Урок русского языка
«Повторение изученного по теме «Состав слова и
словообразование»
Цели:
1.Закрепить и обобщить сведения о
морфемах слова и способах словообразования.
2.Развивать умения и навыки членить
слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова,
однокоренные слова и формы одного и того же слова.
3.Воспитывать орфографическую
зоркость, словообразовательное чутьё.
Ход урока:
I.Вступительное слово учителя.
- Ребята, у нас сегодня урок
обобщения и повторения изученного. Это значит, что мы в течение 40 минут будем
говорить о том, что вам уже известно: вы проверите свои знания по теме «Состав
слова и словообразование», выступите в роли экспертов (знатоков) русского
языка, поэкспериментируете над словом, проявите себя не только индивидуально,
но и как единое целое, так как впереди вас ждут групповые задания, для которых
необходима коллективная работа всех учащихся класса.
- А результатом вашей совместной
работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих.
- Итак, начинаем…
- Давайте подумаем и ответим на
вопрос: «Что изучает раздел языка «Состав слова и словообразование?»
(на какие части делятся слова и каким
способом они образованы).
-А с каким разделом языка тесно
соприкасается наша тема?
( с орфографией).
-А что изучает орфография?
( правильное написание слов).
-Для чего нужна орфография?
( чтобы правильно, без ошибок, писать
слова).
-Каким образом связано
словообразование с орфографией?
( мы должны правильно писать в словах
приставки, корни, суффиксы, окончания).
II Организационный момент. Запись в
тетрадях даты, вида работы (классная работа), темы урока.
III. Задания на закрепление
изученного материала.
1. Словарный диктант.
-На доске записаны слова, в которых,
если не знать орфографии и словообразования, можно сделать много ошибок.
Один человек пойдёт к доске и будет
вставлять пропущенные буквы и обозначать орфограммы, а все остальные работают в
тетради. Если отвечающий затрудняется с ответом, мы ему помогаем.
Пр…плыть, пр…градить. пр…морский.
пр…большой, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…рода,
пр…думать, пр…лечь, к…саться, к...снуться, ог…рок, заг...релый, под…грать,
сверх…нтересный.
Учащиеся работают со словами на
разные правила и делают выводы.
-Итак, мы убедились, что слова на
данные правила вами усвоены хорошо.
2. Игра «Угадай словечко».
-А давайте проверим, как вы умеете
находить слова по отдельным морфемам.
- Что такое морфема? ( часть слова).
- Мы проведём игру «Угадай словечко».
-На доске «спрятано» слово,
догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это
слово? (нет).
( на планшете скрыто слово тигрята).
-Открываю последнюю букву. Стало ли
слово вам понятнее? (нет).
-Кто может предположить, какая это
морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание
существительного или глагола).
- Как вы догадались? Подберите слова
с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла).
- Что можно определить по окончанию,
но только если слово дано полностью ( род, число, падеж, спряжение).
- Внизу на планшете вы видите другие
окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,-
ют, -ая, -ое, - читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач).
- Для чего нужно окончание? ( для
связи слов в предложении и словосочетании).
- А бывают ли части речи без
окончаний? (наречие)
-А теперь я открою сразу три буквы.
Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?
(тигрята).
- Благодаря какой морфеме вы
догадались? (корню).
-Какой вывод можно сделать. Что такое
корень? ( корень – главная значимая часть слова, в которой заключено
лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).
- Оказывается, в русском языке 4,5
тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100
приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно
в корнях слов.
- А что обычно находится после корня?
(суффикс)
Для чего он служит? (для образования
новых слов)
-Откроем всё слово. Сравните: тигр –
тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это
происходит?
- ят - обозначает детёнышей животных,
птиц.
Как мы называем такой суффикс?
(уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята,
щенята, цыплята, львята, воробьята)
- Какую ещё морфему можно выделить в
этом слове? (основу)
-Что такое основа? (всё слово, кроме
окончания)
-А бывают ли слова, где часть основы
находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем
основу? (она будет разорванной)
-А какой же морфемы нет в слове?
(приставки)
Для чего она служит и где обычно
находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)
Докажите это.
3. «Кто быстрее?»
Выполним задание№1 на листочке (по
вариантам).
- Приставка неизвестна, но зато есть
другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради
и выделите в них суффиксы.
I вариант II вариант
¬ + нести ¬ + лететь
- Какой вывод мы можем сделать?
(меняется приставка, меняется и значение всего слова).
4. Разбор слова по составу.
- Давайте покажем, что мы – настоящие
знатоки русского языка. Выполним задание № 2 на листочках.
- Разберите по составу очень большое
и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.
пылеводонепроницаемые (часы )
- С какой морфемы мы начнём? (с
окончания)
Идёт морфемный разбор слова.
5. Игра «Составь слово».
- А давайте сами попробуем
сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто
первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в
словах.
-От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень, подарок
от существительного кружок суффикс.
- Какое слово получилось?
-От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс,
беленький
от прилагательного синий окончание.
-От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
прилетит
от глагола бежит окончание.
- Есть чудесная книга К.И.Чуковского
«От 2 до 5». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте
посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения
и дадим верное толкование данным выражениям.
Выполним задание№3 на листочках.
1. Я задверил руку (прищемил руку
дверью)
2. Замолоточь этот гвоздик! (забей
молотком этот гвоздик)
3. Я намакаронился (наелся макарон)
4. То нельзя, это нельзя, а что льзя?
(можно)
5. Из трубы дым трубится ( вьётся,
струится)
6. Игра «Четвёртый лишний».
- Давайте вернёмся к такой морфеме,
как корень слова, и выполним задание№4 на листочке. Даются ряды слов, одно из
них в каждом ряду лишнее, нужно не только найти его, но и объяснить почему?
1. Гора, гористый, горец,
горевать.(печалиться)
2. Водитель, водный, водить,
заводить.
3. Дом, домовой, домовладелец, о
доме.
4. 4. Лес, лесовод, к лесу,
перелесок.
6.Словообразовательный разбор (по
группам).
- А теперь давайте выясним, какими
способами образуются слова в русском языке. Выполняем задание№5 на листочке.
-Вы должны сделать по группам
словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются.
Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Можно
совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.
- Нужно ли разбирать всё слово
полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая
появляется; для этого необходимо правильно определить исходное(базовое) слово.
1. Развесёлый ← весёлый.
(приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча.
(приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение
основ)
6. Продтовары ← продуктовые товары.
(сложносокращённое слово)
7. Мороженая рыба } переход
Съел мороженое } в другие части речи.
Подведение итогов
словообразовательного разбора.
IV. Итоги урока:
-Итак, мы неплохо сегодня поработали.
Пора подвести итоги и сделать выводы.
- Что же изучает раздел «Состав слова
и словообразование?»
- Для чего мы должны знать состав
слова? (чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы).
- Без какого раздела языка нам не
обойтись? (без орфографии)
Оценки за урок.
V. Домашнее задание:
Упр.112 по образцу
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.