Главная / Начальные классы / Урок русского языка по теме "Учимся писать суффиксы -ик, -ек" (2 класс) УМК "Начальная школа XXI века"

Урок русского языка по теме "Учимся писать суффиксы -ик, -ек" (2 класс) УМК "Начальная школа XXI века"



Урок русского языка

УМК «Начальная школа ХХI века»

2 класс







Чернакова К.Н.

учитель начальных классов

БОУ г. Омска «Лицей №137»



Тема: «Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-»

Цель:

формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению способа правописания гласной в суффиксах -ик-, -ек- на основе сравнения, классификации.



Планируемые результаты



Личностные результаты

- ценностное отношение к совместной деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом

учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

- осуществлять анализ слов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение и классификацию слов с заданной орфограммой.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

- применять правила правописания суффиксов -ик-, -ек- ;

- получит возможность научиться подбирать примеры с

орфограммой в суффиксах -ик-, -ек- .



Оборудование:

презентация к уроку, персональные компьютеры, проектор, карточки для групповой работы, Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Графф, 2005, рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2 часть.

Ход урока:

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У. Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2. Актуализация знаний, мотивация.

«Найди верное выражение». (Слайды № 2-4)

(Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

Найди верное утверждение:

  • Суффикс – это маленькое слово.

  • Суффикс – это часть слова.

  • Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

  • Суффикс стоит перед корнем.

  • Суффикс стоит после корня.

  • Суффикс не имеет значение.

  • Суффикс имеет значение.

  • Суффикс -ёнок- пишется после твердых согласных и [ч'].

  • Суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных, кроме [ч'].

Подведение итогов.

У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

Д. – О суффиксе. (Слайд № 5)

Работа с текстом (индивидуальная и парная)

Каждому ребенку выдается текст. (Слайд № 6)

Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.

После индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Карточка № 1

1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

3. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

4. После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–: тигренок, теленок.

5. После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–: волчонок, мышонок.

6. Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

У.– Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.

У. – Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

Д. – Поставил восклицательный знак возле цифры 4 и 5, потому что немного затрудняюсь при письме этих суффиксов.

Д. – Я поставил восклицательный знак возле цифры 6. Думаю, следует обратить внимание, потому что информация непонятна.

Д. – А я поставил возле шестерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это тема нашего урока.

Д. – Интересно было бы узнать, когда надо написать суффикс –ик–, а когда –ек–. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.

3. Постановка учебной задачи.

У.– Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Слайд № 7-8)

У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

Д. – Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.

Д. – Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–.

У. – Определите тему нашего урока.

Д. – Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.

У. – Чем же мы будем заниматься?

Д. – Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.

У. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Д. – Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.

Д. – Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик

Групповая работа

У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 2

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика Есть барашек – нет барашка

Есть бантик – нет бантика Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 4

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов: есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–, а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась 2 группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.

2 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд № 9)

У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

Д. – Надо прочитать правило в учебнике.

У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?

Д. – Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –.

Д. – Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –.

Физминутка.

У. – Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

4. Составление алгоритма.

У. – Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

(Дети предлагают свои варианты)

У. – Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд № 10) Что заметили?

Д. – На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

5. Первичное закрепление.

Выполнение учащимися различных заданий.

У. – Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы –ик – и –ек –.

Дети рассказывают своих предположениях, а затем сверяют их со слайдом № 10

а) Дифференцированная работа

(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)

На слайде № 11:

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.

После окончания этой работы, подводим итог:

Когда слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –?

Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание в рабочей тетради №2 на стр. 28 упражнение 1, после выполнения работы проверка)

У. – Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.

б). Редактирование слов

У. –Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

У. – Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

У. – Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения



6. Итог урока. Рефлексия.

Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –?

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать суффиксы –ик –, –ек – еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Чьи умения писать суффиксы изменилось? Как? Кто остался на том же уровне?

Теперь вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.

Домашнее задание. Оценки за урок.

У. – Запишите домашнее задание: правило на стр. 112, упр. 3 на стр. 113.

Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?

Ученики разбирают домашнее задание.

Урок русского языка по теме "Учимся писать суффиксы -ик, -ек" (2 класс) УМК "Начальная школа XXI века"
  • Начальные классы
Описание:

    Представленный материал является конспектом урока по русскому языку, составленным на основе УМК «Начальная школа XXI века». Предназначен для проведения урока во 2 классе.

   Целью урока являетсяформирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению способа правописания гласной в суффиксах -ик-, -ек- на основе сравнения, классификации.

Предлагаемые задания помогают ученикам легко усвоить учебный материал и сформировать необходимые навыки применения данной орфограммы, научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном  материале.

 

Автор Чернакова Ксения Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 933
Номер материала 28327
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓