|
Ошарова
Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Высшая
квалификационная категория
Стаж
работы в школе – 23 года
Педагогический
девиз: «Каждый может стать успешным»
|
Урок русского
языка в 9 классе
Тема:
«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
Тип
урока: общеметодологической направленности в
логике системно-деятельностного подхода
Деятельностная
цель урока: формирование способности учащихся писать
сочинение-рассуждение на основе изученных лингвистических терминов и алгоритма
работы над сочинением.
Образовательная
цель урока: систематизировать теоретические знания
об основных этапах построения связного высказывания на лингвистическую тему.
Ход
урока
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
1.Мотивация
к учебной деятельности.
|
Задаёт
вопросы:
Что
обозначает термин «лингвистический»?
Какое
событие в вашей школьной жизни приближается?
Из
каких частей состоит ГИА по русскому языку?
Свяжите
понятия «лингвистический» и «сочинение» по смыслу и определите тему урока.
|
Отвечают
на вопросы, определяют тему урока, записывают в тетрадь.
|
2.Актуализация
знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии
|
Задаёт
вопросы и фиксирует на доске ответы учащихся.
На
какой результат мы сегодня будем работать?
Что
будем делать, чтобы этот результат получить?
Как
вы планируете работать? Где возьмёте информацию ?
|
Обсуждают
в группе варианты учебных действий, используя справочный материал.
Предлагают варианты работы своей группы.
|
3.Закрепление
с проговариванием во внешней речи
|
Корректирует
деятельность учащихся, оценивает работу групп.
|
Каждая
группа готовит информацию по теме урока и представляет её.
1
группа - план сочинения –рассуждения , основные требования к экзаменационному
сочинению
2
группа – пошаговую инструкцию написания сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему на интерактивной доске с распечатыванием алгоритма для
всех групп.
3
группа – презентация о фразеологизмах и анализ текста с фразеологизмами.
Работают в библиотеке, используя ресурсы Интернет.
|
4.Включение
изученного в систему знаний
|
Работа
по алгоритму. Написание сочинения-рассуждения .
Корректирует
деятельность учащихся
|
По
алгоритму в группах пишут вступление, основную часть, заключение сочинения на
основе прочитанного текста.
|
|
Презентация
сочинения.
Напоминает
критерии оценки экзаменационного сочинения.
|
Представляют
свои результаты, группы оценивают друг друга по критериям экзаменационного
сочинения. Проговаривают ошибки и исправляют их.
|
5.Рефлексия
учебной деятельности
|
Предлагает
составить синквейн по теме урока.
|
Составляют
и представляют синквейн.
Оценивают
свою работу в листах оценки.
|
Приложение 1
Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника
русского языка: «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто
пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них
привычны и знакомы с детства».
1)Новенький
сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были
ярко-рыжие волосы.
(3)— Твоя фамилия?
(4)— Княжин.
(5)— А как ты занимался по физике?
(6)— Это мой любимый предмет.
(7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я
поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник
Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной.
(9)— Не мешай слушать, — донёсся до меня голос Княжина.
(10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он
хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли
проглотить.
(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос
Лёвушкина:
(12)— Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника!
(14)Рыжий, да ещё подлиза.
(15)— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. (16)— А
ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?
(18)Через неделю в физический кружок первым записался Княжин.
(19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом
наталкивался на его фамилию.
(20)— Зачем ты записался во все кружки? — спросил я Княжина.-
(21)Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
(22)— Нет, я знаю, но мне надо — упрямо ответил он. (23)Это моя
тайна.
(24)— Тайна это или не тайна, — сказал я, - но ты преувеличиваешь
свои возможности: если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя
времени будет в обрез.
(25)Княжин очень расстроился.
(26)— Я должен всё знать,— сказал он. (27)— Я в глубине души
решил: буду пилотом космического корабля. (28)Я никому этого не говорил, но вы
меня заставили.
29)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо.
(30)«Этот долетит!» — подумал я.
(31)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического
кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить.
(33)— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? (34)Устал
грызть гранит науки?
(35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал.
(36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне:
(37)— У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это
больной вопрос.
(39)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (40)Я стоял в
книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос:
(41)— Есть что-нибудь новенькое?
(42)— Мальчик, — ответила девушка-продавщица, — ты мне покоя не
даёшь! (43)Не может быть каждый день что-нибудь новенькое.
(44)Я оглянулся. (45)Передо мной стоял Княжин, и у него на носу
красовались маленькие очки.
(46)Он тихо сказал:
(47)— А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал —
близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (48)Я эти очки
ненавижу.
(49)Он был такой несчастный! (50) Разлетелась в куски его первая
мечта, и он страдал.
(51)Я сказал:
(52)— Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53)Не принимай
это близко к сердцу и не вешай нос! (54)Полетишь на космическом корабле
астрономом, инженером или врачом.
(55)— Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? — он
преобразился и ухватился за мои слова с радостью. (56)— Как же я сам не
сообразил?
(57)Он снова светился счастьем. (58)А я подумал: «Хорошо, когда у
человека ясная цель в жизни и всё
впереди». (По В. Железникову)
Справочные
материалы
Основные
требования к сочинению
НЕОБХОДИМО:
1.
Раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2.
Раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
2.
Привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
3.
Соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1.
Приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2.
Писать работу в научном или публицистическом стиле;
3.
Начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1.
Писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
2.
Вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль
высказывания
Выясните, о каких свойствах языка,
о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные
ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах
выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений,
сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и
грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской
пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Составляем план сочинения.
План
1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац.
Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении три.
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.
Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем
его смысл
Не
забудьте о логическом переходе к аргументам!
Вместо
глагола "сказал" можно употребить другие: утверждал, рассуждал,отмечал,
считал
Шаг 5.
Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста
Приводим
примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
примеров должно быть 2;
примеры
должны быть из прочитанного текста;
приводя
пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его
значение и указать роль в тексте.
Шаг 6.
Пишем заключение
В заключительной части
сочинения делается вывод из всего сказанного.
Оценочный
лист
№
группы
Фамилия имя
|
Работа в группе
|
Презентация работы
|
Сочинение
|
Синквейн
|
Итоговая оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.1
На
открытом уроке русского языка «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему».
Семинар «Великая цель образования не знания, а действия» в рамках районной
акции «Методический поезд» 16 мая 2014 года.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.