Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка по теме " Употребление имен прилагательных в речи" ( 6 класс)

Урок русского языка по теме " Употребление имен прилагательных в речи" ( 6 класс)

hello_html_m16f8f8c8.gif

Употребление имен прилагательных в речи



Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся об имени прилагательном; повторить морфологические признаки данной части речи.

  2. Добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными.

  3. Развивать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.

  4. Развивать такие качества, как ассоциативность мышления, художественная зоркость, эмоциональность.

  5. Развивать воображение, яркость, образность, выразительность речи.

  6. Воспитывать эстетический вкус учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, толковый словарь русского языка, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь эпитетов русского языка, раздаточный материал.

Эпиграф:

С русским языком можно творить чудеса, 
нет ничего в нашей жизни и в нашем сознании, 
что нельзя было бы передать русским словом.
Звучание музыки, блеск красок, силу света,
шум и тень садов…Нет таких звуков, 
образов и мыслей, для которых не нашлось бы 
в нашем языке точного выражения…
Многие русские слова сами по себе
излучают поэзию, подобно тому,
как драгоценные камни излучают
таинственный блеск.

К.Г.Паустовский

Ход урока

Оргмомент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Попробуйте представить то, о чем я буду говорить.

Слайд №1 Зимний лес ( музыка)

Учитель: Зимою и летом, весною и осенью хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь из охотничьего домика на лыжах и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тихо в сонном лесу.

– Скажите, пожалуйста, представили вы картину, описанную И. Соколовым – Микитовым? А картина серая или цветная?

– Благодаря словам какой части речи вы смогли нарисовать образ ?

(Именам прилагательным)

– Как это может быть связано с темой урока? ( Будем говорить о роли прилагательных в речи)

Сообщение темы и целей урока

Слайд№2 “ Употребление имен прилагательных в речи”

(Записать в тетради число и тему урока)

– На какие вопросы мы должны будем ответить в ходе урока? Какие задачи постараемся решить?

(Повторить изученное об имени прилагательном.

Проанализировать тексты и узнать, какова роль прилагательных в речи.

Создать собственный текст, используя имена прилагательные.)

Слайд №3. Что должны сделать на уроке

Работа по теме

Чтобы достичь поставленных целей, я приглашаю вас в морфологическую лабораторию и предлагаю стать юными научными сотрудниками. Нам предстоит провести несколько экспериментов, а их результаты ( ключевые слова на елочных игрушках ) мы будем использовать для украшения нашей новогодней елочки.

Слайд№4 Елочка

А помогать нам будет Антон Любознательный, который перед уроком побывал на консультации у ученого. Как вы думаете, какого: астронома, лингвиста или физика.

Первый лингвистический эксперимент нам предлагает провести автор учебника М.М.Разумовская. Задание на странице 107 упражнение 237

Задание: Прочитайте стихотворение В.Выркина "Ищу слова"

Вопросы: Что является темой стихотворения? В чем заключается его основная мысль?

Почему в этом стихотворении много прилагательных?( они конкретизируют, каким должно быть слово. слова для выражения мысли необходимо подбирать точные, яркие)

Выпишите из текста сложное имя прилагательное, объясните его значение, разберите его по составу (Стозвонные – слова звонкие, яркие, многозначные)

Выпишите из стихотворения имена прилагательные, строение которых соответствует схеме (корень, суффикс, окончание) уч (юч) ий. От какой части речи образованы эти слова?

(Певучие, кипучие, горючие – образованы от глагола.) Слова должны петь, гореть, кипеть – в этом выражается идея стихотворения.

– Огласите, пожалуйста, результаты первого эксперимента. С какой целью имя прилагательное употребляется в речи? (Имя прилагательное помогает точно выразить мысль, конкретизирует предмет)

Поздравляю, уважаемые коллеги, с первым результатом

Слайд № 5 “Прилагательное” на елочку

Второй эксперимент предполагает работу со справочной литературой.

– В стихотворении “Ищу слова” прилагательные употреблены в прямом или в переносном значении?

– Что это такое? (эпитет)

Что такое эпитет?

– Правильно ли вы дали определение, проверьте по толковому словарю С.И.Ожегова.

Слайд №5 Эпитет

(Эпитет – в поэтике: образное, художественное определение.)

Антон говорит, что мы правы и поэтому можем повесить на елку наш первый шар

Слайд№6 “Эпитет” на елку

Все теоретические предположения должны быть проверены на практике.

В этом и состоит задача третьего эксперимента

Мы повторили, что такое эпитет. А как он используются на практике? Это выясним все вместе.

Задание по рядам: подберите эпитеты к словам (6 человек работают у доски,

1 с каждого ряда – работает со словарем)

1 ряд – ель

4 ряд – береза

2 ряд – снег

5 ряд – иней

3 ряд – зима

6 ряд – снежинка

Слайды № 7 Зимний лес + музыка

Прочтите, что у вас получилось. Если возникают затруднения с подбором нужного слова, то необходимо обратиться к словарю эпитетов. У вас на столах есть ксерокопии отдельных фрагментов из этого словаря. Антон так и сделал, и вот что у него получилось.

Слайд № 8 Эпитеты к словам

Что еще вы можете сказать о роли прилагательных, опираясь на результаты проведенной работы? ( Прилагательные помогают представить мир образно, ярко, а найти необходимое слово поможет словарь)

Это второй шар на нашей елке.

Слайд №9 “ Словарь” на елку

А теперь составьте одно предложение о зиме, используя записанные эпитеты. Прочитайте их.

Сравните свои предложения с тем, что показано на экране

Слайд № 10 Зима – самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне.

– Чем отличается это предложение от ваших ? ( Это предложение научного стиля, а у ребят – художественного стиля) Огласите, пожалуйста, итог вашей работы. Какую роль играют прилагательные, употребленные в переносном значении?

Эпитеты в текстах художественного стиля помогают представить живую картину и выразить свое отношение к увиденному. Подтверждает эту мысль К.Г.Паустовский: “С русским языком можно творить чудеса, нет ничего в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, силу света, шум и тень садов…Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения…Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.”

Таким образом, мы получаем на елку еще один шар

Слайд № 11 “Стиль” на елку

Засиделись мы за работой, пора отдохнуть

(Физкультпауза) Музыка

Все ребята дружно встали (встать около парты)
И на месте зашагали (ходьба на месте).
На носочках потянулись (потянуться)
И друг к другу повернулись (повороты).
Как пружинки мы присели (приседания),
А потом тихонько сели (садятся за парты).

Следующий, четвертый, лингвистический эксперимент нам предлагает провести мудрец, которого Антошка встретил на Востоке

Он передал нам свиток ( егенду читает ученик)
– В давние-давние времена жил один волшебник. Он собирал со всего света слова, близкие по значению, превращал их в жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье на шею и летал под облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру.
Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова-жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов. Эти слова, употреблённые рядом, один за другим, помогают нарисовать предмет или картину достаточно полно, ярко.

Как называются такие слова?

(Синонимы)

Слайд №12 “Синонимы”

Подберите синонимы к слову белый. Те, у кого на партах есть словарь синонимов, могут обратиться к нему за помощью.

Антон тоже работал со словарем, и вот его результат.

Слайд №13 Синонимы к слову белый

Кстати, в словаре дается 96 синонимов к этому слову.

Перед вами текст, в котором повторяется слово белый, что является речевой ошибкой. Ваша задача – опытным путем устранить ошибку, отредактировать текст.

Слайд №14

Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие белые лежат под деревьями сугробы. Белый снег тяжелыми шапками покрывает темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому белому снегу, одевает его белой корою.

Что у вас получилось? А Антону помог в работе ученый. Вот их текст.

Слайд№15 Исправленный текст

 Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие седые лежат под деревьями сугробы. Серебряныйснег тяжелыми шапками покрывает темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому чистому снегу, одевает его жемчужной корою

Но Антошка сомневается в правильности написания некоторых слов, давайте поможем ему.

– Что вы можете сказать о роли синонимов – прилагательных в речи?

(Синонимы помогают избежать повторов и выразить мысль точно)

Итак, мы получили еще один шарик на елку

Слайд №16 “Синоним” на елку

Следующий шаг к достижению цели

Обратите внимание на последнее предложение текста.

Слайд №17

 Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие седые лежат под деревьями сугробы. Серебряныйснег тяжелыми шапками покрывает темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому чистому снегу, одевает его жемчужной корою. Поверх этого снежного покрывала раскинулся необыкновенный узор. Маленькие и большие, глубокие и мелкие следы оставили хозяева леса.

– В какой роли появляются имена прилагательные в этом предложении? (Антонимы)

– С какой целью они употреблены?

Антонимы помогают передать контраст, делают речь более выразительной, а картину четкой.

Антон повесил еще один шарик на лесную красавицу.

Слайд № 18 “Антоним” на елку

Подведение итогов урока

Давайте посмотрим на елочку и подведем итоги нашей работы в морфологической лаборатории

Что мы сегодня установили опытным путем? В чем заключается роль прилагательных в речи?

Обратите еще раз внимание на эпиграф.

Прилагательные “озаряют” предметы, их называют “живописующей” частью речи. С одной стороны, прилагательные конкретизируют предмет( лес – хвойный), с другой – “расцвечивают” предмет (лес – зеленый), с третьей – с помощью прилагательных показывается отношение говорящего к предмету ( лес – восхитительный).

Сегодня все очень хорошо поработали, а любой труд должен быть вознагражден. (Оценки)

Домашнее задание

У вас на партах лежат новогодние подарки от снеговика – это эпитеты к словам. Они помогут вам выполнить домашнее задание. А оно у вас заключается в следующем: вставить подходящие по смыслу слова в предложенный текст и дописать его.

Зимний день

Спишите текст, вставив подходящие по смыслу прилагательные.

Мороз и солнце! Под ногами скрипит … снег. Украсил … веточку … снегирь. В воздухе мелькают … снежинки, … иней опушил … березку. Из … сугробов чуть выглядывают … травинки. Вокруг … тишина.

– Слово – одежда ваших мыслей. Пусть же ваши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли – добрыми и разумными.

(Если будет время, можно закончить занятие такими словами: – Закончить наш урок я хочу однойпритчей:
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:
– Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: “Я принимаю радость в свою жизнь”, но радости в моей жизни нет.
 Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
– Назови, что ты выбираешь из них.
 Ложку, ответил юноша.
– Произнеси это пять раз
– Я выбираю ложку, – послушно повторил юноша пять раз
– Вот видишь, – сказал мудрец, – повторяй хоть миллион раз, она не станет твоей. Надо…
Что же надо? ( Надо протянуть руку и взять ложку.)
Напутствиевот и вам сегодня надо “взять” полученные знания и применить их на практике. Совершить действие. Слово – одежда ваших мыслей. Пусть же ваши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли – добрыми и разумными.

Литература

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. – М.: Русский язык. – Медиа; Дрофа, 2008

  2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. – Спб.: “Норинт”, 2002

  3. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2006

  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997

  5. Разумовская М.М. Русский язык. 6 класс. Учебник под ред. М.М.Разумовской – Москва, Дрофа, 2008 г.

  6. Сборник диктантов по русскому языку для учащихся 5-11 классов./ Авт.-сост. Р.П.Кадырко. – Мн.: ООО “Юнипресс”, 1999



Урок русского языка по теме " Употребление имен прилагательных в речи" ( 6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок  проведен в 6 классе по программе Разумовской М.М. В течение всего урока использовались различные формы работы. 

Яркая презентация, созданная для урока, способствовала развитию интереса к изучаемой теме и активизации деятельности обучающихся на протяжении всего урока.

Цели урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном; повторить морфологические признаки данной части речи; добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными; развивать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.

Автор Гурова Алевтина Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 790
Номер материала 37450
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓