Обобщающий урок по теме
«Причастие» (6 класс)
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.
Форма урока: урок-путешествие
Цель: обобщение и систематизация
знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Причастие».
Задачи:
1. Повторить и закрепить
орфографические и пунктуационные правила, изученные в теме «Причастие».
2. Формировать умение
правильного употребления причастий в речи.
3. Развивать речь учащихся,
прививать навыки самостоятельной работы.
4. Воспитывать интерес к
изучению русского языка
Оборудование: проектор, экран, учебник ,оценочные
листы на каждого учащегося
Ход занятия
1.Орг.момент.
Эмоциональный настрой учащихся:
Прозвенел звонок для вас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья!
-Добрый день ребята. Прежде, чем мы
начнём урок, проверьте, всё ли необходимое находится у вас на парте. Проверили,
тогда можно начинать.
2.Мотивация учебной
деятельности.
Во время
завоевательных походов в Малой Азии Александр Македонский, пройдя Ликию и
Памфилию, вступил в столицу Фригии Гордион и остановился здесь на отдых. В
Гордионе Александру показали повозку, которая якобы принадлежала фригийскому
царю Гордию. Тому, кто сумеет развязать узел на её ярме, было предсказано
владеть Азией. Александр не смог развязать узел, и тогда он вынул меч и одним
ударом разрубил его. Отсюда и пошло выражение «разрубить гордиев узел», то есть
преодолеть трудности, решить задачу.
3.Сообщение темы, цели урока.(создание проблемной
ситуации)
-Сегодня мы с вами тоже будем
преодолевать трудности и решать задачи на пути к обобщению и закреплению темы,
а какой именно вы сможете сказать, отгадав загадку
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю
-Откройте свои тетради, запишите
число, классная работа и тему нашего урока «Систематизация и обобщение знаний
по теме: «Причастие». На уроке мы с вами обобщим и систематизируем знания,
умения и навыки, полученные при изучении темы; отработаем навыки выделения и
нахождения причастного оборота в предложениях; будем совершенствовать орфографические
и пунктуационные навыки
-Свою работу на уроке вы будете
оценивать самостоятельно, заполняя таблицу оценивания, которая лежит перед вами
4.Фронтальный опрос.
-Итак, мы находимся у ворот
главного города Причастия. Вход в город откроется тогда, когда
мы ответим на ряд вопросов.
Перед нами Причастие – особая форма
глагола.
« Глагол + Прилагательное =…» У него есть родственники – Глагол и
Прилагательное. Эти родственники преподнесли Причастию свои подарки.
Из списка подарков Глагола и Прилагательного выберите те, которые они
преподнесли.
-Подарки глагола:
вопросы что делать? что сделать? возвратность, переходность, вид, наклонение,
время, род, число, роль в предложении
- Подарки
прилагательного: вопросы какой? каков? род, число, падеж, склонение, роль в
предложении.
4.Цифровой диктант
- Ворота
открылись, перед нами дорога Действительных и Страдательных причастий, которая
приведёт нас на площадь Причастного оборота. Для этого выполним цифровой
диктант, где цифра 1 – действительное причастие; 2 – страдательное причастие:
Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу,
оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.
(Взаимопроверка. Код ответов: 1, 2,
2, 1, 2, 1, 2, 2).
5. Фронтальная работа с
сигналами.
- Продолжая
путешествие на нашем пути мы обнаружили тюрьму. Злой Дед Буквоед заключил сюда
страдательные причастия прошедшего времени Но, мы их освободим, если правильно
выполним задание.
( У учащихся сигналы с н, нн, учитель
диктует словосочетание, все поднимают сигналы, один учащийся (по желанию)
отвечает, объясняет правописание н или нн.)(самопроверка)
Раненный пулей боец, брошенный
ребёнок, игрушка вылеплена, желанный успех, варёный картофель, жаренный в масле
картофель, вскопанный участок, кованое железо, купленный билет, задача решена,
глаженое бельё, подкованная лошадь, неслыханный поступок.
6.Актуализация
раннее изученного.
-Вот мы с вами
оказались на площади Причастных оборотов. Вспомним, что называется причастным
оборотом? Какие знаки препинания ставятся при причастных оборотах?(Работа с
учебником упр.387)
5.Самостоятельная работа.(самопроверка)
-Гуляя по городу,
мы очутились на озере Не с причастиями. Не так давно рыбаки выловили в нём
сосуд с письмом. Правда, некоторые места в послании размыло водой. Нужно их
восстановить. Но для начала давайте вспомним, когда же не пишется с
причастиями слитно, а когда раздельно?
(На экране спроецированы предложения,
даётся задание командам: 1 вариант – выписать предложения, в которых не с
причастиями пишется раздельно; 2 вариант - выписать предложения, в которых не с
причастиями пишется слитно.)
1. Утром по степи, (не)успевшей
остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
2. Поэма состоит из
(не)завершённых глав.
3. Нужная книга (не)прочитана.
4. (Не)замеш..нный в
преступлении человек дал показания.
5. (Не)высказанный упрёк
светился в глазах Софьи Николаевны.
6. Ветер колеблет стебелёк с ещё
(не)высохшей росой.
7. Справа над лесистыми холмами
сияла (не)мигающая звезда.
8. Кастрюля с (не)замеш..нным
тестом стояла на столе.
9. Ответ на запрос до сих пор
(не)получен.
10. Птиц гонит на юг
(не)наступающий холод, а отсутствие холодов.
Проверка и выставление баллов
6.Итог урока.
-Мы преодолели
все препятствия. А теперь оцените свою работу на уроке согласно схеме(слайд)
Но на этом наше путешествие не
заканчивается. Морфология – огромная страна. И скоро вы познакомитесь с ещё
одной особой формой глагола – деепричастием.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.