Главная / Начальные классы / Урок русского языка по теме: "Самостоятельные и служебные части речи" ( 3 класс) "

Урок русского языка по теме: "Самостоятельные и служебные части речи" ( 3 класс) "

Русский язык

Урок № 70

Тема: Самосто­ятельные и служебные части речи

Цель : содействовать формированию умения определять служебные части речи

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Различает самостоятельные и служебные части речи. Наблюдает за признаками и функционированием самостоятельных и служебных частей речи.

Познавательные Наблюдать за самостоятельными и служебными частями речи. Коллективно формулировать правило. Классифицировать слова по данным образцам.

Регулятивные. Ориентироваться в целях , задачах и условиях общения

Коммуникативные: Владеть коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Оборудование: учебник «Русский язык» 26 шт, рабочие тетради -26 шт, мультимедиа, презентация

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД



Ι. Актуализация знаний

I. Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будет старательно,

Слушать будем внимательно.


Урок русского языка будет проходит под девизом:

«Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.»

Чистописание.

hello_html_m2d277244.gif

Через речку переходит, а с места не сходит. (Мост.)

Проблемная ситуация в рубрике «Согласны ли вы».

Игра: «Согласны ли вы?»

Проверка в парах .

У вас на столах лежат карточки с высказываниями.

-Каждое высказывание начинается со слов «Согласны ли вы что …»

-Вы должны посоветоваться друг с другом и поставить в квадрат букву «И», если истинно, или «Л» если высказывание ложно


1hello_html_1a7e930b.gif.Речь – это средство общения.

2hello_html_1a7e930b.gif. Речь бывает только устная.

3hello_html_1a7e930b.gifhello_html_1a7e930b.gif.Речь состоит из слов.

4hello_html_1a7e930b.gif.Предложение не выражает законченную мысль.

5.Предложение состоит из слов

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации

в паре


ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1.Мозговой штурм (диалоговое обучение)

На доске записаны слова:

солнце

играть

веселый

ты

котик

ярко

в

но

под

близко

не

и

а

но

1. Коллективное обсуждение правила.

-Посмотрите, как Витя выписал слова в два столбика. В первый – самостоятельные части речи, во второй – служебные. Проверьте, как он справился с заданием.

Что надо сделать, чтобы определить, к какой части речи относится слово?

Можно ли к служебным частям речи задать вопрос?

Прочитайте предложение:

Дождь кончился, но дети не пошли играть во двор.

Найдите служебные части речи.

Если мы их уберем из предложения, сохранится ли смысл предложения?

Какой вывод вы можете сделать?

Прочитайте о том, как «работают» служебные части речи (учебник).

Сформулируйте правило.

2. Отработка правила.

1) Выполнение упражнения 2 устно с.150

К какой части речи относятся слова в каждой паре?

Почему слова в парах относятся к разным частям речи?

2) На доске записаны слова:

дом – дома – дому – доме

-Что вы можете сказать об этих словах?

Денис считает, что у всех самостоятельных частей речи форма изменяется одинаково. Прав ли он?

Убедиться в правильном ответе вам поможет упражнение 3 с.151

-Выполните его по образцу.

земля

земли

к земле

землю

землей

о земле

большой

большая

большое

большие

кричу

кричишь

кричит

кричат

К какой части речи относятся слова в I группе (во II группе, в III группе)?

Почему все слова нельзя изменить по одному образцу?

Какой вывод можно сделать? Запомните, что наречия и служебные части речи не изменяются.

На сегодняшнем уроке нам надо еще выяснить, могут ли имена существительные, имена прилагательные, глаголы быть любыми членами предложения.

Ответить сможем тогда, когда выполним упражнение 4 с.152

Физкультминутка

Списать, вставить пропущенную букву, объяснить орфограмму (слайд)

1)н.ступила и з.ма х.лодная г.лодная

2)и зв.рьки маленькие б.льшие п.прятались норки в

3)в птиц. стайки .бились

4)не к.рма хв.тало ж.вотным

-Почему птицы сбились в стайки?

- Почему не хватает корма?

  • Можно ли удержать перелётных птиц, если везде развесить утеплённые домики?

  • -Что вы можете сказать интересного о жизни птиц зимой?

Проверка. Слайд

Наступила холодная и голодная зима.
Большие и маленькие зверьки попрятались в норки. Птицы сбились в стайки. Животным не хватало корма.


Физкультминутка

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое

высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание

ΙΙΙ. Применение нового знания

3) Коллективный разбор предложений.

hello_html_m28d77df2.gif

-Какими членами предложения являются прилагательные (существительные, глаголы)?


Назовите все части речи.которые вы знаете.

1.Работа по учебнику стр.150 упр.1

Прочитайте слова.

Назовите только служебные части речи.

-Можно ли их назвать словами

-А смогли бы вы составить предложение без маленьких частичек?

Почему? Для чего они служат?

Чтение рубрики «Тайны русского языка» с.150

-О каких частях речи мы будем ещё говорить?


Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

ΙV. Домашнее задание

Повторять словарные слова, знать части речи


V.Рефлексия

Над чем мы работали на уроке?

Какую еще тайну мы узнали о русском языке?

На какие группы делятся части речи в русском языке?

Какую работу выполняют служебные части речи?

Оцените свою работу.




Урок русского языка по теме: "Самостоятельные и служебные части речи" ( 3 класс) "
  • Начальные классы
Описание:

Разработка  урока русского языка по программе "Школа 21 века", проведённого в 3 классе, 2 учебная четверть.

Цель: содействовать формированию умения   определять служебные части речи 

Предметные результаты

 Ученик: различает самостоятельные и служебные части речи. Наблюдает за признаками и функционированием самостоятельных и служебных частей речи

      Метапредметные результаты  и деятельность учащихся

ПознавательныеНаблюдать за самостоятельными и служебными частями речи. Коллективно формулировать правило. Классифицировать слова по данным образцам.

Регулятивные. Ориентироваться в целях , задачах и условиях общения

Коммуникативные:Владеть коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Автор Андрусенко Светлана Анатольевна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1009
Номер материала 13097
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓