Главная / Начальные классы / Урок русского языка по теме "Сравнительный анализ имён существительных 1 склонения в И.п и В.п."

Урок русского языка по теме "Сравнительный анализ имён существительных 1 склонения в И.п и В.п."

Урок русского языка

3 класс

Тема урока: «Сравнительный анализ имён существительных I склонения в именительном и винительном падежах»

Учитель: Пунанцева Ольга Николаевна, гимназия №8, город Мурманск

Цели:

  • научить отличать существительные I склонения в именительном падеже от имён существительных в винительном падеже

  • развивать умение правильно употреблять в речи имена существительные I склонения в именительном и винительном падежах, монологическую речь, образное мышление

  • воспитывать любовь к чтению, интерес к творчеству И.А.Крылова, чувство товарищества и взаимопомощи

Оборудование:

  1. презентация

  2. лист-конспект для учащихся

  3. карточки для составления алгоритма

  4. микрофон

  5. учебник Поляковой «Русский язык»


    1. Организационный момент

    2. 1. Актуализация знаний

Слайд №1 (Ворона и лиса)

- Вспомните, как называется произведение, где эти персонажи являются главными героями? (Ворона и Лисица)

- Кто автор этого произведения? (Иван Андреевич Крылов)

- 13 февраля мы отмечали 240-летие со дня рождения этого выдающегося автора – Слайд №2 (портрет)

- А какие произведения И.А. Крылова читали вы?

2.Чистописание

Слайд №3 («Булыжник и Алмаз», «Свинья», «Ягнёнок», «Напраслина»)

- Из названий произведений выпишите первые буквы каждого слова. Какое слово можно образовать из этих букв? (Басня).

- Запишите это слово. Объясните лексическое значение слова «басня».

Басня (словарь Ожегова) -

  1. краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ

  2. вымысел, выдумка

Назовите грамматические признаки слова басня (имя существительное, женский род, I склонение, неодушевлённое, в единственном числе).

- Образуйте новое слово из слов басня, писать. (Баснописец)

-Запишите это слово. Выделите орфограммы. Что можно сказать про это слово?

    1. Постановка проблемы. Формулирование целей и темы урока

Слайд №4

У мельника вода плотину прососала,

Беда б не велика сначала,

Когда бы руки приложить.

- Из какой басни эти строки? («Мельник»)

- Как вы понимаете смысл подчёркнутых слов?

Приложить руки – серьёзно заняться чем-либо

- Перечитайте первую строчку, найдите в ней имена существительные I склонения и определите их падеж. Назовите слова I склонения. Давайте сравним их.

Слайд №5

существительное = существительное

неодушевлённое = неодушевлённое

женский род = женский род

I склонение = I склонение

единственное число = единственное число

именительный падеж – винительный падеж?

- Достаточно ли нам знаний, чтобы доказать какого падежа эти существительные? Сформулируйте цели нашего урока, продолжив фразу: «Будем учиться…»

- А какая тема урока? «Различие именительного и винительного падежей имени существительного I склонения»

    1. Поиск решения проблемы. Составление алгоритма

- Чтобы приобрести необходимые нам сегодня знания, я предлагаю вам работу в парах. Каждому ряду необходимо проанализировать отрывок из басни И.А. Крылова по плану:

а) Прочитайте про себя эти отрывки и постарайтесь вспомнить их название:

1 ряд - «На эту беду Лиса близёхонько бежала,

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленит…»

2 ряд - «И из гостей домой

Пришла свинья свиньёй.

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»,-

Свинью спросил пастух»

3 ряд - «Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты, что ж, в дальнюю дорогу?»,-

Ей с возу Курица кричит»

1 ряд – «Ворона и Лисица»

2 ряд – «Свинья»

3 ряд – «Ворона и Курица»

б) Найдите имена существительные I склонения в именительном или винительном падежах, выделите их окончание и укажите падеж.

Проверка: на какие вопросы отвечают имена существительные в именительном и винительном падежах?

Именительный падеж – кто? что? (есть)

Винительный падеж – кого? что? (вижу)

Какие окончания у имён существительных в I склонении вы увидели? 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд?

Именительный падеж – а, я

Винительный падеж – у, ю

Вывод

- Перечитайте свой отрывок ещё раз и определите, каким членом предложения являются эти существительные

Именительный падеж – подлежащее

Винительный падеж – второстепенный член – дополнение

Вывод

- Есть ли предлоги перед словами, которые вы рассматривали?

Именительный падеж – без предлогов

Винительный падеж – без предлогов и с предлогами

Вывод

Работа с учебником – страница №23. Выпишите предлоги, которые употребляются перед существительными в Винительном падеже

- У нас с вами получился алгоритм, который помогает нам точно определить именительный и винительный падежи у имён существительных I склонения.


Физминутка

Водопад

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представь себя, что ты стоишь возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет.

Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове…

Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по твоим плечам, затылку и помогает им расслабиться.

Белый свет стекает с твоей спины, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

Пусть свет течёт по всему телу, рукам, ногам, спускается к твоим ступням.

Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, всё твоё тело наполняется свежими силами (пауза – 30 секунд).

Теперь поблагодари этот водопад за тот чудесный свет, который дал тебе новые силы.

Немного потянись, выпрямись и открой глаза.


- Возвратимся к отрывку «Мельник» - слайд

- Давайте теперь докажем, в каком падеже употребляются в первой строке имена существительные I склонения

    1. Закрепление

- Прочитайте текст «Что кошка о себе вообразила». Пользуясь словами для справки, вставьте недостающие слова, употребив их в нужном падеже.

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась Кошка. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула Кошка,- сидя у Осла на загривке.

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и Пантера, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно кошка, тигр, барс, рысь, а также пантера и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула Кошка, вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала Кошка. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

(С. Михалков)

Справка: Кошка, Пантера, спина, грива, родня.

- О ком этот текст?

- К какому литературному жанру можно отнести это произведение?

- Можно ли его назвать басней?

- Выберите из предложенных пословиц ту, которая могла бы быть моралью для этой басни:

Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.

- Спишите это предложение. Найдите в нём существительные I склонения, укажите падеж

- Есть ли в этом предложении ещё существительные? Какого оно склонения? Какое у него окончание? А вот когда у существительного II склонения бывает окончание –а, вы узнаете на следующих уроках русского языка.

    1. Обобщение

- Какую цель мы перед собой поставили?

- Как вы думаете, мы с ней справились?

Оценивание детей

    1. Домашнее задание по выбору

  1. Составить свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах

  2. Решить задачу. В тексте логической задачи найти существительные I склонении в именительном и винительном падежах

Задача:

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?

    1. Рефлексия

Скажите одним словом, каким был сегодняшний урок

Приложение (лист учащегося)

Вариант №1

  1. ________________________________________________________

  2. ________________________________________________________

  3. На ту беду Лиса близёхонько бежала,

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлоги:_________________________________________________

  1. Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.

Что кошка о себе вообразила?

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,- сидя у Осла на загривке

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула ______, вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

(С. Михалков)

____________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива


Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.


Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах

2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?



Вариант №2

  1. ________________________________________________________

  2. ________________________________________________________

  3. И из гостей домой

Пришла свинья свиньёй.

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»,-

Свинью спросил пастух ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлоги:_________________________________________________

  1. Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.

Что кошка о себе вообразила?

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,- сидя у Осла на загривке.

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула ______, вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

(С. Михалков)

____________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива


Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.


Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах

2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?




Вариант №3

  1. ________________________________________________________

  2. ________________________________________________________

  3. Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты, что ж, в дальнюю дорогу?»,-

Ей с возу Курица кричит

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлоги:_________________________________________________

  1. Вставь в текст имена существительные I склонения в нужном падеже. Укажи падеж.

Что кошка о себе вообразила?

Прослышала где-то ______, что Тигр и ______ принадлежат к семейству кошек.

- Ого! – обрадовалась _____. – А я- то не знала, какая у меня _____! Ну, теперь я себя покажу… И не долго думая она прыгнула _______ на Осла.

- Это ещё что за новости? – удивился Осёл.

- Веди, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? – воскликнула,- сидя у Осла на загривке.

- Кто же? – поинтересовался Осёл.

- Тигр и _____, вот кто! Не веришь – спроси у Вороны.

Осёл спросил у Вороны. Она подтвердила:

- Да, действительно _______, тигр, барс, рысь, а также _____и ягуар и даже лев – из семейства кошачьих.

- Теперь ты убедился? – воскликнула ______, вонзая когти в ослиную _____. –Вези!

- Куда? – спокойно спросил Осёл. – К Тигру или к Пантере?

- Не-е-ет! – неожиданно промяукала ______. – Вези меня к этим ... как их… к мышам!!!

И Осёл отвёз _____туда, где водятся мыши.

(С. Михалков)

____________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: Кошка, Пантера, спина, родня, грива


Овсяная каша сама себя хвалит.

Кто сам себя хвалит, от того проку не бывает.

Не меняй доброго соседа на злобную родню.


Домашнее задание (по выбору):
1) Составь свой текст басни, используя существительные I склонения в именительном и винительном падежах

2) В тексте задачи найти существительные I склонения в именительном и винительном падежах. Решить задачу.

Лисица, Ворона, Свинья и Кошка решили поиграть в прятки.

Они спрятались в нору, под ступеньку крыльца, в ямку, под скамейку.

Лисица не пряталась в ямке и под скамейкой. Ворона спряталась под ступенькой крыльца. Кошка не пряталась в ямке, а Свинья под скамейкой. Кто где спрятался?










Урок русского языка по теме "Сравнительный анализ имён существительных 1 склонения в И.п и В.п."
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова

Цели:

·        научить отличать существительные I склонения в именительном существительные I склонения в именительном и винительном падежах, монологическую речь, образное мышление падеже от имён существительных в винительном падеже

·        развивать умение правильно употреблять в речи имена

·        воспитывать любовь к чтению, интерес к творчеству И.А.Крылова, чувство товарищества и взаимопомощи

Оборудование:

1.     презентация

2.     лист-конспект для учащихся

3.     карточки для составления алгоритма

4.     микрофон

5.     учебник Поляковой «Русский язык»

 

Автор Пунанцева Ольга Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 463
Номер материала 32768
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓