Тема: Слово и форма
этого слова. Родственные слова.
Цель: организовать деятельность детей по углублению
знаний о родственных словах на основе общего корня.
Задачи:
- учить
определять в контексте родственные слова, на основе общего корня;
– формировать регулятивные УУД (определение цели
урока, анализ результатов);
- познавательные (использование
различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и преобразование
информации; умение проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию
учебника; развивать умения работать с инструкциями учебника, а также
использовать просмотровое чтение при работе с учебной книгой, ориентировка на
шрифтовые выделения);
-коммуникативные (излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, принимать
позицию партнёра);
- личностные
(осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах
своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием);
Ресурсы урока: интерактивная
доска, проектор, стилус, карточки, учебник « Русский язык» 1 часть М.Л.
Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова, тетрадь №1 .
Ход урока
I.
Орг. момент.
- Сегодня у нас
необычный урок. А чем он необычен? Вы
рады нашим гостям? Повернитесь к
гостям.
Мы
приветствуем гостей!
Дорогих учителей!
Всех знакомых, незнакомых!
И серьезных и веселых!
Вы здороваетесь как?
Вот так!
А садитесь тихо как?
Вот так!
Настроение какое?
Вот какое!
II.
Определение темы и
цели урока в начале или в процессе урока
( способы фиксации).
У:– Посмотрите в содержании учебника, какую тему
мы продолжаем изучать.
Д: - Слово и форма
этого слова. Родственные слова.
У: - Откройте
указанные страницы. Докажите.
Д: - Показаны границы
урока, нет новых заголовков.
( Открывается запись
темы урока на интерактивной доске (слайд 1))
У: - Прочитайте задания
к упражнениям для сегодняшнего урока на С. 95–97.
У - Определите, какие
задания повторяются в упражнениях?
Д: - Выпиши родственные
слова.
У: - Какой вопрос вы
должны задать друг другу?
Д: - Что такое
родственные слова?
III.Актуализация
знаний УУД в начале урока
1.
Уточнение понятия
«Родственные слова» (слайд 2)
(Работа в парах и индивидуально на интерактивной доске)
У учеников на парте карточка, для работы в паре, один ученик работает
на интерактивной доске. Ученики должны выбрать и подчеркнуть только те
словосочетания, которые характеризуют родственные слова.
Родственные слова – …
слова, имеющие общую основную часть, которая хранит их общий смысл; эта общая
часть обычно одинаково пишется; часть слова без окончания, изменение слова;
слова с одинаковой основой.
2. Проверка, сравнение
с основным понятием. Обобщение (слайд 3).
3.
Беседа по правилу.
У:
- Посмотрите напоминание Летучей Мыши на стр.96. Подумайте
в парах, как
можно сформулировать тему сегодняшнего урока и наши задачи? Озвучьте ваше
мнение.
IV.Первичное
восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил,
понятий, алгоритм)
1.Упр.66,стр.95.
Ученики выписывают
столбиком выделенные родственные слова:
«дождь/», «дожд/евик», «дожд/ик», подчеркивают в них основы и сверху
дугой выделяют общую часть.
2.Взаимопроверка в парах, на
интерактивной доске ученик (слайд 4)
- Как
называется общая часть во всех этих словах?
V. ФИЗМИНУТКА ( слайд 5)
VI.Самостоятельное применение теоретических
положений в условиях выполнения упражнений
1. Упр.67,68 в учебнике и упр.37 в рабочей
тетради.
- Посмотрите на
упражнения 67, 68 в учебнике и упражнение 37 в рабочей тетради. Сравните их.
- Какое из них труднее,
почему?
- Выберите для себя
упражнение, выполните.
- Какие виды проверки
вы предлагаете?
2. Взаимопроверка и проверка (интерактивная
доска – упр. 68, ( слайд 6); проверка учителем – упр.67; консультантом
(ученик, выполнивший задание правильно и первым ) – упр.37.
3.Повторное чтение
записи на плакате Летучей Мыши и выделение корня в словах.
4.Обощение.
- По какому новому
признаку слово является родственным?
VI.Самостоятельное, творческое использование
сформированных умений и навыков
1.Составление инструкции (работа в группах:
дети, договариваясь между собой, организуют шесть групп).
- Давайте поможем Мише Иванову? Составьте
памятку - инструкцию « Как определить родственное слово?»
2.Выступление, оценивание групп и выбор
оптимального решения.
VII.Рефлексия деятельности
1.Подведение итогов совместной и
индивидуальной деятельности учеников.
- За что ты похвалишь себя, товарища,
учителя?
(на интерактивной
доске изображение смайликов) Слайд 7
- Выберите свой
смайлик: кому понравился урок, кто был удивлен, кто считает урок неудачным.
VIII. Домашнее задание: упражнения 69 (учебник); упражнение 36 в Рабочей
тетради (по выбору учащихся).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.