Автор
разработки: Ерохина Наталия Витальевна,
учитель
начальных классов
МКОУ
Центральная ООШ
Идринского
района Красноярского края
Конспект
урока русского языка
УМК:
Школа России
Учебник:
Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях, Москва: Просвещение,
2011 год
Тема: «Заглавная
буква в именах собственных»
Тип урока: Урок
формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Класс: 2
Цель: Формирование
умений находить в тексте имена собственные, писать имена собственные с
заглавной буквы.
Задачи:
1. Совершенствовать
умения находить в тексте имена собственные,записывать имена собственные с
заглавной буквы.
2. Способствовать
развитию орфографической зоркости.
В области
предметных умений учащиеся научатся
- на базовом
уроне: различать собственные и нарицательные имена существительные;
- на повышенном
уровне: научиться понимать и использовать в речи понятие «нарицательное имя
существительное».
УУД:
Познавательные:
Общеучебные: умения
формулировать познавательную цель, анализировать свою работу и работу товарища,
оценивать результат работы. Логические: выбор оснований для написания
слова с заглавной (строчной) буквы.
Коммуникативные:умение
вступать в диалог, сотрудничать с учителем и другими учениками; умение выражать
свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; решать
учебные проблемы, возникающие в ходе совместной работы.
Регулятивные: умение
осознавать и различать то, что уже усвоено, с тем, что еще предстоит узнать;
умение сравнивать собственный результат учебной деятельности с образцом,
эталоном.
Оборудование:
1. Учебник,
тетрадь, письменные принадлежности.
2. Карточки
на каждого ученика.
3. Компьютер,
проектор, экран.
Ход урока:
1. Организационный
момент.
Учитель.
- Здравствуйте, ребята!
Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. Проверьте посадку, положение тетради.
Запишите в тетради число, слова «классная работа». При письме обратите внимание
на высоту, ширину букв, правильность соединений букв, следите за наклоном.
- Сравните, пожалуйста, написанное
в тетради с образцом записи на доске.
2. Актуализация
опорных знаний.
Учитель:
- Совсем недавно вы читали сказки
К.И. Чуковского. Из каких сказок эти строки?
·
Нам акула Каракула
Нипочём,
нипочём,
Мы
акулу Каракулу
Кирпичом,
кирпичом,
Мы
акулу Каракулу
Кулаком,
кулаком!
Мы
акулу Каракулу
Каблуком,
каблуком!
·
А
сороки-
Белобоки
Поскакали по
полям,
Закричали
журавлям:
"Горе! Горе!
Крокодил
Солнце в небе
проглотил!"
·
Звери
задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг
друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
Учитель:
-А сейчас мы будем находить имена
собственные в текстах сказок Чуковского.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ, КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ
ЗАДАНИЙ.
3. Постановка
цели урока
Имена
существительные собственные и нарицательные.
- Догадались, чему будем учиться
сегодня на уроке?
Варианты ответов
детей.
- Сегодня на уроке
мы будем учиться правильно писать имена собственные..
4. Первичная проверка понимания.
Учитель:
- Сначала выясним, что обозначает
слово собственное? Ваши варианты.
Варианты ответов
учащихся:
- Собственное –
это значит, находится в собственности.
- А я думаю, что
это слово обозначает – моё. Например, моя рука, моя нога.
Учитель:
- У каждого человека есть
собственные имена существительные. Как вы думаете какие?
Варианты ответов
учащихся:
- Я считаю, что
это имя, фамилия и отчество.
Учитель:
- А для чего человеку нужны
имя, фамилия, отчество?
Варианты ответов
учащихся:
- Я думаю, чтобы
люди друг друга не путали.
- Мне кажется,
чтобы было различие между людьми.
Учитель:
- Какие ещё собственные имена
собственные вы знаете?
Варианты ответов
учащихся:
- Клички животных
– это собственные имена существительные.
- Названия
городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.
Учитель:
- Как пишутся собственные имена
существительные?
Варианты ответов
учащихся:
- Собственные
имена существительные пишутся с заглавной буквы.
4. Применение
новых знаний.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
РАБОТА
А) На доске записаны предложения:
а) Игорь (Л, л)исицын сегодня дежурный.
Собаки чуть не оторвали (Л, л)исицын
хвост.
б) В вазе красивые (Р, р)озы.
Иван попросил карандаш у (Р, р)озы.
в) Москва находится недалеко от (О,о)рла.
Ребята увидели (О,о)рла в зоопарке.
Учитель:
- Прочитайте
предложения, которые написаны на доске. Предположите, какое задание будете
самостоятельно выполнять.
Варианты ответов
учащихся:
- Нужно будет
отличить собственные имена от нарицательных..
Учитель:
- Тот, кто
выполнит задание первым, покажет на доске свой вариант ответа.
(Самостоятельная
работа)
Учитель:
Б) РАБОТА В ПАРАХ
- Следующее задание вам нужно будет
выполнить вместе, посовещавшись, потому что оно сложное. Нужно будет найти в
тексте ошибки.
Каждое лето семья
Гущиных уезжает на дачу. Дача находится около села берёзовка. Неподалёку
протекает речушка вертушинка. часто к Гущиным приезжают отдыхать родственники
из москвы, дядя Петя и тётя оля. Хорошо отдыхать летом на даче!
ВЗАИМОПРОВЕРКА
ГРУПП, ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ.
В) ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ТВОРЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА
Учитель:
- А сейчас каждый будет подбирать имена
собственные, будем учиться превращать имена в фамилии.
- Запиши подходящие по смыслу имена
собственные.
Писатель
______________________________________,
космонавт
_____________________________________,
учитель
_______________________________________,
мой друг ______________________________________,
город ______________________,
река ________________________,
страна ______________________,
телёнок _____________________,
пёс ___________________.
- Образуй фамилии от имён:
Иван – Иванов, Григорий – Григорьев,
Степан - ________________
Пётр - __________________
Дмитрий - ___________________
Алексей - ___________________
Трофим - ___________________.
5. Итог урока
Учитель:
- Все ли получилось на уроке?
Почему не все? Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
Варианты ответов
учащихся:
- Мы должны уметь
правильно записывать свои имя, отчество, фамилию.
- На уроке
окружающего мира мы часто записываем географические названия, их
необходимо писать с большой буквы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.