Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка по теме "Сравнительный анализ имён существительных 1 склонения в И.п и В.п."

Урок русского языка по теме "Сравнительный анализ имён существительных 1 склонения в И.п и В.п."

Скачать материал

Урок русского языка

3 класс

Тема урока: «Сравнительный анализ имён существительных I склонения в именительном и винительном падежах»

Учитель: Пунанцева Ольга Николаевна, гимназия №8, город Мурманск

Цели:

·        научить отличать существительные I склонения в именительном падеже от имён существительных в винительном падеже

·        развивать умение правильно употреблять в речи имена существительные I склонения в именительном и винительном падежах, монологическую речь, образное мышление

·        воспитывать любовь к чтению, интерес к творчеству И.А.Крылова, чувство товарищества и взаимопомощи

Оборудование:

1.     презентация

2.     лист-конспект для учащихся

3.     карточки для составления алгоритма

4.     микрофон

5.     учебник Поляковой «Русский язык»

 

I.      Организационный момент

II.   1. Актуализация знаний

Слайд №1 (Ворона и лиса)

 - Вспомните, как называется произведение, где эти персонажи являются  главными героями? (Ворона и Лисица)

- Кто автор этого произведения? (Иван Андреевич Крылов)

- 13 февраля мы отмечали 240-летие со дня рождения этого выдающегося автора – Слайд №2 (портрет)

- А какие произведения И.А. Крылова читали вы?

2.Чистописание

Слайд №3 («Булыжник и Алмаз», «Свинья», «Ягнёнок», «Напраслина»)

- Из названий произведений выпишите первые буквы каждого слова. Какое слово можно образовать из этих букв? (Басня).

- Запишите это слово. Объясните лексическое значение слова «басня».

Басня  (словарь Ожегова) -

1)    краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ

2)    вымысел, выдумка

Назовите грамматические признаки слова басня (имя существительное, женский род, I склонение, неодушевлённое, в единственном числе).

- Образуйте новое слово из слов басня, писать. (Баснописец)

-Запишите это слово. Выделите орфограммы. Что можно сказать про это слово?

III.          Постановка проблемы. Формулирование целей и темы урока

Слайд №4

У мельника вода плотину прососала,

Беда б не велика сначала,

Когда бы руки приложить.

- Из какой басни эти строки? («Мельник»)

- Как вы понимаете смысл подчёркнутых слов?

Приложить руки – серьёзно заняться чем-либо

- Перечитайте первую строчку, найдите в ней имена существительные I склонения и определите их падеж. Назовите слова I склонения. Давайте сравним их.

Слайд №5

существительное = существительное

неодушевлённое = неодушевлённое

женский род = женский род

I склонение = I склонение

единственное число = единственное число

именительный падеж – винительный падеж?

- Достаточно ли нам знаний, чтобы доказать какого падежа эти существительные? Сформулируйте цели нашего урока, продолжив фразу: «Будем учиться…»

- А какая тема урока?  «Различие именительного и винительного падежей имени существительного I склонения»

IV.           Поиск решения проблемы. Составление алгоритма

- Чтобы приобрести необходимые нам сегодня знания, я предлагаю вам работу в парах. Каждому ряду необходимо проанализировать отрывок из басни И.А. Крылова по плану:

а) Прочитайте про себя эти отрывки и постарайтесь вспомнить их название:

1 ряд - «На эту беду Лиса близёхонько бежала,

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленит…»

2 ряд - «И из гостей домой

Пришла свинья свиньёй.

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»,-

Свинью спросил пастух»

3 ряд - «Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты, что ж, в дальнюю дорогу?»,-

Ей с возу Курица кричит»

1 ряд – «Ворона и Лисица»

2 ряд – «Свинья»

3 ряд – «Ворона и Курица»

б) Найдите имена существительные I склонения в именительном или винительном падежах, выделите их окончание и укажите падеж.

Проверка: на какие вопросы отвечают имена существительные в именительном и винительном падежах?

Именительный падеж – кто? что? (есть)

Винительный падеж – кого? что? (вижу)

Какие окончания у имён существительных в I склонении вы увидели? 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд?

Именительный падеж – а, я

Винительный падеж – у, ю

Вывод

- Перечитайте свой отрывок ещё раз и определите, каким членом предложения являются эти существительные

Именительный падеж – подлежащее

Винительный падеж – второстепенный член – дополнение

Вывод

- Есть ли предлоги перед словами, которые вы рассматривали?

Именительный падеж – без предлогов

Винительный падеж – без предлогов и с предлогами

Вывод

Работа с учебником – страница №23. Выпишите предлоги, которые употребляются перед существительными в Винительном падеже

- У нас с вами получился алгоритм, который помогает нам точно определить именительный и винительный падежи у имён существительных I склонения.

 

Физминутка

Водопад

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представь себя, что ты стоишь возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет.

Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове…

Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по твоим плечам, затылку и помогает им расслабиться.

Белый свет стекает с твоей спины, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

Пусть свет течёт по всему телу, рукам, ногам, спускается к твоим ступням.

Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, всё твоё тело наполняется свежими силами (пауза – 30 секунд).

Теперь поблагодари этот водопад за тот чудесный свет, который дал тебе новые силы.

Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

 

- Возвратимся к отрывку «Мельник» - слайд

- Давайте теперь докажем, в каком падеже употребляются в первой строке имена существительные I склонения

V.   Закрепление

- Прочитайте текст «Что кошка о себе вообразила». Пользуясь словами для справки, вставьте недостающие слова, употребив их в нужном падеже.

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась Кошка. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула Кошка,-  сидя у Осла на загривке.

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и Пантера, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно кошка, тигр, барс, рысь, а также пантера и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула Кошка,  вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала Кошка. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

(С. Михалков)

Справка: Кошка, Пантера, спина, грива, родня.

- О ком этот текст?

- К какому литературному жанру можно отнести это произведение?

- Можно ли его назвать басней?

- Выберите из предложенных пословиц ту, которая могла бы быть моралью для этой басни:

Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.

- Спишите это предложение. Найдите в нём существительные I склонения, укажите падеж

- Есть ли в этом предложении ещё существительные? Какого оно склонения? Какое у него окончание? А вот когда у существительного II склонения бывает окончание –а, вы узнаете на следующих уроках русского языка.

VI.           Обобщение

- Какую цель мы перед собой поставили?

- Как вы думаете, мы с ней справились?

Оценивание детей

VII.       Домашнее задание по выбору

1.     Составить свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах

2.     Решить задачу. В тексте логической задачи найти существительные  I склонении в именительном и винительном падежах

Задача:

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?

VIII.   Рефлексия

Скажите одним словом, каким был сегодняшний урок


Приложение (лист учащегося)

Вариант №1

1.    ________________________________________________________

2.    ________________________________________________________

3.    На ту беду Лиса близёхонько бежала,

     Вдруг сырный дух Лису остановил:

     Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлоги:_________________________________________________

4.    Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.

Что кошка о себе вообразила?

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,-  сидя у Осла на загривке

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула ______,  вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

 (С. Михалков)

____________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива

 

Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.

 

Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные
I склонения в именительном и винительном падежах

2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?

 

 


Вариант №2

1.    ________________________________________________________

2.    ________________________________________________________

3.    И из гостей домой

     Пришла свинья свиньёй.

     «Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»,-

     Свинью спросил пастух ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлоги:_________________________________________________

4.    Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.

Что кошка о себе вообразила?

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,-  сидя у Осла на загривке.

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула ______,  вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

 (С. Михалков)

____________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива

 

Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.

 

Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные
I склонения в именительном и винительном падежах

2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?

 

 

 


Вариант №3

1.    ________________________________________________________

2.    ________________________________________________________

3.    Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

     Спокойно, чистя нос, глядит.

     «А ты, что ж, в дальнюю дорогу?»,-

     Ей с возу Курица кричит

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлоги:_________________________________________________

4.    Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.

Что кошка о себе вообразила?

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,-  сидя у Осла на загривке.

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула ______,  вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

 (С. Михалков)

____________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива

 

Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.

 

Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные
I склонения в именительном и винительном падежах

2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка по теме "Сравнительный анализ имён существительных 1 склонения в И.п и В.п.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова

Цели:

·        научить отличать существительные I склонения в именительном существительные I склонения в именительном и винительном падежах, монологическую речь, образное мышление падеже от имён существительных в винительном падеже

·        развивать умение правильно употреблять в речи имена

·        воспитывать любовь к чтению, интерес к творчеству И.А.Крылова, чувство товарищества и взаимопомощи

Оборудование:

1.     презентация

2.     лист-конспект для учащихся

3.     карточки для составления алгоритма

4.     микрофон

5.     учебник Поляковой «Русский язык»

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 810 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 327
    • DOCX 80 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пунанцева Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пунанцева Ольга Николаевна
    Пунанцева Ольга Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25119
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 16 регионов

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 42 регионов

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе