Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка по теме

Урок русского языка по теме

Урок русского языка по теме "Повелительное наклонение глагола". 6-й класс

Эпиграф: “Все обучают каждого – каждый обучает всех”.

Цель урока: создать условия для понимания и применения знаний учениками правописания глаголов повелительного наклонения, его значения, образования.

Задачи:

1. Учащиеся совершенствуют навык правильного употребления глаголов повелительного наклонения в речи;

2.Учащиеся смогут в ходе анализа упражнений образовывать формы повелительного

наклонения, выделять главное;

3.Учащиеся развивают речь, память, внимание; навык работы в парах, а так же навык

самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки;

4.Учащиеся учатся уважать чужое мнение, умению совместной деятельности, ответственности за выполнение заданий.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: таблица “Наклонения глагола”; карточки с заданиями; карточки с ответами для самоконтроля и взаимоконтроля; “Листок учета знаний”.

ХОД УРОКА:

I. Орг. момент. Приветствие.

Актуализация знаний.

- Мы сегодня, ребята, продолжим знакомство с наклонениями глагола. Будем работать в парах, помогая друг другу при усвоении новой темы и контролируя знания друг друга. А сейчас давайте обратим внимание на таблицу.

Наклонения глагола

Наклонение

Пример

Значение действия

Изъявительное

пишу, писал, буду писать

происходит, происходило, будет происходить

Условное

написал бы, прочитал бы

возможно при каком-либо условии

Повелительное

напишите, пожалуйста быстро принеси

просьба или приказ выполнить

- Сколько наклонений имеет глагол? (три наклонения)

- Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (действие, которое происходило, происходит и будет происходить)

- Какое действие обозначают глаголы в сослагательном наклонении? (которое возможно при каком-либо условии)

- Какое действие обозначают глаголы в повелительном наклонении? (которое просят или приказывают выполнить)

- Как образуются формы повелительного наклонения глаголов? Об этом мы узнаем сегодня, а также научимся правописанию глаголов в повелительном наклонении.

2. Запись темы урока в тетрадях.

II. Основной этап

Ученикам раздаются карточки с заданиями и “Листки учета знаний”. Выполненное задание сразу проверяется и оценивается в парах.

Задание 1.

Вариант 1

Самостоятельная работа

Работа с партнером

Задание 1

1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения.

2. Выпиши примеры.

1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.



Попроси его ответить на вопросы:

-Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?

-В форме какого лица и числа они употребляются?

-Как образуются?

Попроси его повторить определение повелительного наклонения

(Оценка партнеру)

Задание 2

Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения.



Советы биолога.



Ничего нельзя нарушать в лесу! Иди в лес, но не бери с собой сачков и морилок. Оставь дома своего четвероногого друга – собаку. Старайся тише говорить, чтобы больше увидеть, услышать и не нарушить лесную жизнь.



Запиши в дневнике, сколько видел муравейников, очисти их от мусора. Увидите плакучую березу – залепите глиной рану. Не лови и не бери домой зайчат, птенцов.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения.

(Оценка партнеру)


Задание 3

Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.



Быть, бежать, везти, жарить, плакать, стричь.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.



(Оценка партнеру


Задание 4

Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа.



Приготовление домашних заданий.



(Научиться) быстро включаться. Не (отвлекаться), (быть) внимательны и аккуратны. (Сесть) прямо, не (горбиться). Сначала (готовить) уроки средней трудности. Когда втянетесь в работу, (переходить) к выполнению наиболее трудных заданий, (заканчивать) более легкими. Через каждые 40-50 минут (делать) перерыв на 5-10 минут. (Проветрить) комнату, (сделать) несколько гимнастических упражнений и (продолжать) работу.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.



(Оценка партнеру)


Вариант 2

Самостоятельная работа

Работа с партнером


Задание 1

1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения.



2. Выпиши примеры.

1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.

Попроси его ответить на вопросы:

- Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?

- В форме какого лица и числа они употребляются?

- Как образуются?

Попроси его повторить определение повелительного наклонения

(Оценка партнеру)

Задание 2

Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения.



Советы юным велосипедистам.



Езде на велосипеде учитесь в стороне от уличного движения. Научитесь самостоятельно садиться на велосипед. Не держитесь слишком сильно за руль! Смотрите на метров пять-шесть вперед, а не на колесо. Педали вращайте равномерно, без рывков.



Прежде чем спуститься, прекратите вращение педалей. Когда скорость уменьшится, машина накренится. Опустите в сторону наклона ногу и поставьте ее на землю.



(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения.

(Оценка партнеру)


Задание 3

Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.



Возить, резать, шить, купить, читать, сдать.



(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

(Оценка партнеру)


Задание 4

Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа.



Составление плана текста.

(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы).

(Оценка партнеру)


Разминка «Макарена»

Листок учета знаний.



Ф.И. ученика ___________________________________________

№ заданий

№1

№2

№3

№4

Карточки с

ответами


Тест


Итоговая оценка

Оценка

Самокотроль

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль


Взаимоконтроль


Взаимоконтроль




Взаимоконтроль


Самоконтроль

Учитель

Оценка
















Задание 2. Карточки с ответами.

Вариант 1.

Задание 1. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения единственного и множественного числа.

Бежать, отрезать, поздравлять, поехать, бежать, измерять, прославиться, знакомиться.

Критерии оценок:

8-9 правильных ответов-“5”;

6-7 правильных ответов- “4”;

4-5 правильных ответов-“3”;

0-3 правильных ответа-“2”.

Задание 2. Найдите глаголы повелительного наклонения.

Быть- будут- будь – будьте; бежать- бегут- беги – бегите; везти – везут – вези –везите; жарить –жарят-жарь-жарьте; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите.

Критерии оценок:

6 правильных ответов-“5”;

4-5 правильных ответов- “4”;

3 правильных ответа-“3”;

0-1 правильных ответа-“2”.

Задание3.Составить словосочетания с глаголами в повелительном наклонении во множественном числе

Прилечь, не хмурить, спрятать, наладить, не горбитесь, не спорить, переходить, заканчивать.

Критерии оценок:

8 правильных ответов-“5”;

7-6 правильных ответов- “4”;

4-5 правильных ответа-“3”;

0-3 правильных ответа-“2”.


Вариант 2.

Задание 1. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения единственного и множественного числа.

Взвесить, вставать, поехать, верить, кинуть, лечь, измерять, положить.

Критерии оценок:

8 правильных ответов-“5”;

6-7 правильных ответов- “4”;

4-5 правильных ответов-“3”;

0-3 правильных ответа-“2”.

Задание 2. Найдите глаголы повелительного наклонения.

Возить – возят –вози- возите; резать –режут – режь - режьте; шить – шьют – шей - шейте; купить – купят – купи - купите; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите.

Критерии оценок:

6 правильных ответов-“5”;

4-5 правильных ответов- “4”;

3 правильных ответа-“3”;

0-1 правильных ответа-“2”.

Задание 3. Составить словосочетания с глаголами в повелительном наклонении во множественном числе

Прочитать, выяснить, определить, разделить, написать, сопоставить, проследить, проверить, ответить.

Критерии оценок:

8 правильных ответов-“5”;

7-6 правильных ответов- “4”;

4-5 правильных ответа-“3”;

0-3 правильных ответа-“2”.

III. Заключительный этап.

1. Контроль степени усвоения темы. Учащимся предлагается выполнить тест. Учащиеся выполняют тест на ноутбуках

Выполните тест:

1. Укажите глагол в повелительном наклонении.

а) Отдохните;

б) помогаешь;

в) думал;

г) сделал бы.

2. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Улыбается;

б) соберется;

в) отправься.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Тишь;

б) брешь;

в) режь.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :

а) условного наклонения;

б) изъявительного наклонения;

в) повелительного наклонения.

5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:

а) Работа. . т;

б) вылет. . те;

в) отправ. . тся.

6. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а)Не смейте забывать учителей,

б)Ведь лучшее все в нас – от их усилий:

в)Учителями славится страна.

(Ключ к тексту: а,б,в,в,б,а.)

2. Взаимопроверка тестов. Выставление оценок партнеру.

3. Подведение итогов.

-Что нового мы узнали о повелительном наклонении глагола?

-В форме какого лица и числа они употребляются?

-От основы какого времени они образуются?

3. Сбор листков учета знаний и выставление итоговой оценки.

4. Рефлексия.

«СОЛНЫШКО И ТУЧКА»

hello_html_1e4ccb22.gifhello_html_m47d1423d.gifhello_html_188eed82.gif


5. Д.з. : параграф 85, правило, упр.642 (по заданию)









Урок русского языка по теме
  • Русский язык и литература
Описание:

Эпиграф: “Все обучают каждого – каждый обучает всех”.

Цель урока:создать условия для понимания и применения знаний учениками  правописания глаголов повелительного наклонения, его значения, образования.

глаголов повелительного наклонения, его значения, образования.

Задачи:

1. Учащиеся совершенствуют навык правильного употребления глаголов повелительного наклонения в речи; 

 2.Учащиеся смогут в ходе анализа упражнений образовывать формы повелительного                 

наклонения, выделять главное;

3.Учащиеся развивают речь, память, внимание; навык работы в парах, а так же навык

самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки;

 

4.Учащиеся учатся уважать чужое мнение, умению совместной деятельности, ответственности за выполнение заданий.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: таблица “Наклонения глагола”; карточки с заданиями; карточки с ответами для самоконтроля и взаимоконтроля; “Листок учета знаний”. 

Автор Цыбенко Елена Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 525
Номер материала 28666
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓