Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка по теме "Употребление слов категории состояния в речи"

Урок русского языка по теме "Употребление слов категории состояния в речи"

Урок русского языка в 7 классе

«Употребление слов категории состояния в речи»

Цель урока: Дать представление об употреблении слов категории состояния в художественном тексте и показать их роль в речи.

Задачи: Образовательные:

- актуализировать знания об основных особенностях категории состояния как самостоятельной части речи;

- дать представление об употреблении категории состояния в литературе;

- организовать деятельность учащихся по определению роли слов категории состояния в собственной речи и литературе;

- провести анализ притчи со словами категории состояния по методике анализа художественного текста (МАХТ).

Развивающие:

- обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

- содействовать развитию навыков смыслового чтения;

- создать условия для развития умений искать, извлекать и анализировать информацию из разных источников;

- способствовать формированию коммуникативно-речевых умений для выражения своих мыслей в устной форме;

- помочь учащимся осознать роль слов категории состояния в обозначении своего эмоционального состояния и состояния окружающего мира;

- формировать нравственную оценку событий и героев с точки зрения моральных норм.

- Здравствуйте, ребята!

Введение в тему.

-Обратите внимание на СЛАЙД. Разгадайте ребус. (СОКРОВИЩЕ) Это имя нашего сегодняшнего урока, а почему, вы ответите в конце занятия.

-На рабочих листах – синонимы к слову «сокровище» из Толкового словаря В.И. Даля.

- Найдите синоним, который имеет непосредственное отношение к уроку русского языка.

- Объясните, какое отношение к урокам русского языка имеет слово состояние? (Категория состояния). СЛАЙД.

- Эту тему вы уже изучили. Свои теоретические знания примените на практике, т.е. в речи. СЛАЙД. Сформулируйте тему урока.

- Тема нашего урока: «Употребление слов категории состояния в речи». (СЛАЙД) Это урок развития речи, поэтому мы сегодня будем не столько писать, сколько говорить.

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока, используя один из глаголов. (СЛАЙД)

- А теперь сформулируйте для себя цель сегодняшнего урока: что вы хотите добавить к знаниям по категории состояния на сегодняшнем уроке?

Актуализация знаний (работа в паре):

-Обратимся к рабочему листу. Прочитайте четверостишие стихотворения, (СЛАЙД) обсудите в паре и подчеркните признаки слов категории состояния. Если данной информации для ответа на вопрос недостаточно, воспользуйтесь материалом учебника на стр. 128

- Какие признаки слов категории состояния вы подчеркнули?

- Какое значение у слов категории состояния? Что обозначают эти слова?


Работа с текстом

- В рабочих листах найдите алгоритм анализа художественного текста. Он поможет вам при выполнении следующего задания.

- Предположите, о чем будет текст с названием «Незабудка». (СЛАЙД).

- По алгоритму первое действие-формулировка цели чтения. Что вы хотите получить от чтения этого текста: развлечение, поучение, развитие ума и чувств?

-Какое второе действие по алгоритму?

-Прослушайте текст.

(1).Вырос в поле цветок и радовался солнцу, свету, теплу, жизни…(2). А еще тому, что был создан не крапивой, а таким, чтобы радовать человека.

(3).Рос он, рос…

(4). И вдруг шел мимо мальчик и сорвал цветок. 5). Просто так. 6). Скомкал и выбросил на дорогу.

(7). Больно стало цветку, горько. 8).Ведь растения, как и люди, могут чувствовать боль.

(9).Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили света, тепла, жизни…

(10).Последнее, о чем цветок подумал - как все-таки хорошо, что не создали его крапивой. (11).Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

(12).А цветок, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно


- Какой пункт в алгоритме следующий?

-О чем текст и как развиваются события?

- Кто главный герой текста? Как определили? (часто повторяются)

- Мальчик? Каков он? (беззаботный, бездушный, безответственный, равнодушный).

- Если это литературный герой, то мы характеризуем по поступкам. Что делает цветок? Какой он, ЦВЕТОК?

-Какие нравственные проблемы раскрываются в тексте? (проблема милосердия, проблема равнодушия или нелюбви к природе).

- Есть ли в тексте средства художественной выразительности? (олицетворение).

- Достаточно ли этого, чтобы дать оценку тексту по эмоциональности?

- Почему средств не так много? Чтобы ответить на этот вопрос, определим жанр текста по шифрограмме. На слайде.

ШИФРОГРАММА

-В чем особенность притчи как жанра? Прочитайте ключевые слова на СЛАЙДЕ.

- Какой урок всем людям дает эта притча? (Урок-поучение людям, как цветку нужно быть милосердными и любить природу)

- Как оценить красоту и эмоциональность текста, если нет художественных средств? Давайте проведем эксперимент. Итак, просмотровое чтение: просмотреть текст, найти слова категории состояния?

- Назовите номера предложений, в которых встретились слова категории состояния. (7, 9, 10, 12)

- А теперь уберем из текста слова категории состояния. (Один человек у доски)

-Чего лишился текст? Какова их роль в тексте? (Показывает эмоциональное состояние героя)

- При отсутствии художественных средств в тексте именно слова категории состояния дают оценку тексту, так как они показывают эмоциональное состояние героя.

- Пять лепестков незабудки напоминают о пяти чувствах, дарованных человеку. Чувства - это психологические инструменты, с помощью которых человек получает первичные образы об окружающем мире.

- Может, вы самостоятельно назовете эти 5 чувств? (Слух, зрение, осязание, вкус, обоняние)

-Образуйте слова категории состояния от указанных в рабочем листе слов.

-Проверьте себя. (СЛАЙД)

- Вспомните особенности предложения со словами категории состояния.

- Предложения, в составе которых есть слова категории состояния, называются односоставными без подлежащего (безличные).

-Составьте по 2 предложения, соответствующих конструкциям на СЛАЙДе, в которых будут слова категории состояния, характеризующие состояние человека и природы? Подчеркните грамматическую основу. (Проверка, несколько человек вслух)

- Ребята, а для чего вам необходимо уметь выделять грамматическую основу? (Умение находить грамматическую основу в предложении пригодится вам на экзамене).

- Достаточно ли одного какого-либо чувства, чтобы оценить мир? Почему? (Человеку нужны все 5 чувств, чтобы оценить состояние мира и человека в этом мире. Порой бывает, что даже этих 5-ти чувств не хватает. Русский язык несоизмеримо богаче для определения состояния человеческой души.)

- В каких произведениях в наибольшей степени чувствуется лирический настрой героя? (стихотворение).

Творческая работа

- В рабочем листе у вас стихотворение. (СЛАЙД) Прочитайте и восстановите пробелы, используя слова для справок. Перед вами поэтический текст, поэтому не забудьте про ритм.

-Сравните свой текст с текстом автора (СЛАЙД) (ПРОЧИТАТЬ ВСЛУХ). У каждого получился свой текст. Это очень хорошо. Это значит, что вы творческие люди.

- Поэтому составить самостоятельно тексты я вам предлагаю дома.

Домашнее задание. (СЛАЙД)

- Составьте текст на тему «Мой любимый цветок» (на выбор: либо проза, либо стихи), используя слова категории состояния.

- В рабочих листах изображен символ урока ЦВЕТОК НЕЗАБУДКА. Ваша задача – оставить в лепестках слова категории состояния, которые отражают ваше отношение к теме урока.

-Скажите, кто мог бы сказать: «Мне интересно», «Мне понятно», «Мне нужно», «Мне важно».

- Вспомните цель, которую мы поставили вначале урока. Достигли мы цели урока? Какое значение имеют слова категории состояния?

- Говорят, что незабудка – это «вселенная в ладони», весь мир в себе держит. Ее голубые лепестки - это небо, а желтая серединка – это солнце! Вселенная, а уместилась на человеческой ладони

Заключение.

- Пришло время объяснить, почему имя урока «сокровище». (Каким же сокровищем обладает наш язык? Почему?) (Для того чтобы показать состояние окружающего мира и мира «в себе» в русском языке существуют слова категории состояния, которые являются настоящим сокровищем).

Как красоту нам принести на Землю?

Вопросом потревожила пространство.

Твори свой мир, да будет он открытым,

Неси в нем знанье и живое сердце…

Спасибо за урок!

Урок русского языка по теме "Употребление слов категории состояния в речи"
  • Русский язык и литература
Описание:

         Данное учебное занятие  проведено в  соответствии с КТП  материала по учебнику Т.А.Ладыженской  и др. «Русский язык», 7 класс (ФГОС  ООО).     

 

         Это урок развития устной  речи, поэтому записей практически не делалось. В уроке использованы все составляющие процесса  развития  речи  учащихся: обогащение словарного запаса,  конструирование предложений, поиск необходимых слов в тексте (через просмотровое чтение), осмысление содержания и формы текста, создание текста (творческая работа).  

Автор Чагаева Татьяна Алексеевна
Дата добавления 16.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1399
Номер материала 58177
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓