Урок русского языка «Повторение темы «Глагол» в 6 классе
Цель: повторить, обобщить и
систематизировать знания по теме «Глагол».
Задачи:
Образовательные:
- повторить
изученные сведения о глаголе как части речи;
- закрепить
теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
- отработать
морфологический разбор глагола;
- выявить
назначение глагола в речи.
Воспитательные:
- воспитывать
бережное и сознательное отношение к языку;
- способствовать
сохранению чистоты языка как явления культуры;
- способствовать
воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.
Развивающие:
развивать
логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
развивать
орфографическую зоркость;
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о
части речи, изучением которой занимались на протяжении многих уроков. И начнем
работу с лингвистической разминки. Работать вы будете в парах.
II. Лингвистическая разминка .
Итак, возьмите карточки. На них изображен кроссворд. Ваша
задача состоит в том, чтобы найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.(Самопроверка.)
Назовите ключевое слово (глагол). Проверьте, правильно ли вы разгадали
кроссворд А теперь, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего
сегодняшнего урока (Повторение темы «Глагол»).
III. Фронтальный опрос
Давайте
вспомним, что вы знаете о глаголе .
Да, ребята, глагол – это непростая часть речи, но
интересная. Давайте прочитаем слова А. Югова, написанные на доске: «Глагол –
самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголах струится самая алая,
самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать
само действие!». Объясните, как вы понимаете эти слова. (Глагол – это важная
часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка). А.Н.
Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение
фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)
Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. А
только ли по морфологическим признакам мы определяем принадлежность слова к той
или иной части речи?
Как изменяются глаголы в настоящем времени? Как изменяются
глаголы в прошедшем времени? На какие две группы делятся морфологические
признаки глагола?
VI. Лингвистический анализ текста
Морфологические
признаки глагола усвоили. А теперь, ребята, нам предстоит разобраться в том,
какую роль играют глаголы в художественных произведениях. Вашему вниманию я
предлагаю поэтический текст В. Солоухина «Слово о словах». Возьмите желтые
карточки. Я вам прочитаю это стихотворение, а вы послушайте.
Вопросы
к тексту:
О
чем, ребята, это стихотворение?
Каким
может быть слово? (Суровым, грубым, холодным, грустным, ласковым, теплым,
нежным, радостным.)
О
чем заставляет задуматься это стихотворение? (Прежде чем что-то сказать, надо
сначала хорошенько подумать, чтобы не причинить боль другому человеку, чтобы
его не обидеть, не ранить.)
А
ведь автор в этом стихотворении говорит нам не только о весомости, ценности и
значимости слова. Он обращает наше внимание на то, что слово к тому же еще и
действенно. С помощью какой части речи это достигается? (Глагола). Мы еще раз
убедились с вами в том, что назначение глагола – выражать само действие.
V.Физкультминутка (зарядка для глаз).
VI. Групповая работа по тексту стихотворения.
Продолжим
с вами работу с текстом стихотворения. Задания вы будете выполнять по
группам Проверка работы.
Работа
с изобразительно-выразительными средствами
Ребята,
а вы обратили внимание на то, что в этом тексте встречаются художественные
средства выразительности. Назовите их. (Эпитет, метафора). Давайте вспомним с
вами определения (Слайд 6). Найдите в тексте эти средства
выразительности. (Эпитет: сурово сурово; метафоры: слово одарит, ограбит, лед
расплавит, камень раздробит, жаворонком вьется, медью траурной поет). Автор в
этом стихотворении показал нам, как слово может воздействовать на окружающий
мир. А только ли с помощью глагольных метафор это можно сделать? Какое еще
средство выразительности связано с глаголом? (Олицетворение). Приведите примеры
из домашнего задания. (Буря кроет, завоет, заплачет, зашумит, постучит). Какова
же роль глаголов в художественном произведении? (Благодаря мастерскому использованию
глаголов в переносном значении художественный текст полон движения жизни).
VII. Тест по теме «Глагол» Подведение итогов
Итак,
ребята, давайте подведем итог. Какую же роль играют глаголы в нашей речи?
(Умелое использование глаголов, их прямого и переносного значения обогащает
нашу речь, делает ее более яркой и образной.)
Вывод: Движение
– это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка
VIII
Домашнее задание
(Две
карточки: одна обязательна для всех – закончить пословицы, другая со звездочкой
– для желающих).
Тест по теме
“Глагол”.
1. Глагол
отвечает на вопросы:
а) что делать?
б) какой?
в) когда?
2. Глагол как
часть речи обозначает:
а) признак
предмета
б) действие или
состояние предмета
в) предмет
3. Изменение
глагола по лицам и числам называете
а) спряжением
б) склонением
в) изменением по
временам
4. Укажите ряд,
в котором все глаголы 2-го спряжения:
а) слышать,
пилить, ждать
б) видеть,
говорить, мирить
в) брить, гнать,
смириться
5. Укажите ряд,
в котором все глаголы 1-го спряжения:
а) зависеть,
брить, пищать
б) сеять,
держаться, хотеть
в) стелить,
сказать, стричь
6. Укажите ряд,
в котором все глаголы несовершенного вида:
а) сбежать,
увидеть, глядеть
б) работать,
пилить, грабить
в) рисовать,
срисовать, надписать
7. Укажите ряд,
в котором все глаголы изъявительного наклонения:
а) спешишь, не
спеши, сходи-ка
б) не уходи,
сходил бы, уйди
в) варю, буду
варить, сварила
8. Укажите ряд,
в котором все глаголы стоят в форме прошедшего времени:
а) ждал,
опаздывал, нес
б) будешь ждать,
не опоздаю, уйду
в) согнули,
успели, запру
9. Укажите
наклонение глагола, который обозначает действие, возможное при каком-либо
условии, но неизвестно, произойдет оно или нет:
а) сослагательное
б) повелительное
в) изъявительное
10. Укажите
неправильно образованную форму глагола:
а) поезжай
б) съезди
в) ехай
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.