Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка по теме "Глагол"

Урок русского языка по теме "Глагол"

Урок русского языка «Повторение темы «Глагол» в 6 классе

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные:

  • повторить изученные сведения о глаголе как части речи;

  • закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;

  • отработать морфологический разбор глагола;

  • выявить назначение глагола в речи.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;

  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;

  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие:

развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;

развивать орфографическую зоркость;

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой занимались на протяжении многих уроков. И начнем работу с лингвистической разминки. Работать вы будете в парах.

II. Лингвистическая разминка .

Итак, возьмите карточки. На них изображен кроссворд. Ваша задача состоит в том, чтобы найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.(Самопроверка.) Назовите ключевое слово (глагол). Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд  А теперь, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Повторение темы «Глагол»).

III. Фронтальный опрос

Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе .

Да, ребята, глагол – это непростая часть речи, но интересная. Давайте прочитаем слова А. Югова, написанные на доске: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголах струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!». Объясните, как вы понимаете эти слова. (Глагол – это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка). А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)

Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. А только ли по морфологическим признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи?

Как изменяются глаголы в настоящем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени? На какие две группы делятся морфологические признаки глагола?

VI. Лингвистический анализ текста

Морфологические признаки глагола усвоили. А теперь, ребята, нам предстоит разобраться в том, какую роль играют глаголы в художественных произведениях. Вашему вниманию я предлагаю поэтический текст В. Солоухина «Слово о словах». Возьмите желтые карточки. Я вам прочитаю это стихотворение, а вы послушайте.

Вопросы к тексту:

О чем, ребята, это стихотворение?

Каким может быть слово? (Суровым, грубым, холодным, грустным, ласковым, теплым, нежным, радостным.)

О чем заставляет задуматься это стихотворение? (Прежде чем что-то сказать, надо сначала хорошенько подумать, чтобы не причинить боль другому человеку, чтобы его не обидеть, не ранить.)

А ведь автор в этом стихотворении говорит нам не только о весомости, ценности и значимости слова. Он обращает наше внимание на то, что слово к тому же еще и действенно. С помощью какой части речи это достигается? (Глагола). Мы еще раз убедились с вами в том, что назначение глагола – выражать само действие.

V.Физкультминутка (зарядка для глаз).

VI. Групповая работа по тексту стихотворения.

Продолжим с вами работу с текстом стихотворения. Задания вы будете выполнять по группам Проверка работы.

Работа с изобразительно-выразительными средствами

Ребята, а вы обратили внимание на то, что в этом тексте встречаются художественные средства выразительности. Назовите их. (Эпитет, метафора). Давайте вспомним с вами определения (Слайд 6). Найдите в тексте эти средства выразительности. (Эпитет: сурово сурово; метафоры: слово одарит, ограбит, лед расплавит, камень раздробит, жаворонком вьется, медью траурной поет). Автор в этом стихотворении показал нам, как слово может воздействовать на окружающий мир. А только ли с помощью глагольных метафор это можно сделать? Какое еще средство выразительности связано с глаголом? (Олицетворение). Приведите примеры из домашнего задания. (Буря кроет, завоет, заплачет, зашумит, постучит). Какова же роль глаголов в художественном произведении? (Благодаря мастерскому использованию глаголов в переносном значении художественный текст полон движения жизни).

VII. Тест по теме «Глагол» Подведение итогов

Итак, ребята, давайте подведем итог. Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Умелое использование глаголов, их прямого и переносного значения обогащает нашу речь, делает ее более яркой и образной.)

Вывод: Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка 

VIII Домашнее задание

(Две карточки: одна обязательна для всех – закончить пословицы, другая со звездочкой – для желающих).

Тест по теме “Глагол”.

1. Глагол отвечает на вопросы:

а) что делать?

б) какой?

в) когда?

2. Глагол как часть речи обозначает:

а) признак предмета

б) действие или состояние предмета

в) предмет

3. Изменение глагола по лицам и числам называете

а) спряжением

б) склонением

в) изменением по временам

4. Укажите ряд, в котором все глаголы 2-го спряжения:

а) слышать, пилить, ждать

б) видеть, говорить, мирить

в) брить, гнать, смириться

5. Укажите ряд, в котором все глаголы 1-го спряжения:

а) зависеть, брить, пищать

б) сеять, держаться, хотеть

в) стелить, сказать, стричь

6. Укажите ряд, в котором все глаголы несовершенного вида:

а) сбежать, увидеть, глядеть

б) работать, пилить, грабить

в) рисовать, срисовать, надписать

7. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:

а) спешишь, не спеши, сходи-ка

б) не уходи, сходил бы, уйди

в) варю, буду варить, сварила

8. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме прошедшего времени:

а) ждал, опаздывал, нес

б) будешь ждать, не опоздаю, уйду

в) согнули, успели, запру

9. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие, возможное при каком-либо условии, но неизвестно, произойдет оно или нет:

а) сослагательное

б) повелительное

в) изъявительное

10. Укажите неправильно образованную форму глагола:

а) поезжай

б) съезди

в) ехай




Урок русского языка по теме "Глагол"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные:

  • повторить изученные сведения о глаголе как части речи;
  • закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
  • отработать морфологический разбор глагола;
  • выявить назначение глагола в речи.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие:

развивать орфографическую зоркость

Автор Доценко Наталья Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 393
Номер материала 34804
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓