Деловая
игра «ЗАСЕДАНИЕ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА»
Урок
в 4 классе
Слайд 1
Тема
урока: Закрепление изученного материала по теме
«Глагол».
Цели
урока:
1. Обобщить
изученный грамматический материал по теме.
2. Учить
детей писать личные окончания глаголов.
3. Учить
правильно употреблять глаголы в речи.
4. Формировать
у учащихся коммуникативные умения.
Оборудование:
1. Визитки
каждому участнику:
Слайд 2
2. Таблички
с названием отделов на столах.
3. Плакат:
Тихо! Идет заседание редакционного совета.
4. Плакаты
– рубрики для газеты:
ГЛАГОЛ
…Школьникам, изучающим части речи
|
Каким
членом предложения бывает?
|
5. Металлофон
или колокольчик; компьютер, проектор
2
I.
Сообщение цели урока.
Урок
русского языка проводим в форме деловой игры.
Редколлегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей предстоит
подготовить к выпуску очередной номер газеты «Глагол».
Отделы прошу приступить к работе.
(звук металлофона или колокольчика)
II.
Работа по первым двум рубрикам:
Слайд 3
·
Что обозначает?
·
На какой вопрос отвечает?
Работников
всех отделов прошу пододвинуть к себе карточку №1.
Карточка
№1
Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Глагол». Хочу рассказать вам о своём
друге. Он очень не любит ленивых. Сам он трудится целый день и все
волнуется: успеет
ли_______________,______________,______________. Пусть все знают, какой
у меня друг!
|
Отдел
писем
Слайд 4
На имя вашего отдела пришло письмо, но некоторые глаголы написаны неразборчиво.
Отредактируйте письмо.
Задание:
вставьте нужные по смыслу глаголы, в
которых есть безударная гласная в приставке.(пр...готовить,
з...нести, п..р..дать)
Отдел
информации Слайд 5
Вы даете в номер статью с фразеологическими сочетаниями. Объясните, что они
означают.
Задание:
заменить фразеологизмы глаголами
неопределенной формы.
Совать нос –
Бежать со всех ног –
Распускать руки –
Повесить голову –
Отдел
новостей
Слайд 6
Прочитайте глаголы с безударной гласной в корне, проверьте ударением.
3
Задание:
употребите глаголы правильно.
Мороз ( щипать) щеки. Придет зима, (рассыпать) серебро по земле и
деревьям. (Дремать) лес: ни звука.
Проверка
выполненной отделами работы. Дополнения к ответам.
Вывод:
что такое глагол?
III.
Работа над третьей рубрикой.
Слайд 7
(звук колокольчика)
Работаем
над рубрикой « Постоянные признаки глагола»
·
Какие постоянные признаки глагола вы
знаете?
(вид, спряжение)
·
На какой вопрос отвечает глагол
совершенного вида, несовершенного вида?
Что сделать? Что делать?
·
Какие глаголы-исключения относятся ко II
спряжению?
(смотреть,видеть,обидеть,ненавидеть,зависеть,терпеть,вертеть,
слышать, дышать,держать,гнать)
Задания
группам: выберите правильный ответ.
Анкета
Что называется спряжением глагола?
а) Изменение глагола по падежам.
б) Изменение глагола по родам и числам.
в) Изменение глагола по лицам и числам.
Сколько спряжений у глагола?
а) Одно.
б) Три.
в) Два.
Запишите ответ на
вопрос: зачем надо знать спряжение глагола?
Чтобы
.
4
Дополнительное
задание
Отдел
новостей:
Слайд 8
Знакомя
читателей с новым для них понятием СПРЯЖЕНИЕ, вы провели анкету. Ответьте сами
на эту анкету прежде, чем печатать ее.
Отдел
писем:
Слайд 9
Ответьте
на письма читателей, используя пословицы (допишите):
Что в
других не люб…шь_______________________________________
(того
и сам не делай)
Слова не
сдерж…шь____________________________________________
(честь
потеряешь)
Задание: допишите
пословицы, укажите вид и спряжение глагола, в котором пропущена буква.
Слайд 10
Отдел
информации: ваш
отдел рассказывает о путешествии двух друзей.
Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они, как вдруг
замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. И
правда, после еды ребята повеселели и быстро находили дорогу домой.
Задание: исправьте
речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Проверка
выполненной работы каждым отделом. Дополнения учащимися других отделов. Вывод о
постоянных признаках глагола.
IV.
Работа
над четвертой рубрикой.
Слайд 11
(звук металлофона)
Предлагаю
отделам провести между собой эстафету.
v Какие
глаголы относятся к схемам?
1.Корень, окончание. 2. Приставка, корень, суффикс,
суффикс, нулевое окончание.
Группы
получают карточки с глаголами и распределяют их.
1 схема 2 схема
моросит пустишь наговорил поиграл
рисует любишь посветил подбежал
живут живешь помечтал осветил
строит светит подморозил
гладишь выучил
шумят затихал
5
Проверка
.
V.
Работа
над пятой рубрикой: Как изменяется глагол? Слайд 12
(звук
колокольчика)
Начинаем
обсуждать материал, который поместим в рубрику.
Как изменяются глаголы?
(по
временам, в настоящем и будущем времени по лицам и числам; в прошедшем времени
– по родам в единственном числе и числам)
Задания группам:
Слайд 13
Отдел
информации: готовя
статьи, вы добиваетесь, чтобы читатели сами делали выводы, сравнивали, анализировали.
А можете ли вы справиться с таким заданием?
Что
общего в этих глаголах?
Работал, р..совал, г..сил, св..рил, см..трел,
нах..дил, окружал.
Задание: распределите
глаголы на группы по орфограммам в корне. Подчеркните слова, в которых нет
орфограммы в корне.
Слайд 14
Отдел
новостей:
сообщите новости о глаголе при помощи таблицы. Заставьте таблицу говорить,
вписав необходимое.
Слайд 15
Отдел
писем: ваши
читатели с удовольствием вспоминают о летних каникулах. В одном из писем
замените глагол первого лица единственного числа глаголом множественного числа.
Диктант.
Летом на каникулах я отдыхаю в деревне. Рано утром я
иду в лес. Там собираю ягоды.
Закончите
побудительным предложением.
Проверка.
VI.
Работа
над шестой рубрикой.
Слайд 16
(звук металлофона)
Наши
коллеги фотокорреспонденты подготовили для газеты фотоматериалы. А вашим отделам
предстоит подготовить подписи к фотографиям (фотографии из жизни класса).
Проверка.
Даем характеристику предложениям.
Вывод: каким
членом предложения является глагол?
VII.
Подведение
итогов. Слайд 17
Новый
номер газеты «Глагол» подготовлен к выпуску.
(звук металлофона)
Теперь нужно привлечь внимание к газете. Готовим РЕКЛАМУ.
Составляем план:
1)
Кому
адресована газета?(призыв, вопрос)
2)
Почему
ее необходимо прочитать?
3)
О
чем вы узнаете, прочитав газету «Глагол»?
Рекламу
можно готовить каждому из отделов и в конце урока выбрать наиболее удачную. Можно,
как итог урока, готовить всей редакцией.
Подведение
итогов урока. Сдайд 18 Слайд 19
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.