Буквы з и с на конце приставок
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Предметная: познакомить учащихся с правилом написания букв
з и с на конце приставок, научить находить и писать слова с приставками на з и
с.
2. Деятельностно-коммуникативная: работать над совершенствованием следующих ключевых
компетенций:
- в целях развития учебно-познавательной компетенции, необходимо
научить учащихся сравнивать( слова с приставками на з и с с омонимичными
словами), делать выводы (из предложенного языкового материала).
- с целью создания условий для формирования информационной компетенции
средствами предмета необходимо научить ребят воспринимать и преобразовывать
информацию по предмету( оформляя ее в схему или опорный конспект).
- для развития коммуникативной компетенции необходимо развивать
грамотную и образную речь, умение взаимодействовать с окружающими , работать в
группе, в парах .
3. Ценностно-смысловая: работать над развитием у учащихся познавательного
интереса , создать условия для воспитания гуманного отношения учащихся к
человеку; работать над поиском личностных смыслов учащихся.
Формы организации
познавательной деятельности:
а)
индивидуальная
б) фронтальная
в) групповая (в четверках и парах)
Методы:
а) репродуктивный
б) частично-поисковый
в) проблемный
г)
объяснительно-иллюстративный
Буквы з и с на конце приставок.
1.
Оргмомент. 1 минута
Этап эмоциональной подготовки на уроке.
(Звучит тихая музыка)
Пожелания добра и мира одноклассникам
2. Этап подготовки
к активной учебной деятельности.
Учитель.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Для темы урока я прошу вас оставить строчку.
На доске написаны слова: о-чет, н-резной, ра-грузить, ра-кидать,
н-дувной, о-ткос.
Учитель. Прочитайте слова вслух. Распределите слова на три группы, учитывая их
принадлежность к части речи и имеющуюся в них одинаковую часть. Обоснуйте свой
выбор.
(Учащиеся распределяют слова на три группы следующим образом)
Учитель. Какие слова вошли в первую группу, почему?
Ученики: Отчет, откос./ Имя существительное, приставка первой группы.
Учитель. Какие слова вошли во вторую группу, почему?
Ученики: Нарезной, надувной./Имя прилагательное, приставка первой
группы.
Учитель. Что общего в приставках слов 1 и 2 группы, что мы о них знаем?
Ученики: в этих словах приставки первой группы, они пишутся всегда одинаково
Учитель.
Назовите слова третьей группы и их общие признаки. Скажите, какие буквы могут
быть написаны на конце этих приставок?
Ученики: На конце приставок в этих словах может быть написана как буква з, так
и с.
Учитель. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
БУКВЫ З И С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК.
Учитель. А теперь задание для самых смекалистых. Попробуйте сформулировать цель
нашего урока, учитывая тему и записи на доске :
1.
Познакомиться с….
2. Учиться находить и …. слова с ….
Ученики формулируют цели урока.
Учитель. А ЗАЧЕМ НАМ ЭТО НУЖНО?
(ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)
Учитель. Молодцы. Работа наша идет хорошо. Давайте
обратимся к словам, с которыми мы сегодня уже работали:
разгрузить, раскидать,
добавим слова: разбег,
расписание.
Скажите, пожалуйста,
написание какой части слова может вызвать затруднение ?
Ученики . Приставки.
Учитель. Взгляните, пожалуйста, еще раз на эти слова,
попробуйте самостоятельно сформулировать правило о правописании приставок на з
и с .
Предлагаю вам
поработать в группах.
(1-2 мин .
обсуждение)
Заслушивание ответов.
3.
Этап усвоения новых
знаний
Учитель. Все ваши ответы достойны похвалы. Но, чтобы утвердиться в правильности
вашего мнения , предлагаю вам открыть стр.165 ваших учебников, познакомьтесь с
материалом на стр 165 – 166 и по материалу, предложенному вам, составьте
опорный конспект (кластер).
(РАБОТА В ПАРАХ. ЧЕРТЯТСЯ КЛАСТЕРЫ НА ЛИСТАХ БУМАГИ. ПОСЛЕ
ОДИН ИЗ НИХ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ У ДОСКИ).
Учитель предлагает свой кластер и по нему еще раз
повторяет правило.
(ФИЗМИНУТКА.)
4. Этап первичной
проверки понимания учебного материала
Итак, ребята, кто может пойти к доске и рассказать
по схеме о правописании букв з и с на конце приставок?
А сейчас мы проверим,
как вы поняли сегодняшний материал.
(На доске приклеены
карточки. Нужно пойти к доске, снять карточку, правильно записать написанное на
нем слово, объяснив его правописание. С первой карточкой работает сам учитель.)
Слова для карточек: безграмотный, беспечный, разбег, изгородь,
вскинуть, расписание.
5.
Этап закрепления
знаний
А сейчас мы проверим вашу внимательность и то , как вы
запомнили сегодняшнее правило.
А)Выпишите
из данных слов только те слова, в которых есть приставки на з и с, объясните их
написание.
(Слова написаны на доске.)
Вспахать, здоровье, спешить, разведка, преследовать, рассматривать,
бессмертник.
Б) Спишите.
Найдите лишнее слово в каждой строчке , объясните свой выбор.
1. Бе-правный,
бе-жизненный, бе-платный;
2.Ра-бег,
-доровье, и-поведь
Во второй строке лишнее слово - здоровье
ПОГОВОРИТЬ О ЗДОРОВЬЕ, ВСПОМНИТЬ ПОГОВОРКИ О ЗДОРОВЬЕ.
6. Этап обобщения знаний.(Делает учитель)
Еще Раз давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня
говорили на уроке?
7.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение № 424. Комментируем задание.
8.
Этап контроля.
Задание выполняется на контрольных листах, проверяется
в парах по ответам на доске.
ТЕСТ.
Бе-цельный, бе-цветный, в-карабкаться, в-думать, во-стать,
в-дыбиться, ра-ценка, ра-чертить, бе-конечный, ра-колоть.
ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
Выставление оценок за работу на уроке.
Мне сегодня на уроке было…..
Теперь я знаю , что ……
Особенно интересно было….
Я сегодня уйду с урока с … настроением.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.