Главная / Начальные классы / Урок русского языка для 3 класса по теме "Правописание суффиксов -ик, -ек" в соответствии с ФГОС

Урок русского языка для 3 класса по теме "Правописание суффиксов -ик, -ек" в соответствии с ФГОС

hello_html_27595ed5.gifhello_html_533edd9d.gifhello_html_m6e67941c.gifhello_html_39709f4c.gifУрок русского языка.

Правописание суффиксов –ик, - ек.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Педагогическая цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

  • по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

Образовательные ресурсы:

-учебник В.П.Канакина «Русский язык. 3 класс»;

- рабочая тетрадь (I часть);

- электронное приложение к учебнику. Тема «Правописание суффиксов»

- мультимедийный проектор, интерактивная приставка Mimio;

- фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;

- карточка №1;

- шаблоны для алгоритма (3 шт.);

- ваза и цветы;

- набор букв: Сфксфиу;

- задания на карточках;

- надписи на доске;


Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

- Видеть вас мы очень рады!

-Спасибо! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием порадуются за наши успехи.


1. Приветствие «Здравствуйте!». (Зарядка для пальчиков и настрой на урок.)

- Ребята, повернитесь друг к другу и пожелайте друг другу успешной работы:

Желаю (соприкасаются большими пальцами) 
Успеха (указательными)
Большого (средними)
Во всём (безымянными)
И везде. (мизинцами)
Здравствуй! (прикосновение всей ладонью руки)
Удачи тебе всегда! (пальцы детей переплетаются в замок). 

- А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки. 

2. Проверка готовности к уроку.

- Посмотрите внимательно глазками, всё ли у вас готово к уроку?


II. Актуализация знаний.

1.Интеллектуальная разминка.

- Русский язык очень богат на правила. Мы с вами изучили достаточно много орфограмм. Сейчас мы проверим ваши знания, но сначала сделаем упражнение для хорошей работы головного мозга.

(Потереть носик ладошкой, потереть влево 5 раз, вправо – 5 раз).

- Молодцы, теперь разминка для ума. Отвечаем очень быстро!

1) Жи-ши пишем с буквой… (И)

2) Йотированные гласные смягчают … (согласные)

3) Имена собственные пишутся … (с заглавной буквы)

4) Мягкий знак звук или буква? (буква)

5) Ча-ща пишем с буквой? (А)

6) Гласная ё всегда… (ударная)

7) Чу-щу пишем с буквой … (У)

8) Сколько в слове гласных, столько и … (слогов)


2. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- Прочитайте предложение.


На доске:

Не ударить в грязь лицом.

- Как можно назвать это предложение одним словом? (Фразеологизм)

- Объясните смысл этого предложения. (Успешно справиться с делом.)

- Как мы должны работать на уроке, чтобы не ударить в грязь лицом?

- Запишите этот фразеологизм быстро, аккуратно и без ошибок.

- Оцените свою работу «волшебной» линеечкой (Методика Цукерман).


III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

 - Сегодня на уроке мы с вами должны узнать ещё один секрет русского языка. Кто желает разгадать этот секрет?

- Посмотрите на доске набор букв, составьте слово.

На доске: Сфксфиу

- Что мы знаем о суффиксе?

Суффикс – это значимая часть слова.

Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс стоит после корня.

- Как вы думаете, о какой части слова пойдет сегодня речь на уроке?

- Возьмите карточки №1 на партах, вставьте пропущенные буквы в словах.

Карточка №1.



Надо писать

час__к



совоч__к



ключ__к



замоч__к




(Учащиеся выполняют задание на карточках, один ученик работает у доски)

- Как вы думаете, в какой части слова пропущены буквы?

- Все буквы пропущены в суффиксе.

- Проверяем, какие буквы вставили.

- С какой проблемой мы столкнулись?

- У нас получились разные варианты написания.

- Почему мы не можем определить, у кого правильно выполнена работа?

- Мы ещё не знаем правило, когда надо писать - ик-, а когда –ек-.

- Попробуйте сформулировать тему урока?

- Правописание суффиксов –ик-, -ек-».

- Что мы должны узнать на уроке?

- Мы должны узнать, в каких случаях в словах пишутся суффиксы - ик, -ек.

- Чему должны научиться?

- Должны научиться правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек.



IV. Работа по теме урока.

-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

На доске:

Путь 1:

взять готовое правило.

Путь 2:

самим изобрести это правило.


- Каким путём мы пойдём?

- Почему?

- Лучше пробовать самим, чтобы лучше запомнить.


- Итак, мы пойдём вторым путём. Будем работать в паре, помогая друг другу.

- Измените каждое слово так, чтобы получилось много. Запишите.

- На какие две группы мы разделили слова?

- На существительные в единственном числе и множественном числе.

- Запишите на верхней строчке первого столбца – ед.ч., второго столбца – мн.ч.

- Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили?

- Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной суффикса?

- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?

Вывод: Суффикс –ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова сохраняется;

Суффикс –ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова исчезает.

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.


- Такая же проблема встала перед Витей Перестукиным. Давайте посмотрим, как мальчик решил эту проблему.

Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков».

- Витя Перестукин смог отличить –ик от –ек?

- Какое слово является помощником для изменения слов? (нет)

Сравнение вывода и правила в учебнике.

- Сравним наши выводы с учебником. Откройте учебники на стр. 125 и прочитайте правило мудрой Совушки.

- Совпадают ли наши выводы с правилом в учебнике?

Составление алгоритма.

- Давайте составим алгоритм, по которому будет легко правильно писать суффиксы –ек, -ик. Поработаем в группах.

Работа в группах.




Алгоритм

правописания суффиксов –ик, -ек.


  1. ___________________________________ слово.


  1. Исчезла ли _________________ .



  1. Если



ДА НЕТ



пиши - ___ пиши -___









Проверяем все вместе (на доске запись).













(Отчет групп)

- Давайте проверим, какой же алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек у вас получился?

- Теперь, ребята, вы можете выбрать 2 способа проверки. Какие?

- Первое - изменяя слово по способу «один-много».

Второе - подставляя слово «нет»;


Физминутка.

Если я назову слова с суффиком -ик- поднимаете руки вверх и встаёте на носочки, а если с суффиксом -ек- приседаете: 

пёсик, человечек, котик, звоночек, дворик.


Самомассаж лица.

Здесь живёт Хмурилка (массаж точки на лбу между бровями),

Здесь живёт Дразнилка (массаж точки на крыльях носа),

Здесь живёт Смешилка (массаж точки по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком)

Здесь живёт Страшилка (широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивать с умеренной силой мочки ушей сверху вниз)

Это Носик-Бибка! (указательным пальцем коснуться кончика носа)

Где твоя улыбка? (указательными пальцами массировать точки в углах рта)


V. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упражнения по ИД. Игра «-ек или –ик?»

- Распределите слова по корзинам: в одну помести слова, где пишется суффикс –ик; в другую помести слова, где пишется суффикс –ек.


2. Работа по учебнику: Упр.243, с.126. Дифференцированная работа.

1-ая группа (низкий уровень подготовки): К. Наташа, Щ.Костя, С. Акпарс.

- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

2-ая группа (средний уровень):

- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и выделите суффиксы –ик и ек.

3-ья группа (высокий уровень):

- Запишите слова и разберите слова по составу.

Проверка по эталону. Самооценивание.


3. Игра-соревнование.

- Найдите ошибки и исправьте.

На доске:

мальчики

девочки

столек

мячек

песочик

барашик

платочик

цветочик

билетик

зубик

кармашик

орешик



хвостек

кузнечек

слоник

арбузик

гвоздек

кирпичек

шарик

листик

замочик

ключек

гномик

ножик



VI. Итог урока. Рефлексия.

- Подведём итог нашего урока. Приготовим наши пальчики.

(Метод «Пять пальцев», массаж пальцев.)

М (мизинец) – мыслительный процесс.

- Что узнали сегодня на уроке?

(Узнали про слова с суффиксами –ик и –ек.)

Б (Безымянный) – близость цели.

- Чему научились?

(Научились правильно писать слова с с суффиксами –ик и –ек.)

С (Средний) – состояние духа.

- Какое у вас настроение? Кому понравился урок?

Цветок настроения”: Если у вас, ребята, хорошее настроение и вам понравился урок, то прикрепите к вазе оранжевый цветок (радость, веселье), если не понравился – синий цветок (грустное, печальное).

Методика А.Н.Лутошкина «Цветопись настроения»

У (Указательный) – услуга, помощь.

- Чем порадовали друзей, учителя?

Б (Большой) – бодрость, физическая форма.

- Что сделали для своего здоровья?

(ФМ, гимнастика для глаз, эмоциональный настрой, правильно сидел при письме.)

VII. Домашнее задание:

Базовый уровень – в рабочей тетради упр. 172, с.69.

По желанию – задания на карточках.

У гном..ка был ключ..к, 
Он открывал чуланч..к, 
В котором находились 
Станоч..к и кирпич..к, 
Платоч..к и футлярч..к, 
Горош..к и огурч..к, 
Бараш..к и бананч..к.
























Урок русского языка для 3 класса по теме "Правописание суффиксов -ик, -ек" в соответствии с ФГОС
  • Начальные классы
Описание:

Вашему вниманию предоставлен урок русского языка по УМК "Школа России". Данный урок составлен согласно требованиям ФГОС, построен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника.

Использованы современные педагогические технологии:

- ИКТ-технология (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная приставка Mimio,  приложение на электронном носителе к учебнику «Русский язык»);

- технология проблемного обучения (создание проблемных ситуаций);

- здоровьесберегающие технологии (эмоциональный настрой на урок, пальчиковая гимнастика, самомассаж лица, ФМ, гимнастика для глаз, двигательная активность при работе в группах, при работе с ИД);

- технология личностно-ориентированного обучения (разноуровневые задания);

- педагогика сотрудничества (совместная деятельность, работа в паре, в группах);

- игровая технология (игра-соревнование)

Автор Конакова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2433
Номер материала 35148
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓