Главная / Начальные классы / урок русского языка по теме

урок русского языка по теме

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»











О т к р ы т ы й у р о к

(Русский язык 3 класс)





Число имен существительных









Учитель начальных классов

Подушко Е.П.










2009 год

Использование игровых моментов на уроках даёт заметный эффект в развитии детей, расширяет творческие возможности, улучшает эмоциональное состояние детей, поддерживает у младших школьников интерес к учебной деятельности. Учитель! Научись играть со своими воспитанниками на уроках, на переменах, в свободное время…

Играй с ними каждый день! И тогда обучение в школе будет желанным и полезным для каждого школьника.


Русский язык(3 кл.)

Начальная школа XXI век

Тема: Число имен существительных.

Цели: 1. Познакомить с существительными, употребляющимися только в единственном числе и только во множественном числе.

2. Развивать умение классифицировать имена существительные по числам. Работать над развитием орфографической зоркости.

3. Воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать родной язык, чувствовать и воспринимать его.

Оборудование: рисунок снеговика, карточки со словарными словами, снежинки.

Ход урока

I. Орнамент

У.- Сегодня, на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. А помогут нам в этом: загадки, игры, интересные упражнения и наш помощник – учебник и рабочая тетрадь.

У.- Начнём урок с загадки.

Загадка: Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

Д.- Зима.

II. Актуализация знаний

Игра «Ассоциации»

У.- Какие ассоциации у вас возникают со словом зима?

Д.- Снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки, каникулы.

У.- Вы назвали много ассоциаций. Молодцы!

Все дети зимой любят лепить снеговика. И сегодня на урок к нам пришел снеговик. Ему одному скучно. Он просит, чтобы мы на уроке слепили ему

друга -снеговика из слов. Первый ком снеговик уже слепил. А второй и третий ком мы слепим сами.

- Давайте прочитаем слова снеговика.

Д. - снег, мороз, снежинки, коньки, сосульки, варежки, санки, метель, солнце, оттепель.


hello_html_m58227e0.png




hello_html_5f1d3700.gif

Снег, мороз,

Снежинки, санки

Солнце, варежки, оттепель

Коньки, метель,

Сосульки



У. – Как назвать эти слова одним словом ?

Д.- Это имена существительные.

У.- Что мы уже изучили об имени существительном?

Д. Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?, имеет род и изменяется по числам.

III. Сообщение темы урока

У.- Сегодня мы продолжим работать над именем существительным и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.

IV. Работа над темой

У.- На какие группы можно разделить слова снеговика?

Д.- В одну группу записать слова единственного числа, а в другую – слова множественного числа.

У.- Запишите в тетрадь слова по вариантам.

I в – слова единственного числа, II в - слова множественного числа.

- Добавьте в каждую группу свои примеры.

У.- Проверим работу I варианта.

Д.- Снег, мороз, солнце, метель, оттепель.

У.- Как справился с заданием II вариант.

Д.- Снежки, варежки, коньки, сосульки, санки.

У.- Устно поставим слова I в. во множественное число, а II в. в единственное число. (работаем цепочкой).

У.-- Какое слово не удалось поставить в единственное число?

Д.- Слово санки.

У.- Исключим его из группы слов, которые принес снеговик.

Какие слова теперь остались в этой группе?

Д.- Слова, которые можно поставить и в единственном и во множественном числе

У.- Назовите эти слова.

Д.- снег, мороз, снежинки, коньки, сосульки, варежки, метель, солнце, оттепель.

V. Сообщение сведений о языке

У.- В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе. Прочтем об этом в учебнике на стр. 143. Тайны языка.

У.- И вот, второй ком снеговику, мы будем лепить из слов, которые употребляются только во множественном числе.

- Запишите себе в тетрадь эти слова со страницы 143.

Уhello_html_308af873.gif.- А 3 й ряд запишет слова у доски на втором коме снеговика.


каникулы, брюки

часы, грабли, весы

ножницы, сливки



У- Прочтите слова. Чем особенны эти слова?

Д.- Употребляются только во множественном числе.

У.- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

VI Самостоятельная работа

У.- Не догадались, что должно быть записано у снеговика на третьем коме?

Д.- Слова, которые употребляются только в единственном числе.

У.- Прочтите об этом на стр. 142 (Тайны языка).

-Запишите у себя в тетради их самостоятельно, а у доски поработает Жукова Алина.

У.- Проверим, какие слова вы записали.

Д.- Мёд, молоко, творог, трусость, ловкость, соль.

hello_html_5245e2a3.gifhello_html_4715df15.gifhello_html_m4615213c.gifhello_html_28afb433.gifhello_html_c7aeff1.gif

мед

молоко

ловкость


соль

трусость

творог

hello_html_72af1ed8.gif


каникулы, брюки

часы, грабли, весы

ножницы, сливки


hello_html_m72e6c17b.gif

Снег, мороз,

Снежинки, санки,

Солнце, варежки,

Оттепель

Коньки, метель,

Сосульки.



У.- У нас получился красивый снеговик из слов.

- Итак, какие тайны русского языка мы узнали на уроке?

Д.- В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе или только в единственном числе.

VII. Физкультминутка

Дети исполняют песню «Выпал снег такой мохнатый» и выполняют движения под музыку.

VIII. Игра «Снежки» (Испрввь ошибку)

У.- Вы любите играть в снежки?

Д.- Да.

У.- Снеговик предлагает поиграть с ним в снежки. Он принес слова с ошибками и предлагает бросить снежок в слово с ошибкой.

У меня снежки (кружки).

Итак, начинаем игру: снежком нужно «залепить» не правильную букву в слове.

Слова: колендарь, жевотное, ботинки, тромвай, польто, гозета, яблоко, малина, морковь, инжинер.

- Заметили, какие это все слова?

Д.- Это словарные слова.

У.- Прочтем слова, в которые вы бросили снежком.

Д.- Календарь, животное, трамвай, газета, пальто.

У.- Посмотрите внимательно на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в единственном числе. Догадались какое слово?

Д.- Слово «пальто» употребляется только в единственном числе

IX. Составление предложений и запись в тетрадь.

У.- Давайте поучимся правильно употреблять это слово в своей речи.

- Составьте предложение со словом «пальто» и запишите в тетрадь.

(Дети записывают составленные предложения и определяют род и число имен существительных).

X. Релаксация

У.- На уроке мы поиграли со снеговиком. А сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что на улице идет легкий и пушистый снежок, все становится вокруг чисто, бело, красиво. (Музыка И.Крутого, композиция)

XI. Составление предложений.

Уhello_html_70accbad.gifhello_html_70accbad.gif.- К нам под эту музыку прилетели волшебные снежинки со словами. Они водили хоровод вокруг снеговика и у некоторых растаяли буквы. Поможем восстановить буквы, объясняя их написание. (Дети выходят к доске, вставляют пропущенную букву и объясняют орфограммы)

hello_html_m5d396073.gif

hello_html_me6f96e5.gifhello_html_m5d396073.gifhello_html_m5d396073.gifЗ_ма з_сыпала

hello_html_m5d396073.gifвот

сhello_html_m5d396073.gifл_ды доро ки и

л_сные

снегом


.

У. - Составим предложения из этих слов.

Д.- Зима засыпала снегом лесные дорожки. Вот и следы зверей.

(Предложение записываем с комментированием. Один ученик у доски.)

У.- Определите число имён существительных

XII. Дифференцированная работа

У.- Сейчас предлагаю работу по выбору.

- Кто желает творчески поработать, добавьте к составленным предложениям свои предложения, чтобы получился текст.

Остальные дети работают по тетради «Пишем грамотно» С.41, упр.3.

Задание: выписать имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

XIII. Проверка дифференцированной работы

У.- Какие слова вы выписали из упр.3?

Д. -Ножницы, брюки, очки, сани, каникулы, деньги, духи, именины, сливки.

У. – Чем интересны эти слова?

Д.- Употребляются только во множественном числе.

У.- Проверим, какой текст получился у детей, которые работали творчески.

XIV Итог урока

У.- Какие тайны русского языка мы узнали на уроке?

Д.- В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном и только в единственном числе.

У.- Сегодня вы очень хорошо старались и без домашнего задания все остались.

Пhello_html_2c20ddb9.jpgодушко Елена Петровна Учитель начальных классов г.Старый Оскол












hello_html_4218a4fd.jpghello_html_m75c06d6f.jpg

урок русского языка по теме
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка по теме "Число имён существительных" 3 класс по программе "Начальная школа 21 века". В урок включены игровые моменты, дифференцированная работа, индивидуальная работа.

Использование игровых моментов на уроках даёт заметный эффект в развитии детей, расширяет творческие возможности, улучшает эмоциональное состояние детей, поддерживает у младших школьников интерес к учебной деятельности. Учитель! Научись играть со своими воспитанниками на уроках, на переменах, в свободное время…

 Играй с ними каждый день! И тогда обучение в школе будет желанным и полезным для каждого школьника.

Автор Подушко Елена Петровна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 287
Номер материала 19653
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓