Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка по теме:

Урок русского языка по теме:










Урок русского языка

в 7 классе по теме:

«Запятая перед союзом в сложном предложении»






Учитель Каплунова Н.В.

МБОУ «СОШ №91»

Ново-Савиновского р-на

г. Казани





Тема: «Запятая перед союзом в сложном предложении»

Цели:

  • формировать умение постановки запятой в сложном предложении;

  • формировать умение использовать различные конструкции;

  • развивать навык орфографической зоркости;

  • воспитывать негативное отношение к курению;

  • разъяснить вред пассивного курения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, распечатка текстов на каждую парту, схемы.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Чтение и работа с цитатой на доске.


Прочитайте запись на доске. Слайд №1

Здоровье – это самое дорогое, что получает человек от рождения. К сожалению, большинство людей начинают думать о сохранении здоровья (,) когда оно уже во многом не такое как было изначально.

  • Найдите во втором предложении грамматическую основу, дайте его характеристику?

  • Докажите, что перед вами действительно ССП? Повторяются виды сложных предложений.

  • Назовите средство связи? Дайте характеристику этому союзу? (простой, подчинительный)

  • Все ли знаки препинания в предложении находятся на месте? Расставьте их, объясните их расстановку.

  • Чтение правила на стр.123

  • Как вы понимаете смысл высказывания? Как вы считаете, что значит быть здоровым человеком?

  • А как вы думаете, оказывает ли курение какое–либо влияние на организм?


  • Откуда же пришла в нашу жизнь эта вредная, пагубная привычка?

Чтобы узнать это, давайте обратимся к тексту, находящемуся у вас на партах.

Чтение текста вслух.

Смертельный подарок Колумба.

(1)Христофор Колумб, открывший Америку, впервые познакомил европейцев со странной привычкой индейских племён вдыхать (пить) дым при помощи специальных трубок. (2)Это было первое знакомство с табаком, которому индейцы приписывали чудодейственные свойства. (3)По возвращении Колумба в Европу курение становится «модной привычкой» знати, так как табак был очень дорог и доступен только состоятельным людям. (4)Сначала европейцы тоже поверили в чудодейственную силу табака, наделяя его целебными свойствами, называя его «эликсиром доброго настроения и бодрости». (5)В середине XVI века табак стал повсеместно распространяться во Франции. (6)В конце XVI века в Лондоне уже организовывались специальные курительные вечеринки, на которых изобрели специальную одежду для курильщиков – смокинги (от английского smoking – курить).

(7)На Руси широкое распространение табака началось в период царствования

Петра I. (8)Будучи сам заядлым курильщиком, он склонял к этой привычке подданных. (9)Первая же табачная фабрика была открыта в России в 1828 году.


Вот как, оказывается, табак проник в Европу и Россию. Слайд №2

  • Охарактеризуйте этот текст, используя план:

    1. Основная мысль текста.

    2. Тип речи.

    3. Стиль речи.

  • Встретились ли в тексте сложные предложения?

Слайд №3

  • Выпишите в тетрадь 2 сложных предложения. Подчеркните в них грамматическую основу, укажите вид сложного предложения, средство связи частей сложного предложения, составьте его схему. (1 предложение выписывается и разбирается как образец, другое – самостоятельно)

Слайд №4

На больших рекламных щитах центральных улиц городов, на телеэкране, на страницах красочных журналов мы видим молодые, здоровые, улыбающиеся лица, радующиеся жизни, на фоне ярких красочных пейзажей, дорогих машин и С СИГАРЕТАМИ В РУКАХ. Создаётся впечатление, что сигареты – это спутник успеха в жизни серьёзного человека. Многие действительно закуривают свою первую сигарету, стремясь быть похожими на своих героев, несмотря на то, что Минздрав предупреждает.

  • Так о чём же предупреждает нас Минздрав?


Работа с текстом №2.


Текст №2

Курение - одна из вреднейших привычек. В чем же вред курения? В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие. 1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно.

Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и другие. По количественному содержанию в листьях табака и по силе действия на различные органы и системы человека никотин занимает первое место. Он проникает в организм вместе с табачным дымом, в составе которого имеются, кроме никотина, вещества раздражающего действия, в том числе канцерогенные. Никотин относится к нервным ядам.

Особенно вредно курение для детей и подростков. Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак. Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание, за счет того, что угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека.

Не только врачебный долг, но и любовь к подрастающему поколению нашей родины побуждает нас предостеречь юношей и девушек от курения!

Курение - это ЯД!!!

Слайд №5

  • Знакомство с текстом (читается учителем).

  • Дайте характеристику текста:

    1. Основная мысль.

    2. Тип речи.

    3. Стиль речи.

  • Подберите предложения, подходящие к схемам, записанным на доске, дайте их характеристику.

1.


2.


3.


Слайд №6

Итак, прежде чем закурить, подумайте о себе. Наверное, вы согласитесь с тем, что вы для себя самое дорогое и любимое существо на свете. Так стоит ли подвергать себя риску? Кстати во многих цивилизованных странах мира, зная состав дыма и какой вред он наносит здоровью человека, принимаются законы, охраняющие права некурящих:

  • В 1993 году в Англии запрещено курить в пригородных поездах;

  • В Норвегии запрещено курить везде, кроме собственного дома и автомашины;

  • В Бельгии запрещено курить везде, где есть дети, и в учреждениях здравоохранения;

  • В Японии и Финляндии медицинская деятельность считается несовместимой с курением.

  • В России закон о запрете курения в общественных местах введен в 2014 году.

Слайд №7

О том, что человек осознаёт опасность курения, говорит огромное количество высказываний. Пословиц, поговорок, афоризмов на эту тему. Может, и вы вспомните какие-то из них?

Курить – здоровью вредит . Никотин – яд, разрушающий организм. Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Д. Писарев сказал: «Разве человек, испорченный в нравственном отношении, - не больной?»

  • А разве зависимость от табака это не болезнь? Ведь организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, впадает в зависимость от него. Во всём мире от болезней, связанных с потреблением табака, преждевременно умирает около 2,5 миллионов человек, то есть примерно каждые 13 секунд 1 человек

  • Так задумайтесь, нужно ли это вам? Как отказаться от предложенной вам сигареты?

Слайд №8

Существует много способов отказаться. Я вам предлагаю выбрать из них тот, который вы считаете подходящим для себя. Прочитайте их все.


Способы отказаться от предложенной сигареты:

  • Я не курю.

  • Я больше в этом не нуждаюсь.

  • Я не собираюсь отравлять свой организм.

  • Эта дрянь не для меня.

  • Нет, спасибо, это сейчас не модно.

  • Я спокойно обхожусь без этого.

  • Я занимаюсь спортом, а курение и спорт несовместимы.

  • Нет, я пробовал, и мне не понравилось.

  • Я хочу быть здоровым.

  • Это мне ничего не даёт.

Составьте предложение, употребив в нём один из способов отказа от курения в составе сложного предложения. Объясните расстановку знаков препинания.

Самостоятельная работа. Коллективная проверка.


Слайд №9

Помните! Лучшее лечение – это профилактика. Каждый должен следить за своим здоровьем, вести здоровы образ жизни.

Три ученика в заключении урока читают стихотворение.



Колумб Америку открыл -

Великий был моряк!

Но заодно он научил

Весь мир курить табак.

От трубки мира, у костра

Раскуренной с вождём,

Привычка вредная пошла

В масштабе мировом.


Колумб, который Христофор,

Не ведал, что творил.

Немало утекло с тех пор

В дым сизый наших сил.

Нам слаще аромата роз

Табачный перегар,

А в дыме том - инфаркт, склероз,

Рак лёгких и катар...

Минздрав предупреждает:

Куренье - это яд!


Я, лично, бросил, не курю -

Я бодр и полон сил,

Родной Минздрав благодарю,

Что он предупредил.

Курильщик, извини меня

За грустный каламбур:

Куренью с нынешнего дня

Объявим перекур!


Слайд №10

Если каждый из вас будет заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни, тогда и жизнь ваша будет радостной, и мир вокруг будет прекрасным, таким, каким его видят писатели и поэты, высказывания которых вы можете найти на стр. 123 в упражнении 280.

Самостоятельная работа (списать, расставляя знаки препинания).

Итог урока:

  • Какую тему повторяли на уроке?

  • Что нового узнали?

Домашнее задание: Взять интервью у некурящего человека. Цель интервью – выяснить, какие преимущества даёт этому человеку некурение.










Урок русского языка по теме:
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Запятая перед союзом в сложном предложении". На уроке отрабатываются умения расставлять занки препинания в сложном предложении, умение использовать в речи различные конструкции. Урок разработан в рамках реализации программы "Здоровый образ жизни" (ЗОЖ) и затрагивает проблемы курения. На материале текстов, пословиц, поговорок рассказывается о том, что человек осознает опасность курения, что в современном обществе делается многое для того, чтобы люди отказались от этой пагубной для здоровья привычки. Включена в урок и такой выжный вид работы как рбота с текстом.

Автор Каплунова Наталья Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 389
Номер материала 42187
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓