Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка "Обобщение по теме Сложноподчинные предложения"(9класс)

Урок русского языка "Обобщение по теме Сложноподчинные предложения"(9класс)

Тема урока: Сложноподчиненные предложения.

Цели урока:

1.Сформировать знания учащихся о видах подчинительной связи и умение их различать.

2.Сформировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, ставить знаки препинания.

3.Обобщить и систематизировать знания по СПП, закрепить навыки постановки запятой в СПП.

4.Активизировать творческие способности учеников.

Тип Урок обобщения и систематизации изученного.






  1. Организационный момент

Много уроков мы посвятили теме «Сложноподчинённые предложения». На каждый вид придаточного был отдельный урок. Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке? Пришла пора какому уроку? Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего занятия? (Обобщить изученный материал по теме «Сложноподчинённые предложения»).

Психологический настрой

-Итак, ребята, начнем урок. Прежде чем начать давайте уточним, с каким настроением мы отправляемся в путь. Пожелайте друг другу хорошего дня /Дети желают удачи/

II. Поэтическая пятиминутка. Ученики читают наизусть стихотворения, данные учителем в качестве опережающего задания, которые определят лексическую тему урока «Природа Казахстана»


Ш. Задание 1./Ученики в тетрадях записывают дату и т.д/

Задание команде «Славная осень»: из двух простых предложений составить ССП и СПП.

  1. Начало всходить солнце. В лесу стало ещё холоднее.

2.Мы вернулись из дальнего путешествия. Воспоминания о путешествии надолго сохранятся в моей памяти.


Задание команде «Весенняя капель»: из двух простых предложений составить ССП и СПП.

  1. Стало тепло. По дорогам побежали ручьи.

  2. Наступила долгожданная весна. Все вокруг зазеленело.


Задание 2. Стратегия «Верные и неверные утверждения». Ответить на вопросы словами «да» или «нет»

1.СПП состоят из двух простых предложений. нет

2.В состав СПП входит главное и одно или несколько придаточных. да

3. Простые предложения в составе СПП всегда равноправны. нет

4. Придаточное предложение с главным связано подчинительной или сочинительной связью. нет

5. В роли средств связи в СПП выступают подчинительные союзы или союзные слова. да

6. Придаточное в СПП в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные. да

7.Придаточное предложение может стоять только после главного. нет

8. Простые предложения в составе СПП всегда не равноправны. да


Задание 3. Найди пару Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное. Начертить схемы предложений.

Команда «Славная осень»

Мурат и не заметил

надо прилежно учиться

Скучен день до вечера

которая бывает в начале сентября

Чтобы получить хорошую профессию,

коли делать нечего

Установилась теплая, солнечная погода

что стало светать



Команда «Весенняя капель»

Воздух пропитан ароматом трав

которая расположена в очень красивом месте.

Мы сняли на лето дачу,

который едва не помешал нашей прогулке

Начал накрапывать дождь,

когда солнце поднимается над лугами,

Я невольно улыбаюсь от радости.

что растут на равнине



Задание 4. Схематический диктант /5 минут/

Цель: проверить умение видеть структуру СПП, место придаточного по отношению к главному. Доска делится на 2 части. Учитель читает предложение, ученик составляет схему предложения и вписывает в одну из колонок.

(Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть структуру СПП, видеть место придаточного по отношению к главному предложению)


Команда «Славная осень»

1. Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости.

2. Лес, где было много грибов, находился недалеко от деревни.

3. Справа поднимались крутые горы, с которых не раз скатывались снежные лавины.

Команда «Весенняя капель»

1. Мы должны были знать точно, где он живёт.

2. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.

3. Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.

Действия ученика

Придаточное в начале

Придаточное в середине

Придаточное в конце





Обобщающий вопрос: каково место придаточного предложения по отношению к главному у всех СПП?

Ответ ученика: придаточное предложение может стоять перед главным, после главного и внутри главного предложения.

1. (Когда…), […]

2. […, (где…)…]

6. […, (как…),…]

3. [….], (с которых…)

4. […], где (…)






















Задание 5. Определи вид предложения и соответствующую схему.Работа у доски Команда «Славная осень»

Предложения

Схемы

  • ·        Я знаю, что скоро наступит весна, что песни начнут песни петь. (однородное)

  • ·        Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы. (параллельное)

  • ·        Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном. (последовательное)

[…], (как ), (что)

(когда), […], (как)

[…], (что) ,(что)


Команда «Весенняя капель»

Предложения

Схемы

 В основе всех хороших манер лежит одна забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. (однородное)

  •  Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (параллельное)

  • Она думала о том, что нет выше наслаждения, как всюду вносить с собою теплоту, свет и радость, прощать обиды и приветливо улыбаться врагам. (последовательное)

[…], (что ), (как)

[…], (чтобы) ,(чтобы)



(Когда), […], (что)

Задание 6. Определите виды придаточных

Команда «Славная осень»

1. И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро. /Придаточное изъяснительное./

2. Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. Придаточное условия.

3. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество. Придаточное причины.

Команда «Весенняя капель»

1. Почему хочется заплакать, как я еще никогда не плакал? Придаточное образа действия.

2. Трудно мне писать о войне, хотя "во мне" книга о "моей войне" идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое. Придаточное уступительное.

3. Величественны горы Алатау, которые особенно красивы в ясную погоду. Придаточное определительное

Молодцы, ребята. Правильно определили виды придаточных предложений.

Задание 7. Написать эссе на тему «Природа Казахстана», используя СПП

8. Подведение итогов урока, оценивание ответов учащихся

9. Д/з Составить тест на тему «Сложноподчиненные предложения»



Урок русского языка "Обобщение по теме Сложноподчинные предложения"(9класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 Тема урока: Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения».

Цели  урока:

1.Сформировать знания учащихся о видах подчинительной связи и умение их различать.

2.Сформировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, ставить знаки препинания.

3.Обобщить и систематизировать знания по СПП, закрепить навыки постановки запятой в СПП.

4.Активизировать творческие способности учеников.

Тип Урок обобщения и систематизации изученного.

 

 

 

I.            Организационный момент

Много уроков мы посвятили теме «Сложноподчинённые предложения». На каждый вид придаточного был отдельный урок. Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке? Пришла пора какому уроку? Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего занятия? (Обобщить изученный материал по теме «Сложноподчинённые предложения»).

Психологический настрой

-Итак, ребята, начнем урок. Прежде чем начать давайте уточним, с каким настроением мы отправляемся  в путь. Пожелайте друг другу хорошего дня /Дети желают удачи/

II.    Поэтическая пятиминутка.                                                                                   Ученики читают наизусть стихотворения, данные учителем в качестве опережающего задания, которые определят лексическую тему урока «Природа Казахстана»

 

Ш.    Задание 1./Ученики в тетрадях записывают дату и т.д/

Задание команде «Славная осень»: из двух простых предложений составить ССП и СПП.

1.       Начало всходить солнце. В лесу стало ещё холоднее.

2.Мы вернулись из дальнего путешествия. Воспоминания о путешествии надолго сохранятся в моей памяти.

 

Задание команде «Весенняя капель»: из двух простых предложений составить ССП и СПП.

1.      Стало тепло. По дорогам побежали ручьи.

2.    Наступила долгожданная весна. Все вокруг зазеленело.

 

Задание 2. Стратегия «Верные и неверные утверждения». Ответить на вопросы словами «да» или «нет»

1.СПП состоят из двух простых предложений. нет

 2.В состав СПП входит главное и одно или несколько придаточных. да

 3. Простые предложения в составе СПП всегда равноправны.  нет

 4. Придаточное предложение с главным связано подчинительной или сочинительной связью. нет

 5. В роли средств связи в СПП выступают подчинительные союзы или союзные слова. да

 6. Придаточное в СПП в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные. да

 7.Придаточное предложение может стоять только после главного. нет

8. Простые предложения в составе СПП всегда не равноправны.  да

 

Задание 3. Найди пару Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное. Начертить схемы предложений.

Команда «Славная осень»

Мурат и не заметил

надо прилежно учиться

Скучен день до вечера

 которая бывает в начале сентября

Чтобы получить хорошую профессию,

коли делать нечего

 Установилась теплая, солнечная погода

что стало светать

 

Команда «Весенняя капель»

Воздух пропитан ароматом трав

 которая расположена в очень красивом месте.

Мы сняли на лето дачу,

который едва не помешал нашей прогулке

Начал накрапывать дождь,

когда солнце поднимается над лугами,

Я невольно улыбаюсь от радости.

что растут на равнине

 


Задание 4. Схематический диктант /5 минут/

Цель: проверить умение видеть структуру СПП, место придаточного по отношению к главному. Доска делится на 2 части. Учитель читает предложение, ученик составляет схему предложения и вписывает в одну из колонок.

(Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть структуру СПП, видеть место придаточного по отношению к главному предложению)

 

Команда «Славная осень»

1. Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости.

2. Лес, где было много грибов, находился недалеко от деревни.

3. Справа поднимались крутые горы, с которых не раз скатывались снежные лавины.

Команда «Весенняя капель»

1. Мы должны были знать точно, где он живёт.

2. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.

3. Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.

Действия ученика

 

Придаточное в начале

Придаточное в середине

Придаточное в конце

 

 

 

 

 

Обобщающий вопрос: каково место придаточного предложения по отношению к главному у всех СПП?

Ответ ученика: придаточное предложение может стоять перед главным, после главного и внутри главного предложения.

1. (Когда…), […]

5. (Если…), […]

2. […, (где…)…]

6. […, (как…),…]

3. [….], (с которых…)

4. […], где (…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5. Определи вид предложения и соответствующую схему.Работа у доски      Команда «Славная осень»

Предложения

Схемы

·         ·        Я знаю, что скоро наступит весна, что песни начнут песни петь. (однородное)

·         ·        Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы. (параллельное)

·         ·        Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном. (последовательное)

[…], (как ), (что)

(когда), […], (как)

[…], (что) ,(что)

 

Команда «Весенняя капель»

Предложения

Схемы

 В основе всех хороших манер лежит одна забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. (однородное)

·          Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (параллельное)

·         Она думала о том, что нет выше наслаждения, как всюду вносить с собою теплоту, свет и радость, прощать обиды и приветливо улыбаться врагам. (последовательное)

[…], (что ), (как)

 

[…], (чтобы) ,(чтобы)

 

(Когда), […], (что)

Задание 6. Определите виды придаточных

Команда «Славная осень»

             1. И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро. /Придаточное изъяснительное./

2. Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат.            Придаточное условия.

3. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит одиночество.          Придаточное причины.

Команда «Весенняя капель»

1. Почему хочется заплакать, как я еще никогда не плакал? Придаточное образа действия.

2. Трудно мне писать о войне, хотя "во мне" книга о "моей войне" идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое.             Придаточное уступительное.

3.  Величественны горы Алатау, которые особенно красивы в ясную погоду.   Придаточное определительное

Молодцы, ребята. Правильно определили виды придаточных предложений.

   

Задание 7. Написать эссе на тему «Природа Казахстана»,  используя СПП         

 

8. Подведение итогов урока, оценивание ответов учащихся

9. Д/з  Составить тест на тему «Сложноподчиненные предложения»   

 

Автор Тургаева Гульсара Багитжановна
Дата добавления 18.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 952
Номер материала 58301
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓