Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ

Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ

Халбаева Елена Васильевна


Информационная карта урока русского языка в 10 классе


Тема: «Проблема текста»


Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Форма урока: классно-урочная.

Цели урока:

  1. Обучающие: подготовка к ЕГЭ, часть С — написание сочинения:

    • повторить теоретические сведения о тексте и его признаках;

    • познакомить с требованиями к содержанию сочинения;

    • сформировать умение определять проблему текста, выявлять ее и формулировать на основе полученных знаний;

    • научить алгоритму работы по определению проблемы текста на практике.

2. Развивающие:

  • развивать мыслительные навыки: анализ, синтез, логику; коммуникативные навыки и навыки работы с текстом;

  • создать оптимальные условия для осмысления темы урока через применение ИКТ;

  1. Воспитывающая:

    • расширять знания учащихся и повышать их нравственную культуру через использованные на уроке тексты;

    • помочь осознать важность и значимость работы с текстом по теме урока для личностной самореализации.

Технология: использована «Технология развития критического мышление через чтение и письмо».

Приемы: ТРКМЧП

  • «Ключевое слово»

  • «Кластер»

  • «Оставьте за мной последнее слово».

Методы: (по классификации М.М. Поташника)

  1. Методы организации и осуществления учебной деятельности:

  1. Перцептивный аспект:

а) словесные (беседа, инструктаж);

б) наглядные (мультимедийная презентация, образец);

в) практические (работа с текстом).

2. Гностический аспект:

а) иллюстративно-объяснительный;

б) проблемный;

в) частично-поисковый.

3. Логический аспект:

а) индуктивный (от частного к общему);

б) синтез, анализ, классификация..

4. Управленческий аспект:

а) методы учебной работы под руководством учителя и самостоятельной учебной деятельности учащихся..

  1. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  1. методы стимулирования мотивов к учению (создание ситуации новизны, успеха);

  2. методы стимулирования мотивов долга, ответственности (убеждение, приучение, поощрение).

  1. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  1. устные и письменные;

  2. фронтальные, работа в парах;

  3. текущие;

  4. с применением ИКТ.

Оборудование:

  • тексты;

  • тетради;

  • мультимедийная презентация, экран, компьютер;

  • эпиграф.











Сценарий урока.


Организация работы по ТРКМЧП

Ход урока

  1. Стадия вызова


















Обращение к личному опыту учащихся. Работа с ключевыми словами в тексте.

Самостоятель-ное целеполагание.



Сообщение целей учителя.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада видеть вас на уроке. Сегодня у нас в 10 классе первый урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку части С — написание сочинения. Уверена, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю вам хорошего настроения и успехов.

  1. Актуализация субъективного опыта учащихся.

    • Беседа.

— Однажды писатель М. М. Пришвин сказал: «С детства на зеленый росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зеленый росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную».

Как вы думаете, почему в начале урока по подготовке к написанию экзаменационного сочинения я привела такие слова? (Ответы учащихся)

— Верно, вам на экзамене придется работать с чужими мыслями талантливых людей, и вы их должны усвоить, чтобы суметь извлечь из них свои собственные мысли. Это очень трудная работа — создание собственного текста.

Вы знаете, что стены без фундамента не воздвигаются. Точно так же невозможно создать текст без знания основ, правил работы с текстом.

— Посмотрите на эти два отрывка и скажите, какой из них можно назвать тестом? Используйте ключевые слова. Поясните свою мысль. (Слайд №1). (Приложение №3).

Что же такое текст? И какие признаки текста вы знаете? (Слайд №2). (Ответы учащихся).

— Запишите тему урока и, исходя из нее, подумайте, какие цели вы ставите на уроке для себя? (Ответы учащихся).

— Вы поставили правильные цели: выяснить, что называется проблемой текста? Как ее выявить? Как сформулировать?

А у меня цель урока не только теоретически ответить на ваши вопросы, но и показать на практике, как это сделать.

Сегодня мы работаем в парах. И оцениваться по ответам будет пара.

II.Стадия усвоения нового материала






Работа с ключевым словом.







Самостоятель-ное составление кластера.






Обсуждение в парах. Ответы.











Обсуждение в парах. Ответы.










Самостоятель-ная работа (применение освоенного способа деятельности в новой ситуации).




Работа с образцом вступления к сочинению.

III. Этап изучения нового материала.

    • Обучающая беседа в сопровождении мультимедийной презентации.

— Прежде всего я хочу познакомить вас с требованиями, на основе которых будет строиться ваше сочинение. Они композиционно организуют ваш текст. Сколько микротем будет в вашем сочинении? Сколько абзацев? (Слайд №3). (Ответы учащихся).

— Мы часто слышим: «Это серьезная проблема», или «над этой проблемой надо подумать». Что же такое проблема? Каково лексическое значение этого слова: (Слайд №4) (Ответы учащихся).

Итак, проблема — это сложный вопрос, волнующий конкретного человека в конкретной ситуации. Перед нами тоже сегодня стоит проблема, какая? (Ответы учащихся). (Как правильно определить и сформулировать проблему исходного текста, чтобы на этой основе создать собственный текст?)

— Давайте познакомимся с видами проблем. По ходу моего объяснения составьте кластер. (Слайд №4)

— Итак, как же выявить проблему в тексте публицистического стиля? (Слайд №5). Сделайте записи с тетрадь

    • Практическая работа в парах с текстом публицистического стиля «Как научиться не завидовать?» В. Харченко. (Приложение №1).

Задания: определите тему текста; определите проблему текста. (Тема: о зависти. Проблема зависти, или как научиться не завидовать?) Запись в тетрадь.

— А теперь познакомьтесь с информацией о том, как выявить проблему текста в художественном стиле. Сделайте запись в тетрадь. (Слайд №6).

    • Практическая работа в парах с текстом художественного стиля «Пробочное воспитание» Ф. Кривина. (Приложение №1)

Задания: определите тему текста; определите проблему текста. (Тема: Воспитание молодого поколения. Проблема: Как следует воспитывать детей?) (Запись в тетрадь).

— Как вы уже поняли, проблему текста нужно не только выявить, но и правильно сформулировать. Существует два способа. Познакомьтесь с ними и сделайте запись в тетрадь. (Слайд №7).

Правильно сформулировать проблему вам помогут речевые клише. (Слайд №8). (Запись в тетрадь).

— Какие вопросы у вас возникли по теме урока?

  1. Этап закрепления новых знаний.

      • Самостоятельная работа в парах.

Задание: прочитайте текст К. Чуковского «О А. П. Чехове»; выявите и сформулируйте одну проблему текста (проблем может быть несколько, выберите главную) в 2-3-х связных предложениях. Это и будет ваше вступление к экзаменационному сочинению. Используйте теоретический материал урока, речевые клише. Время работы 5 минут. (Приложение №2).

  • Выступление нескольких пар.

  • Образец вступления к сочинению. (Чтение учителем своего вступления). (Запись в тетрадь).

  1. Стадия рефлексии

Практическая работа с кластером (заполнение кластера примерами).

Прием «Оставьте за мной последнее слово».











V. Применение знаний и рефлексия.

  • Беседа

— Ребята, молодцы, вы хорошо справились с работой. А теперь мне хочется усложнить задание: посмотрите на составленный вами кластер «Виды проблем» и сами сформулируйте проблемы, актуальные в современном обществе, по одной из видов проблем и запишите их в ваш кластер. (Ответы учащихся).

— Предлагаю вам, используя прием «Оставьте за мной последнее слово», высказаться о значимости и нужности данного урока для вас лично. (Ответы учащихся).

  • Слово учителя.

Ребята, известный вам критик Д. И. Писарев однажды высказал мысль, что «неправильное употребление слов ведет за собою ошибки в области мысли и потом в практической жизни».

Перефразируя его слова, мы можем сказать, что неправильное определение проблемы текста может привести к практической ошибке при создании текста на экзамене.

  • Домашнее задание.

Поэтому призываю вас выучить теоретический материал урока и на основе упражнения 373 сформулировать проблему текста и написать вступление к сочинению.

  • Сообщение оценок группам.












Приложение №1.

Как научиться не завидовать?

Верить пословице: и на нашей улице будет праздник. Верить метафоре, предложенной М.М. Пришвиным: хороший грибник не боится народа в лесу. Он знает: его гриб от него не уйдет. Если зависть очень сильна, то разрешают себе посплетничать, поперемывать косточки счастливчику, однако это хотя и срабатывает как предохранительный клапан обиды и досады, но путь тупиковый: человек по лицу прочитает, что недавно вы его обсуждали, глазки вас выдадут.

Вот почему лучше не злословить, а, наоборот, приблизиться к счастливчику, искренне порадоваться его успеху, восхититься — и о чудо! — он откроет вам (не без этого даже!) секреты успеха; более того, в чем-то и поможет. Его тоже легко понять: кругом завидуют, а тут нашелся один искренне радующийся. Как не полюбить такого, как ему не помочь!

Еще есть «накопительное» средство от зависти: накапливайте свои успехи, почаще радуйтесь им. Вы не хуже других, и каждая человеческая судьба содержит уникальный набор компонентов счастья. У каждого свой узор счастливой мозаики.

(В. Харченко)


Пробочное воспитание

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят — удивляются; вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все — потомственные металлисты), да родители не дают; молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки — специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла — на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) — куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)


«О А. П. Чехове»

А. П. Чехов сам сердился на себя за свое расточительство, но, по возможности, никогда никому не отказывал, потому что давать «в долг без отдачи» было давней его специальностью. И делал это до такой степени тайно от всех, что даже близкие люди, например актер Художественного театра Вишневский, считали его «скуповатым»!

«Халата у меня нет, — сообщал он жене, — прежний свой халат я кому-то подарил, а кому — не помню».

Чаще всего подарки посылались им в виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, — новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину — карту Забайкалья; Максиму Горькому — карманные часы.

Обрадованный Горький писал ему, что готов кричать всем прохожим: «А знаете ли вы, черти, что мне Чехов часы подарил?»

Второго июня 1904 года, буквально на смертном одре, Чехов хлопочет о каком-то студенте, сыне какого-то дьякона, чтобы того перевели из одного университета в другой.

«Сегодня, — пишет он дьякону, — я уже направил одного господина, который будет иметь разговор с ректором, а завтра поговорю с другим».

Это событие, кажется, единственный случай, когда человек, обратившийся к Чехову с просьбой о помощи, не получил того, чего просил, да и то по причине вполне уважительной: ровно через месяц Чехов умер, так и не дожив до тех сроков, которые наметил в письме.

Все остальные просьбы он всегда выполнял, хотя никак невозможно понять, откуда он брал для этого время.

Чехов никогда не забывал, что любовь к человечеству лишь тогда плодотворна, когда она сочетается с живым участием к судьбам отдельных людей. Жалость к конкретному человеку была его культом. Даже простые люди, не читавшие Чехова, чувствовали в нем своего «сострадальца». Куприн рассказывает, что когда в Ялте в присутствии Чехова на борту парохода какой-то пришибеев ударил по лицу одного из носильщиков, тот закричал на всю пристань:

— Что? Ты бьешься? Ты думаешь, ты меня ударил? Ты — вот кого ударил! — и указал на Чехова, потому что даже он понимал, что для Чехова чужая боль — своя.

(К. Чуковский)




Приложение №2.

Образец вступления к сочинению по тексту К. Чуковского «О. А. П. Чехове».

Жизнь А. П. Чехова каждому из нас должна дать урок доброты, сострадательного отношения к ближнему. Таким образом, в тексте поднимается этическая проблема гуманного отношения к людям.


Приложение №3.

Мультимедийная презентация.

7


Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ
  • Русский язык и литература
Описание:

Развивающий урок с использованием технологии "Критическое мышление" создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика.

 Формирует умение определять проблему текста и выявлять ее на основе полученных знаний.

Учит алгоритму работы по определению проблемы текста на практике.

      Информационная карта урока русского языка в 10 классе

Тема: «Проблема текста» 

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Форма урока: классно-урочная.

Цели урока:

  1. Обучающие: подготовка к ЕГЭ, часть С — написание сочинения:

§повторить теоретические сведения о тексте и его признаках;

§познакомить с требованиями к содержанию сочинения;

§сформировать умение определять проблему текста, выявлять ее и формулировать на основе полученных знаний;

§научить алгоритму работы по определению проблемы текста на практике.

2. Развивающие:

§развивать мыслительные навыки: анализ, синтез, логику; коммуникативные навыки и навыки работы с текстом;

§создать оптимальные условия для осмысления темы урока через применение ИКТ;

  1. Воспитывающая:

§расширять знания учащихся и повышать их нравственную культуру через использованные на уроке тексты;

§помочь осознать важность и значимость работы с текстом по теме урока для личностной самореализации.

Технология:  использована «Технология развития критического мышление через чтение и письмо».

Приемы: ТРКМЧП

  • «Ключевое слово»
  • «Кластер»
  • «Оставьте за мной последнее слово».

Методы: (по классификации М.М. Поташника)

I.       Методы организации и осуществления учебной деятельности:

1.Перцептивный аспект:

а) словесные (беседа, инструктаж);

б) наглядные (мультимедийная презентация, образец);

в) практические (работа с текстом).

2. Гностический аспект:

а) иллюстративно-объяснительный;

б) проблемный;

в) частично-поисковый.

3. Логический аспект:

а) индуктивный (от частного к общему);

б) синтез, анализ, классификация..

4. Управленческий аспект:

а) методы учебной работы под руководством учителя и самостоятельной учебной деятельности учащихся..

II.    Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

1. методы стимулирования мотивов к учению (создание ситуации новизны, успеха);

2.методы стимулирования мотивов долга, ответственности (убеждение, приучение, поощрение).

III.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

1.устные и письменные;

2.фронтальные, работа в парах;

3.текущие;

4. с применением ИКТ.

Оборудование:

  • тексты;
  • тетради;
  • мультимедийная презентация, экран, компьютер;
  • эпиграф.

 

 

           

Автор Халбаева Елена Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1288
Номер материала 47918
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓