (34)Устал грызть гранит науки?

(35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне:

(37)— У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос.

(39)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (40)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос:

(41)— Есть что-нибудь новенькое?

(42)— Мальчик, — ответила девушка-продавщица, — ты мне покоя не даёшь! (43)Не может быть каждый день что-нибудь новенькое.

(44)Я оглянулся. (45)Передо мной стоял Княжин, и у него на носу красовались маленькие очки.

(46)Он тихо сказал:

(47)— А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал — близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (48)Я эти очки ненавижу.

(49)Он был такой несчастный! (50) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.

(51)Я сказал:

(52)— Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53)Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! (54)Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом.

(55)— Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? — он преобразился и ухватился за мои слова с радостью. (56)— Как же я сам не сообразил?

(57)Он снова светился счастьем. (58)А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди». (По В. Железникову)


Справочные материалы


Основные требования к сочинению


НЕОБХОДИМО:


1. Раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;


2. Раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;


2. Привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;


3. Соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.


МОЖНО:


1. Приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;


2. Писать работу в научном или публицистическом стиле;


3. Начать сочинение с высказывания.


НЕЛЬЗЯ:


1. Писать сочинение без опоры на прочитанный текст;


2. Вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.




















Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием


Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.


Шаг 3. Составляем план сочинения.

План

1. Цитируем высказывание.

2. Объясняем смысл высказывания.

3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.

4. Делаем вывод.

! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении три.
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.

Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл

Не забудьте о логическом переходе к аргументам!

Вместо глагола "сказал" можно употребить другие: утверждал, рассуждал,отмечал, считал


Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста

Приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.


примеров должно быть 2;

примеры должны быть из прочитанного текста;

приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Шаг 6. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.





Оценочный лист

группы

Фамилия имя

Работа в группе

Презентация работы

Сочинение

Синквейн

Итоговая оценка































hello_html_1b6b931d.jpg

Рис.1

На открытом уроке русского языка «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему». Семинар «Великая цель образования не знания, а действия» в рамках районной акции «Методический поезд» 16 мая 2014 года.

Урок русского языка " Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему" ( 9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 9 классе 

Тема: «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Тип урока: общеметодологической направленности в логике системно-деятельностного подхода

Деятельностная  цель урока: формирование способности учащихся писать сочинение-рассуждение на основе изученных лингвистических терминов и  алгоритма работы над сочинением.

Образовательная цель урока: систематизировать  теоретические знания об основных этапах построения связного высказывания на лингвистическую тему.

 

Автор Ошарова Ольга Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2961
Номер материала 26527
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓