Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка «Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование

Урок русского языка «Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование

Урок русского языка

«Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»

Цели:

1.Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.

2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

3.Воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутьё.

Ход урока:

I.Вступительное слово учителя.

- Ребята, у нас сегодня урок обобщения и повторения изученного. Это значит, что мы в течение 40 минут будем говорить о том, что вам уже известно: вы проверите свои знания по теме «Состав слова и словообразование», выступите в роли экспертов (знатоков) русского языка, поэкспериментируете над словом, проявите себя не только индивидуально, но и как единое целое, так как впереди вас ждут групповые задания, для которых необходима коллективная работа всех учащихся класса.

- А результатом вашей совместной работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих.

- Итак, начинаем…

- Давайте подумаем и ответим на вопрос: «Что изучает раздел языка «Состав слова и словообразование?»

(на какие части делятся слова и каким способом они образованы).

-А с каким разделом языка тесно соприкасается наша тема?

( с орфографией).

-А что изучает орфография?

( правильное написание слов).

-Для чего нужна орфография?

( чтобы правильно, без ошибок, писать слова).

-Каким образом связано словообразование с орфографией?

( мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания).

II Организационный момент. Запись в тетрадях даты, вида работы (классная работа), темы урока.

III. Задания на закрепление изученного материала.

1. Словарный диктант.

-На доске записаны слова, в которых, если не знать орфографии и словообразования, можно сделать много ошибок.

Один человек пойдёт к доске и будет вставлять пропущенные буквы и обозначать орфограммы, а все остальные работают в тетради. Если отвечающий затрудняется с ответом, мы ему помогаем.

Пр…плыть, пр…градить. пр…морский. пр…большой, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…рода, пр…думать, пр…лечь, к…саться, к...снуться, ог…рок, заг...релый, под…грать, сверх…нтересный.

Учащиеся работают со словами на разные правила и делают выводы.

-Итак, мы убедились, что слова на данные правила вами усвоены хорошо.

2. Игра «Угадай словечко».

-А давайте проверим, как вы умеете находить слова по отдельным морфемам.

- Что такое морфема? ( часть слова).

- Мы проведём игру «Угадай словечко».

-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).

( на планшете скрыто слово тигрята).

-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).

-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).

- Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла).

- Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью ( род, число, падеж, спряжение).

- Внизу на планшете вы видите другие окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,- ют, -ая, -ое, - читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач).

- Для чего нужно окончание? ( для связи слов в предложении и словосочетании).

- А бывают ли части речи без окончаний? (наречие)

-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?

(тигрята).

- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).

-Какой вывод можно сделать. Что такое корень? ( корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).

- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

- А что обычно находится после корня? (суффикс)

Для чего он служит? (для образования новых слов)

-Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?

- ят - обозначает детёнышей животных, птиц.

Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)

- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)

-Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)

-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)

-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)

Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)

Докажите это.

3. «Кто быстрее?»

Выполним задание№1 на листочке (по вариантам).

- Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них суффиксы.

I вариант II вариант

¬ + нести ¬ + лететь

- Какой вывод мы можем сделать? (меняется приставка, меняется и значение всего слова).

4. Разбор слова по составу.

- Давайте покажем, что мы – настоящие знатоки русского языка. Выполним задание № 2 на листочках.

- Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.

пылеводонепроницаемые (часы )

- С какой морфемы мы начнём? (с окончания)

Идёт морфемный разбор слова.

5. Игра «Составь слово».

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень, подарок

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс, беленький

от прилагательного синий окончание.

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень, прилетит

от глагола бежит окончание.

- Есть чудесная книга К.И.Чуковского «От 2 до 5». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям.

Выполним задание№3 на листочках.

1. Я задверил руку (прищемил руку дверью)

2. Замолоточь этот гвоздик! (забей молотком этот гвоздик)

3. Я намакаронился (наелся макарон)

4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (можно)

5. Из трубы дым трубится ( вьётся, струится)

6. Игра «Четвёртый лишний».

- Давайте вернёмся к такой морфеме, как корень слова, и выполним задание№4 на листочке. Даются ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее, нужно не только найти его, но и объяснить почему?

1. Гора, гористый, горец, горевать.(печалиться)

2. Водитель, водный, водить, заводить.

3. Дом, домовой, домовладелец, о доме.

4. 4. Лес, лесовод, к лесу, перелесок.

6.Словообразовательный разбор (по группам).

- А теперь давайте выясним, какими способами образуются слова в русском языке. Выполняем задание№5 на листочке.

-Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.

- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное(базовое) слово.

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход

Съел мороженое } в другие части речи.

Подведение итогов словообразовательного разбора.

IV. Итоги урока:

-Итак, мы неплохо сегодня поработали. Пора подвести итоги и сделать выводы.

- Что же изучает раздел «Состав слова и словообразование?»

- Для чего мы должны знать состав слова? (чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы).

- Без какого раздела языка нам не обойтись? (без орфографии)

Оценки за урок.

V. Домашнее задание:

Упр.112 по образцу

Урок русского языка «Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели:

1.Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.

2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

 

3.Воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутьё.

   На даддном уроке учащиеся проверят свои знания по теме «Состав слова и словообразование», выступят в роли экспертов (знатоков) русского языка, поэкспериментируют над словом, проявят себя не только индивидуально, но и как единое целое,  впереди их ждут групповые задания, для которых необходима коллективная работа всех учащихся класса.

Автор Цветкова Инна Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 628
Номер материала 36186
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓