Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

УРОК

русского языка во 2 классе

МАОУ «СОШ №50 с углубленным изучением английского языка»

Учитель Власова В. Н.


Тема урока: Безударные гласные в корне слова.


Цель урока: формирование умения объяснять безударные гласные с помощью «Этимологического словаря русского языка».

Задачи:

  1. Уметь находить безударные гласные в корне слов, подбирать проверочные слова, работать со словарями;

  2. Развивать интерес к родному языку, слову.

  3. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.



Ход урока

1.Орг. момент

Я вам сегодня на уроке желаю хорошего настроения, по-дружески относиться к своим одноклассникам и получить для себя новую информацию, новые знания. А чего вы мне пожелаете?

 2. Целеполагание

Мы с вами давно не писали. Откроем тетради, запишем дату.

Запишем под диктовку несколько слов, но прежде, чем писать, объясним правописание слов, используя нашу памятку. Слова будем проверять по словарю. Теме дам словарь по больше, на тот случай, если слова не окажется в нашем словаре, ты нас выручишь.

Слова: словарь, гнездо, зерно, скрипеть, укрепить, спартакиада. Прежде, чем писать, решите орфографическую задачу.

  1. Найти орфограмму.

  2. Определите, в какой части слова она находится.

  3. Измени слово или подбери родственное.

  4. Проверь по орфографическому словарю.

Почему пишется буква а? Оказывается, у слов бывают тайны. Какая орфограмма объединяет все эти слова? Вот и появилась тема нашего урока. Запишем ее в тетрадь. Каковы задачи урока. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Поиском ответов на эти вопросы занимается наука ЭТИМОЛОГИЯ.

Когда мы не можем объяснить, какая буква пишется в слове, мы попробуем узнать его происхождение. В этом нам поможет этимологический словарь . (показываю)


В словарных статьях содержится материал о том, откуда заимствовано слово или оно исконно русское, с каким словом родственно, как оно возникло и почему получило именно такое имя.

Давайте рассмотрим слово «спартакиада» с т.з. этимологии. И проверим, поможет ли нам происхождение понять, почему тут буква А. Исследователи строят гипотезы, предположения, давайте и мы выдвинем свою догадку с каким словом оно родственно, от какого слова образовалось. Перед вами словарная статья, прочитайте.

Оказывается, слово «спартакиада» от слова Спарта. Поэтому здесь буква а. Карандашом обозначьте орфограмму. Сделайте вывод по нашему исследованию: что мы предполагали и что оказалось на самом деле.



Посмотрите, в каком порядке располагаются слова в этом словаре? (выдаю словари)

Физкультминутка отдохнем, чтобы с новыми силами продолжить работу.

3 .Поисковое пространство

Сейчас мы поработаем исследователями. Кто это такие?

(Это те люди, которые что-то изучают, исследуют. Для этого они наблюдают, строят гипотезы, предполагают и делают выводы по результатам исследования)

Проведем конкурс среди групп, какая команда найдет больше объяснений этимологии слов в словаре.

Инструкция: за 7 мин найти происхождение слова в словаре, записать его в тетради: сначала происхождение, затем слово и приготовиться рассказать его историю. На столах есть закладки для словарей

Слова: м лина, ст лица, п льто, п нал, л пата, л пух,

т пор, п нал, л пата, л пух, с ница, мешок

Проверяем по одному слову от группы, кто будет последним, тот и выиграл. Находим эти слова на СМАРт доске и вставляем букву.

Итак, победила ….. команда.

Подведем итог. Можно ли найти доказательство к этим непроверяемым орфограммам?

Все ли слова надо запоминать? Что можно добавить в нашу памятку?

Вывод: опираясь на этимологию, можно ко многим «непроверяемым» словам найти объяснение к написанию этих слов.

Сами побудьте составителями этимологического словаря. Вы будете объяснять происхождение слов, а я скажу правильно или нет.

Вот перед вами ряд слов, объясните их происхождение. Береза, снегирь, деревня, коньки. Команде победителей, думаю, можно разрешить выбрать первыми. Я вижу, вы хорошо поработали, будете правильно писать слова и пользоваться «Этимологическим словарем».

Но вы должны всегда помнить о том, что все свои догадки проверяю по словарю.

4. Рефлексия

Кто захотел продолжить работу со словарем? Происхождение, каких слов вы хотели бы узнать?

5.Домашнее задание

  • Познакомиться с «Этимологич. словарем» в учебнике. Уметь объяснить этимологию слов, составить с ними словосочетание и записать.

  • И у кого есть желание поработать с «Этимологическим словарем» можно найти происхождение слова, которое вам интересно .

Оценка урока учителем.

Закончить урок я бы хотела словами из стихотворения.

ПЕРВОРОДСТВО

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
            – Обереги меня! –
Это значит:
        – Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
            – Защити меня! –
Это значит:
        – Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово
        тебе сотворит
                добро.

Спасибо за урок.









Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка по теме"Безударные гласные в корне слова" для 2 класса (УМК "Планета знаний").

По типу : урок изучения нового материала.

Форма организации: групповая и фронтальная работа.

 

Цель урока: формирование умения объяснять безударные гласные с помощью «Этимологического словаря русского языка».

Урок начинается с целеполагания,ребята записывают слова, одним из слов является спартакиада.Оно отличается от всего ряда слов и возникает проблема. Как ее решить? Приходится обратиться к словарю.

Для работы в группах предлагается такая инструкция:

Инструкция

 

  1. Найти происхождение слова в словаре.

  2. Записать его в тетради. Сначала происхождение, затем слово. Обозначить орфограмму.

     Например: раб – работа.

  1. Приготовиться рассказать его происхождение.



М  лина

Ст  лица

П  рчатки

Л  пата

Л  пух

 

 

Автор Власова Валентина Николаевна
Дата добавления 05.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 482
Номер материала 6533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓