Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка по теме: "Обособление обстоятельств"

Урок русского языка по теме: "Обособление обстоятельств"






















Урок русского языка по теме: «Обособление обстоятельств»




Каплунова Н.В.






Тема: «Обособление обстоятельства».

Цели: углубить представление учащихся об обособлении обстоятельств; показать различия между деепричастиями и наречиями, от них образованными; вырабатывать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать уважение к истории своего народа.



1. Орг. Момент.


2. Словарная работа. Запишите слова в тетрадь, втавьте пропущенные буквы, объясните их написанрие.

Г.роизм, предпол.гая, д.стоинство, ид.ал, муж.ство, пам.тник, уд.вив, т.жёлый и длительный поход, подви. .

  • Какой темой можно объединить данные слова?

Изучая обособленные определения, мы много внимания уделяли причастиям и причастным оборотам.

  • А что мы называем причастием? (особая форма глагола)

  • Но есть и другая форма глагола. Какая? (деепричастие)

  • Что обозначают деепричастия? (добавочное действие)

  • Какие грамматические признаки достались деепричастию от глагола? (вид. Переходность и возвратность)

  • Чем деепричастия являются в предложении? (обстоятельством)

  • Как образуются деепричастия?

Н.в. образуется от основы глагола н. вр. При помощи суффикса –а-(-я-)

С.в.образуется от основы глагола н.ф. или пр.в. при помощи суффикса –в-, -вш-, -ши-

  • Как оформляются на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты?

  • Дайте характеристику деепричастиям, встретившимся в словарном диктанте. (предполагая – н.в., невозвратн., перех.; удивив – с.в., невозвратн., перех.)


Сегодня речь на уроке пойдёт об обособленных обстоятельствах.

Вы уже упоминали о выделении на письме знаками препинания деепричастий и деепричастных оборотов. Давайте вспомним случаи обособления обстоятельств.


Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела, руководствуясь законом и повинуясь ему.

(Аристотель)

Не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот кто, может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.

(К.Д. Ушинский)

Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь.

(А.Н. Толстой)

  • Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

  • Сделайте вывод. (Значит, выделяются на письме обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями).

  • Какой теме посвящены эти высказывания?

  • А как вы считаете, что такое мужество?

  • Как вы думаете, нужно ли это качество в современном мире или оно устарело?

  • А какие ещё черты вы считаете важными для человека в наши дни?

  • Ну а любовь, уважение к своей стране, её истории – это важно для современного человека?

Давайте обратимся к тестам, находящимся у вас на партах. Прочитайте его.


Любовь, уважение, знание…

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что наследство, доставшееся нам, надо оберегать. Но жизненный опыт опять пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Путешествуя по историческим местам, я оказался вместе с замечательным человеком - реставратором Николаем Ивановичем

Ивановым - на Бородинском поле. Мы обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на Бородинском поле благодарными потомками.

И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание нашей святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя – Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко к линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определённой эпохой.

Запас памятников культуры крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью. Но на земле остаётся всё меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали. А его надо воспитывать с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.

Вот эти важнейшие человеческие качества и помогают тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание.

(Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)


  • Определите стиль текста, тип речи текста. (рассужд. размышление, публ.)

  • Какова тема высказывания.

  • Какова идея данного текста.

  • С чего начинается любовь к родине, по мнению автора, Д.С. Лихачёва?

  • Из первых двух абзацев выпишите предложения с обособленными членами предложения.

  • Проверка, выполненного задания.(вспоминаются правила постановки знаков препинания при обособленных определениях)


Обратите внимания на предложения, записанные на доске.

1) Смеясь и шутя, бойцы спустились к реке.

2) Немцы считали, что шутя захватят Ленинград, оставшийся без запасов продовольствия.

  • Что вы заметили?

  • Почему же в одном предложении слово шутя не отделено запятой?

  • Как отличить наречие от деепричастия, тем более, когда мы имеем дело с наречием, образованным о деепричастия и полностью совпадающим в ним по форме?

Почти всегда это можно сделать лишь в контексте, в конкретном предложении. В первом случае, шутя – это деепричастие, так как оно имеет добавочное действие: бойцы смеялись и шутили, когда спускались к реке. Во втором случае, шутя – наречие, оно имеет наречное значение, синонимичное слову «легко», в предложении нет значения захватывали и шутили.

Устно упр.317 (проверка по доске)


Прочитайте отрывки из хорошо известного вам произведения М. Горького.

(задания находятся на карточках по вариантам). Вместо запятых стоят цифры, вам нужно выбрать один из вариантов ответов, который передаёт правильную расстановку знаков препинания.


1 вариант.

1) Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко(1) и казались голубыми(2) воздушными цветами(3) расцветая только на миг.

А) 1,2,3. Б) 1,3. В) 3. г)2,3.

2) Все бежали быстро(1) и смело(2) увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.

А) 1. Б) 2. В) 1,2.

3) Теперь(1) когда старуха кончила свою красивую сказку(2) в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко(3) который сжёг для людей своё сердце и умер(4) не прося ничего в награду себе.

А)1,3,4. Б) 1, 2, 3, 4. В)1,2,3. Г) 2,3,4.


2 вариант.

1) И вот оно [сердце ](1) рассыпавшись в искры(2) угасло…

А)1 Б) 2 В) 1,2.

2) Оно [сердце ] пылало так ярко(1) как солнце, и ярче солнца(2) и весь лес замолчал(3)освещённый этим факелом великой любви к людям…

А) 1,2,3. Б) 2.3. В) 1,3. г) 1,2.

3) И деревья(1) освещённые холодным огнём молний(2) казались живыми, простирающими вокруг людей… корявые длинные руки(3) сплетая их в густую сеть(4)пытаясь остановить людей.

А) 1,3,4. Б) 2,4. В) 1,2, 3,4. г) 1,2,3.


  • Откуда взяты эти фрагменты? (М.Горький «Старуха Изергиль»)

  • О чём рассказывается в легенде о Данко?

Действительно, эта легенда о человеке сильном, мужественном, готовом отдать свою жизнь за других. Многие герои М. Горького именно таковы.

Каждый из вас рождён человеком, но Человеком надо стать. Настоящий человек, личность выражает себя в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть идеал и бороться за него.

Поэтому домашнее задание, которое вы получите сегодня – написать сочинение миниатюру на тему « Мой идеал современного человека».

  • Итог урока.


Урок русского языка по теме: "Обособление обстоятельств"
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Обособление обстоятельств". На уроке углубляются представления учащихся об обособлении обстоятельств, рассматриваются различия между деепричатиями и наречиями, которые от них образованы, способы их различения. Включен в урок и анализ фрагмента текста Д.И. Лихочёва "Письма о добром и прекрасном", использован материал, который помогает воспитывать уважение к истории своего народа. Тренировачные упражнения по теме в формате ЕГЭ позволяют  учащимся привыкать к данной форме ответа. Предложения взяты из произведения М. Горького "Старуха Изергиль", легенда о Данко. Это позволяет подготовить ребят к выполнению домашнего задания, которое преследует как образовательные, так и воспитательные цели.

 

Автор Каплунова Наталья Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 382
Номер материала 42390
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓