Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка " Понятие о служебных частях речи".(7 класс)

Урок русского языка " Понятие о служебных частях речи".(7 класс)

hello_html_m5951b446.gifhello_html_m7b1baf1c.gifhello_html_15e39605.gifhello_html_723a771e.gifhello_html_m5f70fed6.gifhello_html_m30ec6335.gifhello_html_76450f47.gifhello_html_m50821843.gifhello_html_m1a4738e9.gifhello_html_m1a4738e9.gifhello_html_m1a4738e9.gifГУ «Школа-гимназия № 3 отдела образования акимата города Костаная»









Урок



Тема: «Понятие о служебных частях речи».







Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории















2015 год

Тема: Понятие о служебных частях речи.

Цель урока: Создать учебно-познавательную среду, способствующую

восприятию служебных частей речи.

Иметь знания о роли служебных частей речи в устной и письменной

речи, знать отличительные признаки служебных частей речи.

Уметь находить в тексте служебные части речи, различать союзы,

предлоги и частицы, правильно писать их и употреблять в речи;

редактировать текст, сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

разгадывать кроссворд.

Воспитывать чувство казахстанского патриотизма, развивать

зоркость внимания, смекалку.

Оборудование: иллюстрации с изображением природы Казахстана, пословицы о родине, таблица, интерактивная доска, презентация, 2 « облачка», кроссворд, эпиграф:

На всех словах события печать,

Они дались недаром человеку…

С. Маршак

Ход урока.

l.Оргмомент.

ll.Вступительное слово учителя.

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Есть в языке и такие слова, для которых назвать – не главное. Задача их помогать другим словам соединяться: завтра или послезавтра, читать в библиотеке. Эти слова называются служебными – они « гайки» и « винтики» в руках говорящего, когда он берётся строить предложение.

Разная работа лежит на «плечах» предлогов, союзов и частиц, но без них в языке не обойтись… С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует связную речь. И вот о них сегодня мы поговорим на уроке.

Итак, тема нашего урока « Служебные части речи». Объявляю цель урока.

- А какие ассоциации возникают у вас со словом служба?

- Давайте составим ассоциативную карту к слову служба.

1.Составление ассоциативной карты.

медицинская государственная

служба

в армии



погоды связи

2.Работа с толковым словарём.

Служба.1Служить.2 Работа, занятия служащего, работать в качестве кого-нибудь, а также исполнять воинские обязанности. 3.Делать что-нибудь для кого-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь. С.народу. С.искусству. У любого человека своё предназначение на земле. У каждого слова своё назначение в языке. А теперь давай те посмотрим, какое назначение у служебных частей речи.

lll. Объяснение нового материала с использованием таблицы «Служебные части речи».

1.Слово учителя о служебных частях речи.

2.Анализ таблицы.

Служебные части речи



предлог союз частица служба

в, за, для, из-за, и, а, но, да, бы, давай, пусть,

из-под, в течение, или, когда, разве, неужели,

в связи будто, как лишь, вот

3. Вывод.

- Для чего нужны предлоги в языке?

- Какую функцию выполняют союзы?

-Для чего нужны частицы?

- Изменяются ли служебные части речи?

- Являются ли они членами предложения?

l V.Закрепление материала.

1.Выполнение упражнения 357 ( устно)

2.Упражнение 360 (письменно)

3.Игра « Облачко».

Найдите соответствия в лексическом значении русских и казахских слов, записанных на 2-х «облачках», прикреплённых к доске. Приведите примеры каждой служебной части речи на русском и казахском языках.

Предлог

Союз

Частица

Демеулiк

жалгаулык







4.Словарно-орфографическая работа.

Курултай – съезд, общее собрание у некоторых монгольских и тюркских народов ( Тюркский курултай).

1 октября 1992 года состоялось торжественное заседание Всемирного курултая казахов. На этом заседании выступал Н.А.Назарбаев. Сейчас мы познакомимся с выступлением Президента.

5. Корт « Самый зоркий». Определите основную мысль выступления. К чему призывает нас Н.А. Назарбаев? Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обведите в овал служебные части речи, надписывая над словом п (предлог),с (союз) ,ч (частица).

В этом мире у нас есть лишь одна Родина. Это – Казахстан. И наш общий св..щенный долг – повсюду утверждать и укр…плять нашу независимость, умн…жать мощ… и богатство нашего государства, высоко н…сти знамя нашей чести и достоинства в мировом сообществе, чес…но и преданно служить Родине. Для этого каждый гражданин нашей страны обязан всей душой ос…знать свою грандиозную историческую ответственность в сохранении единства нашей земли, нашего народа в сбережении межнационального мира и согласия. Как Президент республики, как кровный сын своего народа, я в полной мере ос…знаю и разделяю эту ответственность.

6.Рспределительный диктант.

Выписать служебные части речи в 3 столбика.

В 1- предлоги, во 2 – союзы, в 3 – частицы.

Мой Казахстан

Под светом солнца Казахстан,

Под звёздами вселенной

Ты гордо распрямляешь стан,

Идёшь дорогой верной.

Казахом гордо называюсь,

Потомок тех, кто кочевал.

В поток истории вплетаюсь,

Что предок тюркский создавал.

Передо мной проходят орды

Идущих мир порабощать,

Передо мной мой предок гордый –

Кто не привык врагов прощать.

Он с детства знал, что так и надо

Идти с дружиною в поход.

Ведь на родной земле был славен

Лишь тот, кто в бой с мечтой идёт.

Кочевник властелином мира

Хотел когда-то силой стать,

Тяжёлой палицей батыра

Чужие страны покорять.

Не этим я горжусь, поверьте,

А тем горжусь, что выжил он,

И что страна моя в рассвете,

Казах не стал песком времён.

( Алмат Тажибаев)

7.Игра « 4-ое лишнее».

Найдите лишнее слово в каждом ряду, объясните, почему оно лишнее. С каждым лишним словом составьте по одному предложению.

1.а,но,ведь,да;

2.не, разве, лишь, из-за;

3.к, что, на, через.

8.Площадка « Мастерская слова».

На месте черточек вставьте предлоги, чтобы восстановить текст.

Нет ничего_ свете краше, чем Родина наша. Своя земля и _ горсти мила.

_ чужой стороне родина милей вдвойне. Расставаясь друг _ другом, плачут семь лет, расставаясь_ родиной – всю жизнь.

-А какие вы знаете казахские пословицы о родине? Запишите их и назовите служебные части речи.

9.Корт « Исправь ошибку!»

Найдите в тексте ошибки, исправьте их, объясняя свой выбор.

Неужели мы должны любить свою землю только за то, если она богата, как она даёт обильные урожаи, но природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния!

V. Итог урока.

1.Разгадывание кроссворда.

2.Беседа.

- Сколько всего частей речи в русском языке?

-Назовите самостоятельные части речи.

-Какие вы знаете служебные части речи?

- для чего нужны в языке служебные части речи?

-Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

-Какую роль в языке играют предлоги?

-Для чего в языке нужны союзы?

V l. Домашнее задание: §45 упр358





Урок русского языка " Понятие о служебных частях речи".(7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

ГУ «Школа-гимназия № 3 отдела  образования  акимата города  Костаная»

 

 

 

 

                         Урок

 

Тема: «Понятие о служебных частях речи».

 

 

 

Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

                                              2015 год                                  

Тема: Понятие о служебных частях речи.

Цель урока: Создать учебно-познавательную среду, способствующую  

                       восприятию служебных частей речи.

         Иметь знания о роли  служебных частей речи в устной и письменной  

                     речи, знать отличительные признаки служебных частей речи.

         Уметь находить в тексте служебные части речи, различать союзы,   

                     предлоги и частицы, правильно писать их и употреблять в речи;  

                     редактировать текст, сравнивать, сопоставлять, делать вывод;  

                     разгадывать кроссворд.

                     Воспитывать чувство казахстанского патриотизма, развивать 

                     зоркость внимания, смекалку.

Оборудование: иллюстрации с изображением природы Казахстана, пословицы о родине, таблица, интерактивная доска,  презентация,                    2 « облачка», кроссворд, эпиграф:

                                                       На всех словах события печать,

                                                       Они дались недаром человеку…

                                                                                               С. Маршак                                                                                                                   

                                                       

                                                          Ход урока.

l.Оргмомент.

ll.Вступительное слово учителя.

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Есть в языке и такие слова, для которых назвать – не главное.              Задача их – помогать другим словам соединяться: завтра или послезавтра, читать в библиотеке. Эти слова называются служебными – они « гайки» и     « винтики» в руках говорящего, когда он берётся строить предложение.

Разная работа лежит на  «плечах»  предлогов, союзов и частиц, но без них в языке не обойтись… С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует связную речь. И вот о них сегодня мы поговорим на уроке.

Итак, тема нашего урока « Служебные части речи». Объявляю цель урока.

- А какие ассоциации возникают у вас со словом служба?

- Давайте составим ассоциативную карту к слову служба.

1.Составление  ассоциативной  карты.

медицинская               государственная

                                                                       в  армии

 

погоды                                            связи

2.Работа с толковым словарём.

Служба.1Служить.2 Работа, занятия служащего, работать в качестве кого-нибудь, а также исполнять воинские обязанности.   3.Делать что-нибудь для кого-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь. С.народу. С.искусству.                                         У любого человека своё предназначение на земле. У каждого слова своё назначение в языке. А теперь давай те посмотрим, какое назначение у служебных частей речи.

lll. Объяснение нового материала с использованием таблицы   «Служебные   части речи».

1.Слово учителя о служебных частях речи.

2.Анализ таблицы.

                                 Служебные   части речи

 

предлог                                   союз                                     частица служба

в, за, для, из-за,                      и, а, но, да,                           бы, давай, пусть,

из-под, в течение,                  или, когда,                           разве, неужели,       

в связи                                    будто, как                            лишь, вот

3. Вывод.

- Для чего нужны предлоги в языке?

- Какую функцию выполняют союзы?

-Для чего нужны частицы?

- Изменяются ли служебные части речи?

- Являются ли они членами предложения?   

l V.Закрепление материала.

1.Выполнение упражнения 357 ( устно)

2.Упражнение 360 (письменно)

3.Игра « Облачко».

Найдите соответствия в лексическом значении русских и казахских слов, записанных на 2-х «облачках», прикреплённых к доске. Приведите примеры каждой служебной части речи на русском и казахском языках.

               

 

 

 

 

4.Словарно-орфографическая работа.

 Курултай – съезд, общее собрание у некоторых монгольских  и тюркских народов ( Тюркский курултай).

1 октября 1992 года состоялось торжественное заседание Всемирного курултая казахов. На этом заседании выступал Н.А.Назарбаев. Сейчас мы познакомимся  с выступлением Президента.

5. Корт « Самый зоркий». Определите основную мысль выступления. К чему призывает нас Н.А. Назарбаев? Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обведите в овал служебные части речи, надписывая над словом п (предлог),с (союз) ,ч (частица).

В этом мире у нас есть лишь одна Родина. Это – Казахстан. И наш общий  св..щенный долг – повсюду утверждать  и укр…плять нашу независимость, умн…жать мощ… и богатство нашего государства, высоко н…сти знамя нашей чести и достоинства в мировом сообществе, чес…но и преданно служить Родине. Для этого каждый гражданин нашей страны обязан всей душой ос…знать свою грандиозную историческую ответственность в сохранении единства нашей земли, нашего народа в сбережении межнационального мира и согласия. Как Президент республики, как кровный сын своего народа, я в полной мере ос…знаю и разделяю эту ответственность.

6.Рспределительный диктант.

Выписать служебные части речи в 3 столбика.

 В 1- предлоги, во 2 – союзы, в 3 – частицы.

          Мой   Казахстан

Под светом солнца Казахстан,

Под звёздами вселенной

Ты гордо распрямляешь стан,

Идёшь дорогой верной.

Казахом гордо называюсь,

 Потомок тех, кто кочевал.

В поток истории вплетаюсь,

Что предок тюркский создавал.

Передо мной проходят орды

Идущих мир порабощать,

 Передо мной мой предок гордый –

Кто не привык врагов прощать.

Он с детства знал, что так и надо

Идти с дружиною в поход.

Ведь на родной земле был славен

Лишь тот, кто в бой с мечтой идёт.

Кочевник властелином мира

Хотел когда-то силой стать,

Тяжёлой палицей батыра

Чужие страны покорять.

Не этим я горжусь, поверьте,

А тем горжусь, что выжил он,

И что страна моя в рассвете,

Казах не стал песком времён.

                                     ( Алмат Тажибаев)

7.Игра « 4-ое лишнее».

   Найдите лишнее слово в каждом ряду, объясните, почему оно лишнее. С каждым лишним словом составьте по одному предложению.

1.а,но,ведь,да;

2.не, разве, лишь, из-за;

3.к, что, на, через.

8.Площадка « Мастерская слова».

На месте черточек вставьте предлоги, чтобы восстановить текст.

Нет ничего_   свете краше, чем Родина наша. Своя земля и _ горсти мила.

_ чужой стороне родина милей вдвойне. Расставаясь друг _ другом, плачут семь лет, расставаясь_ родиной – всю жизнь.

 -А какие вы знаете казахские пословицы о родине? Запишите их и назовите служебные части речи.

9.Корт « Исправь ошибку!»

Найдите в тексте ошибки, исправьте их, объясняя свой выбор.

Неужели мы должны любить свою землю только за то, если она богата, как она даёт обильные урожаи, но природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния!

V. Итог урока.

1.Разгадывание кроссворда.

2.Беседа.

- Сколько всего частей речи в русском языке?

-Назовите самостоятельные части речи.

-Какие вы знаете служебные части речи?

- для чего нужны в языке служебные части речи?

-Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

-Какую роль в языке играют предлоги?

-Для чего в языке нужны союзы?

V l. Домашнее задание:   §45      упр358

 

 

 

Автор Битюцкая Любовь Дмитриевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1392
Номер материала 37270
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓