Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка по теме "Буквы з и с на конце приставок" (5 класс)

Урок русского языка по теме "Буквы з и с на конце приставок" (5 класс)

Буквы з и с на конце приставок

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1. Предметная: познакомить учащихся с правилом написания букв з и с на конце приставок, научить находить и писать слова с приставками на з и с.


2. Деятельностно-коммуникативная: работать над совершенствованием следующих ключевых компетенций:

- в целях развития учебно-познавательной компетенции, необходимо научить учащихся сравнивать( слова с приставками на з и с с омонимичными словами), делать выводы (из предложенного языкового материала).

- с целью создания условий для формирования информационной компетенции средствами предмета необходимо научить ребят воспринимать и преобразовывать информацию по предмету( оформляя ее в схему или опорный конспект).

- для развития коммуникативной компетенции необходимо развивать грамотную и образную речь, умение взаимодействовать с окружающими , работать в группе, в парах .

3. Ценностно-смысловая: работать над развитием у учащихся познавательного интереса , создать условия для воспитания гуманного отношения учащихся к человеку; работать над поиском личностных смыслов учащихся.



Формы организации познавательной деятельности:

а) индивидуальная

б) фронтальная

в) групповая (в четверках и парах)

Методы:

а) репродуктивный

б) частично-поисковый

в) проблемный

г) объяснительно-иллюстративный









Буквы з и с на конце приставок.


  1. Оргмомент. 1 минута


Этап эмоциональной подготовки на уроке.

(Звучит тихая музыка)

Пожелания добра и мира одноклассникам


2. Этап подготовки к активной учебной деятельности.

Учитель. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Для темы урока я прошу вас оставить строчку.


На доске написаны слова: о-чет, н-резной, ра-грузить, ра-кидать, н-дувной, о-ткос.


Учитель. Прочитайте слова вслух. Распределите слова на три группы, учитывая их принадлежность к части речи и имеющуюся в них одинаковую часть. Обоснуйте свой выбор.

(Учащиеся распределяют слова на три группы следующим образом)

Учитель. Какие слова вошли в первую группу, почему?

Ученики: Отчет, откос./ Имя существительное, приставка первой группы.

Учитель. Какие слова вошли во вторую группу, почему?

Ученики: Нарезной, надувной./Имя прилагательное, приставка первой группы.

Учитель. Что общего в приставках слов 1 и 2 группы, что мы о них знаем?

Ученики: в этих словах приставки первой группы, они пишутся всегда одинаково

Учитель. Назовите слова третьей группы и их общие признаки. Скажите, какие буквы могут быть написаны на конце этих приставок?

Ученики: На конце приставок в этих словах может быть написана как буква з, так и с.

Учитель. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

БУКВЫ З И С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК.

Учитель. А теперь задание для самых смекалистых. Попробуйте сформулировать цель нашего урока, учитывая тему и записи на доске :

1. Познакомиться с….

2. Учиться находить и …. слова с ….

Ученики формулируют цели урока.

Учитель. А ЗАЧЕМ НАМ ЭТО НУЖНО?

(ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)

Учитель. Молодцы. Работа наша идет хорошо. Давайте обратимся к словам, с которыми мы сегодня уже работали:

разгрузить, раскидать,

добавим слова: разбег, расписание.

Скажите, пожалуйста, написание какой части слова может вызвать затруднение ?

Ученики . Приставки.

Учитель. Взгляните, пожалуйста, еще раз на эти слова, попробуйте самостоятельно сформулировать правило о правописании приставок на з и с .

Предлагаю вам поработать в группах.

(1-2 мин . обсуждение)

Заслушивание ответов.

  1. Этап усвоения новых знаний

Учитель. Все ваши ответы достойны похвалы. Но, чтобы утвердиться в правильности вашего мнения , предлагаю вам открыть стр.165 ваших учебников, познакомьтесь с материалом на стр 165 – 166 и по материалу, предложенному вам, составьте опорный конспект (кластер).

(РАБОТА В ПАРАХ. ЧЕРТЯТСЯ КЛАСТЕРЫ НА ЛИСТАХ БУМАГИ. ПОСЛЕ ОДИН ИЗ НИХ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ У ДОСКИ).

Учитель предлагает свой кластер и по нему еще раз повторяет правило.


(ФИЗМИНУТКА.)


4. Этап первичной проверки понимания учебного материала

Итак, ребята, кто может пойти к доске и рассказать по схеме о правописании букв з и с на конце приставок?

А сейчас мы проверим, как вы поняли сегодняшний материал.

(На доске приклеены карточки. Нужно пойти к доске, снять карточку, правильно записать написанное на нем слово, объяснив его правописание. С первой карточкой работает сам учитель.)

Слова для карточек: безграмотный, беспечный, разбег, изгородь, вскинуть, расписание.

  1. Этап закрепления знаний

А сейчас мы проверим вашу внимательность и то , как вы запомнили сегодняшнее правило.

А)Выпишите из данных слов только те слова, в которых есть приставки на з и с, объясните их написание.

(Слова написаны на доске.)

Вспахать, здоровье, спешить, разведка, преследовать, рассматривать, бессмертник.


Б) Спишите. Найдите лишнее слово в каждой строчке , объясните свой выбор.

1. Бе-правный, бе-жизненный, бе-платный;

2.Ра-бег, -доровье, и-поведь

Во второй строке лишнее слово - здоровье

ПОГОВОРИТЬ О ЗДОРОВЬЕ, ВСПОМНИТЬ ПОГОВОРКИ О ЗДОРОВЬЕ.

6. Этап обобщения знаний.(Делает учитель)

Еще Раз давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение № 424. Комментируем задание.

  1. Этап контроля.

Задание выполняется на контрольных листах, проверяется в парах по ответам на доске.

ТЕСТ.

Бе-цельный, бе-цветный, в-карабкаться, в-думать, во-стать,

в-дыбиться, ра-ценка, ра-чертить, бе-конечный, ра-колоть.

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

Выставление оценок за работу на уроке.


Мне сегодня на уроке было…..

Теперь я знаю , что ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением.

Урок русского языка по теме "Буквы з и с на конце приставок" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

      Тип урока: урок изучения нового материала.

      Цели урока:

 1.  Предметная: познакомить учащихся с правилом написания букв з и с на конце приставок, научить находить и писать слова с приставками на з и с.

 2. Деятельностно-коммуникативная: работать над совершенствованием следующих ключевых компетенций:

- в целях развития учебно-познавательной компетенции, необходимо научить учащихся сравнивать( слова с приставками на з и с  с омонимичными словами), делать выводы (из  предложенного языкового материала).

- с целью создания условий для формирования информационной компетенции средствами предмета необходимо научить ребят воспринимать и преобразовывать информацию по предмету( оформляя ее в схему или опорный конспект).

- для развития коммуникативной компетенции необходимо развивать грамотную и образную речь, умение взаимодействовать с окружающими , работать в группе,  в парах .

3. Ценностно-смысловая: работать над развитием  у учащихся познавательного интереса , создать условия для воспитания гуманного отношения учащихся  к человеку; работать над поиском личностных смыслов учащихся.

 

Автор Кузнецова Ольга Леонтьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 771
Номер материала 53138
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓