Урок
русского языка в 7 классе
«Употребление
слов категории состояния в речи»
Цель урока: Дать
представление об употреблении слов категории состояния в художественном тексте
и показать их роль в речи.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать
знания об основных особенностях категории состояния как самостоятельной части
речи;
- дать
представление об употреблении категории состояния в литературе;
-
организовать деятельность учащихся по определению роли слов категории состояния
в собственной речи и литературе;
- провести
анализ притчи со словами категории состояния по методике анализа
художественного текста (МАХТ).
Развивающие:
-
обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою
деятельность;
-
содействовать развитию навыков смыслового чтения;
- создать
условия для развития умений искать, извлекать и анализировать информацию из
разных источников;
-
способствовать формированию коммуникативно-речевых умений для выражения
своих мыслей в устной форме;
- помочь
учащимся осознать роль слов категории состояния в обозначении своего
эмоционального состояния и состояния окружающего мира;
- формировать нравственную оценку событий
и героев с точки зрения моральных норм.
- Здравствуйте,
ребята!
Введение
в тему.
-Обратите внимание
на СЛАЙД. Разгадайте ребус. (СОКРОВИЩЕ) Это имя нашего сегодняшнего
урока, а почему, вы ответите в конце занятия.
-На рабочих
листах – синонимы к слову «сокровище» из Толкового словаря В.И. Даля.
- Найдите синоним,
который имеет непосредственное отношение к уроку русского языка.
- Объясните, какое
отношение к урокам русского языка имеет слово состояние? (Категория
состояния). СЛАЙД.
- Эту тему вы уже
изучили. Свои теоретические знания примените на практике, т.е. в речи. СЛАЙД.
Сформулируйте тему урока.
- Тема нашего
урока: «Употребление слов категории состояния в речи». (СЛАЙД) Это урок
развития речи, поэтому мы сегодня будем не столько писать, сколько говорить.
- Сформулируйте
цель сегодняшнего урока, используя один из глаголов. (СЛАЙД)
- А теперь
сформулируйте для себя цель сегодняшнего урока: что вы хотите добавить к
знаниям по категории состояния на сегодняшнем уроке?
Актуализация
знаний (работа в паре):
-Обратимся к рабочему
листу. Прочитайте четверостишие стихотворения, (СЛАЙД) обсудите в
паре и подчеркните признаки слов категории состояния. Если данной информации для ответа на вопрос
недостаточно, воспользуйтесь материалом учебника на стр. 128
- Какие признаки слов категории состояния вы подчеркнули?
- Какое значение у слов категории состояния? Что
обозначают эти слова?
Работа с текстом
- В рабочих листах найдите алгоритм анализа
художественного текста. Он поможет вам при выполнении следующего задания.
- Предположите, о чем будет текст с названием «Незабудка». (СЛАЙД).
- По алгоритму первое действие-формулировка цели чтения. Что вы
хотите получить от чтения этого текста: развлечение, поучение, развитие ума и
чувств?
-Какое второе действие по алгоритму?
-Прослушайте текст.
(1).Вырос в поле цветок и
радовался солнцу, свету, теплу, жизни…(2). А еще тому, что был создан не
крапивой, а таким, чтобы радовать человека.
(3).Рос он, рос…
(4). И вдруг шел мимо мальчик и сорвал
цветок. 5). Просто так. 6). Скомкал и выбросил на дорогу.
(7). Больно стало
цветку, горько. 8).Ведь растения, как и люди, могут чувствовать
боль.
(9).Но больше всего цветку было
обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили
света, тепла, жизни…
(10).Последнее, о чем цветок
подумал - как все-таки хорошо, что не создали его крапивой. (11).Ведь
тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
(12).А цветок, познав, что такое
боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
- Какой пункт в алгоритме следующий?
-О чем текст и как развиваются события?
- Кто главный герой текста? Как определили? (часто
повторяются)
- Мальчик? Каков он? (беззаботный, бездушный,
безответственный, равнодушный).
- Если это литературный герой, то мы характеризуем по
поступкам. Что делает цветок? Какой он, ЦВЕТОК?
-Какие нравственные проблемы раскрываются в тексте? (проблема
милосердия, проблема равнодушия или нелюбви к природе).
- Есть ли в тексте средства художественной выразительности?
(олицетворение).
- Достаточно ли этого, чтобы дать оценку тексту по эмоциональности?
- Почему средств не так много? Чтобы ответить на этот вопрос,
определим жанр текста по шифрограмме. На слайде.
ШИФРОГРАММА
-В чем особенность притчи как жанра? Прочитайте ключевые
слова на СЛАЙДЕ.
- Какой урок всем людям дает эта притча? (Урок-поучение
людям, как цветку нужно быть милосердными и любить природу)
- Как оценить красоту и эмоциональность текста, если нет
художественных средств? Давайте проведем эксперимент. Итак, просмотровое
чтение: просмотреть текст, найти слова категории состояния?
- Назовите номера предложений, в которых встретились слова
категории состояния. (7, 9, 10, 12)
- А теперь уберем из текста слова категории состояния. (Один
человек у доски)
-Чего лишился текст? Какова их роль в тексте? (Показывает
эмоциональное состояние героя)
- При отсутствии художественных средств в тексте именно слова
категории состояния дают оценку тексту, так как они показывают эмоциональное
состояние героя.
- Пять лепестков
незабудки напоминают о пяти чувствах, дарованных человеку. Чувства - это
психологические инструменты, с помощью которых человек получает первичные
образы об окружающем мире.
- Может, вы
самостоятельно назовете эти 5 чувств? (Слух, зрение, осязание, вкус, обоняние)
-Образуйте слова
категории состояния от указанных в рабочем листе слов.
-Проверьте себя. (СЛАЙД)
- Вспомните
особенности предложения со словами категории состояния.
-
Предложения, в составе которых есть слова категории состояния, называются односоставными
без подлежащего (безличные).
-Составьте по 2
предложения, соответствующих конструкциям на СЛАЙДе, в которых будут
слова категории состояния, характеризующие состояние человека и природы?
Подчеркните грамматическую основу. (Проверка, несколько человек вслух)
- Ребята, а для
чего вам необходимо уметь выделять грамматическую основу? (Умение находить
грамматическую основу в предложении пригодится вам на экзамене).
- Достаточно ли
одного какого-либо чувства, чтобы оценить мир? Почему? (Человеку нужны все 5
чувств, чтобы оценить состояние мира и человека в этом мире. Порой бывает, что
даже этих 5-ти чувств не хватает. Русский язык несоизмеримо богаче для
определения состояния человеческой души.)
- В каких
произведениях в наибольшей степени чувствуется лирический настрой героя? (стихотворение).
Творческая работа
- В
рабочем листе у вас стихотворение. (СЛАЙД) Прочитайте и восстановите
пробелы, используя слова для справок. Перед вами поэтический текст, поэтому не
забудьте про ритм.
-Сравните
свой текст с текстом автора (СЛАЙД) (ПРОЧИТАТЬ ВСЛУХ). У каждого
получился свой текст. Это очень хорошо. Это значит, что вы творческие люди.
- Поэтому
составить самостоятельно тексты я вам предлагаю дома.
Домашнее задание. (СЛАЙД)
- Составьте текст на тему
«Мой любимый цветок» (на выбор: либо проза, либо стихи), используя слова
категории состояния.
- В рабочих
листах изображен символ урока ЦВЕТОК НЕЗАБУДКА. Ваша задача – оставить в
лепестках слова категории состояния, которые отражают ваше отношение к теме
урока.
-Скажите, кто мог
бы сказать: «Мне интересно», «Мне понятно», «Мне нужно», «Мне важно».
- Вспомните цель,
которую мы поставили вначале урока. Достигли мы цели урока? Какое значение
имеют слова категории состояния?
- Говорят, что
незабудка – это «вселенная в ладони», весь мир в себе держит. Ее голубые
лепестки - это небо, а желтая серединка – это солнце! Вселенная, а уместилась
на человеческой ладони
Заключение.
- Пришло время
объяснить, почему имя урока «сокровище». (Каким же сокровищем обладает наш язык?
Почему?) (Для того чтобы показать состояние окружающего мира и мира «в себе» в
русском языке существуют слова категории состояния, которые являются настоящим
сокровищем).
Как
красоту нам принести на Землю?
Вопросом
потревожила пространство.
Твори
свой мир, да будет он открытым,
Неси
в нем знанье и живое сердце…
Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.