Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка по теме: "Фонетика. Графика. Орфоэпия. Повторение" ( 9 класс)

Урок русского языка по теме: "Фонетика. Графика. Орфоэпия. Повторение" ( 9 класс)

Урок русского языка для учащихся 9 класса

на тему:

«Повторение. Фонетика. Графика. Орфоэпия».


Цели:

  1. Обобщить знания по теме: «Фонетика».

  2. Углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии.

3.Совершенствовать орфоэпические навыки.

4.Закрепить навыки фонетического разбора.

5. Вести подготовку к итоговой аттестации.



Учебные материалы: Презентация, карточки, тест, текст, словарь


План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим имеющиеся знания о фонетике, графике, орфоэпии; систематизируем представления об основных фонетических процессах и звуковых значениях букв, совершенствуем навыки фонетического разбора слова. В конце урока подведем итог нашей работы, поработав с тестом на оценку. (Запись числа и темы урока – Слайд)

Эпиграфом к уроку возьмем слова Н. В. Гоголя:

« Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш». Слова Гоголя не записываем, вернемся к ним через некоторое время.

  1. Фронтальный опрос на повторение и обобщение теоретического материала по теме «Фонетика», сопровождающийся презентацией.

  1. Что называется фонетикой (после ответа учеников показываю определение на слайде)

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

  1. Что называется орфоэпией? (слайд)

Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов.

  1. Что изучает графика?(слайд)

Графика устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, изучает соотношения между буквами и звуками.

Учитель: Сколько букв в русском алфавите?

Ученики: 33

  1. На какие 2 большие группы делятся все звуки?

Ученики: Согласные и гласные.

  1. Перечислите звуки гласные. (слайд)

[а] , [о] , [э], [и] , [ы], [у].

6. Перечислите некоторые согласные звуки.

7. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая каких-либо преград. Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает какие-либо преграды. Согласные состоят из одного шума или шума и голоса.

  1. Мы знаем, что большинство согласных звуков образуют пары по твердости и мягкости, по звонкости и глухости. (слайд)


Согласные звуки


твердые мягкие звонкие глухие

Назовите согласные звуки, которые бывают только твердые, только мягкие, только звонкие, только глухие.(слайд продолжается)

[ж] [ш] [ ц] [ч] [й] [щ] [й] [р] [л] [м] [н] [х] [ц] [ч] [щ]

9. Какие буквы имеют два звука?

Ученики: Е Ё Ю Я

10.Когда буква Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука? (слайд)

Е Ё Ю Я дают два звука:

1. В начале слова ЯМА - [ йа]ма

2. После разделительных Ъ и Ь ВЬЮГА – в[йу]га

3. После гласных АРМИЯ – арми[йа]


Итак: Мы повторили изученные правила по теме урока, а теперь мы закрепим эти знания в практических упражнениях.



III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

  1. Предлагаются задания на карточках двум ученикам – они работают на доске.

Задание: Выпишите слова

1 ученик: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 1 звук

2 ученик: в которых буквы Е Ё Ю Я обозначают 2 звука

Слова: Петли, полет, скамья, язык, ругаться, льет, любить, влево, длинная, слушают, весь, молодая.

  1. Весь класс работает над заданием на слайде: Написание какого слова расходится с произношением?

Жизнь, счастье, мир, победа, школа, праздник, радость, салют.

Запишите выделенные слова в столбик, укажите количество букв и звуков в выделенных словах. Проверьте со слайда.

Жизнь – 5 букв, 4 звука

Счастье – 7 букв, 6 звуков

Победа – 6 букв, 6 звуков

Праздник – 8 букв, 7 звуков

Радость – 7 букв, 6 звуков

Салют – 5 букв, 5 звуков

Проверка задания ребят, которые работают у доски.


Итак: Мы видим, что написание слова часто не совпадает с его произношением. Чтобы правильно написать слово, необходимо знать соответствующие орфографические правила, но оговаривать изученные правила написания орфограмм мы будем на следующих уроках.


Ф и з к у л ь т м и н у т к а


Энергизатор: «Группа А» (Упражнение для снятия напряжения, снятия усталости)


Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое ударение и какой характер оно имеет в русском языке.

Ученик: Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. (слайд) Русское ударение свободное, разноместное. Подвижное. Например: Лист- листа, возможны два варианта постановки ударения: По средАм- по срЕдам.

Учитель: А теперь я предлагаю следующее задание(слайд):

Поставьте ударение в словах, сгруппировав их по следующему принципу:

1 вариант: с ударением на первом слоге.

2 вариант: с ударением на последнем слоге.

3 вариант: с двумя равнозначными вариантами.

Слова на слайде: Вертит, облегчить, на двери, силос, звонишь, компас, каталог, ржаветь, средства, жалюзи, кулинария, кремы, диспансер, колледж, начал, щавель, по средам, памятуя, столяр, свекла, дефис, творог, движимый, досуг, понял, заняла.

Проверка со слайда:

1 вариант: вЕртит, сИлос, кОмпас, срЕдства, крЕмы, нАчал, пАмятуя, свЁкла, двИжимый, пОнял.

2 вариант: облегчИть, звонИшь, каталОг, жалюзИ, диспансЕр, щавЕль, столЯр, дефИс, досУг, занялА.

3 вариант: на дверИ, на двЕри, ржАветь, ржавЕть, кулинАрия, кулинарИя, коллЕдж, кОлледж, по срЕдам, по средАм, твОрог, творОг.

Учитель: Ребята, к какому источнику знаний мы должны обратиться, если мы затрудняемся поставить ударение в слове? Напомню, в случае затруднения при постановке ударения в словах, необходимо обратиться к Орфографическому словарю, например автора Д.Н. Ушакова. Показываю словарь. А теперь откроем лингвистическую страничку.

(Слайд с фотографией Ушакова и текстом) – читает ученик

Дмитрий Николаевич Ушаков (1873 – 1942) – русский лингвист. Работал в области диалектологии, орфографии, орфоэпии, был главным редактором «Толкового словаря». Является автором «Орфографического словаря», которым и сегодня пользуются школьники.

IV. Учитель: Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Подумайте, какова основная мысль высказывания Н.В Гоголя. Приведите аргументы, подтверждающие высказанную автором мысль.

Ученик: У каждого поэта свой стих, свой особенный стиль, можно сказать свой особенный звон. Нас порой заставляет содрогнуться суровый стих Державина, пленяют слух читателя удивительные, чарующие строки Пушкина, полны боли, негодования многие стихи М.Ю Лермонтова. Все они, точно разнозвонные колокола разнесли благозвучие по русской земле.

Учитель: На слайде вы видите стихотворение А.Т. Твардовского (поэт, писатель, публицист 20 века – 2 1 июня ему исполняется 100 лет со дня рождения) Прочитайте его и пронаблюдайте, каковы особенности стиля стихотворения Твардовского.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

А. Т. Твардовский

Ученик: В этом стихотворении мы слышим призыв помнить о страшных годах войны. Первая строчка звучит торжественно, а во второй мы слышим печаль, разочарование, боль от того, что война принесла горе многим людям. Третья строчка – просьба к людям не забывать о войне.

Учитель: Ребята, а какой звук чаще всего повторяется в строчках этого стихотворения?

Ученики: [ о]

Учитель: А знаете ли вы, что прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков, называется АССОНАНСОМ? ( на доску вывешивается определение АССОНАНС –если дети не знают этого определения)

Ассонанс – это один из видов выразительного средства фонетики – звукописи.

Задание: Сделаем фонетический разбор слова война 1 ученик у доски

Вой – на

В-[в] – согл., зв., тв.,парн.

О-[а]-глас., безуд.

Й-[й]- согл., зв., мяг.. непар.

Н-[н]- согл., зв., тв., непар.

А-[а]- гл., удар.

_____________

5 букв, 5 звуков

Итак: Мы повторили правило фонетического разбора слова.

Учитель: Выбор стихотворения Твардовского неслучайный – в мае 2010 года вся наша страна отмечает 65-летие Дня Победы в ВОВ.

Запишите домашнее задание в тетрадь:

Упр. 284 –списать, расставить знаки препинания, сделать фонетический разбор 2 слов.

Кто хочет получить оценку дополнительно, то сделайте тест по фонетике подобный тому, который мы будем делать сейчас.

V. ТЕСТ ( на слайде и карточках)

1. В каком ряду слов расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

А. рать, юг, мир Б. тест, люди, баян

В. слёт, еда, время Г. счет, кровь, друг

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

А. царевна Б. лавка В.везде Г. герб

3. В каком слове произносится звук [о]?

А. зажёг Б. подарок В. шоколад Г. дрова

4. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

А. дешева Б. принят В. без вести Г. цыган

5. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные?

А. дефицит, дирижер, деликатесы;

Б. дешифровать, детектив, декольте;

В. делегировать, детализировать, демократизация;

Ответы: 1. А 2. В 3. А 4. Б 5. В

Взаимопроверка. Ответы на слайде. Выставление оценок.

Итог урока.

Учитель: Какие понятия мы сегодня повторили? Какие практические навыки развивали или приобрели? К словам каких русских писателей обращались? Что особенно запомнилось на уроке?

А теперь для каждого сюрприз и подарок –таблица с теоретическим материалом по разделу «Фонетика» - Пусть эта таблица будет первой страницей вашей папки «Подготовка к экзамену».






































Урок русского языка по теме: "Фонетика. Графика. Орфоэпия. Повторение" ( 9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок дан в рамках конкурса Учитель года, в котором я участвовала в 2010 году.

Одной из целью урока является подготовка учащихся к итоговой аттестации. На уроке использовались разнообразные методы и формы работы. Урок дан в канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Думаю, актуально этот урок провести в предверье 70-летия Победы. Использовалась презентация, карточки. Урок расчитан на учащихся средних способностей. Учащиеся обобщали материал по теме "Фонетика". Углубляли знания о соотношении понятий "Фонетика и Орфоэпия". Совершенствовали орфоэпические навыки, умения делать фонетический разбор слова.

 

 

Автор Копушова Татьяна Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 6692
Номер материала 53640
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓