Главная / Начальные классы / Урок русского языка Наблюдение над ролью суффикса в слове

Урок русского языка Наблюдение над ролью суффикса в слове

Наблюдение над ролью суффиксов в слове. Определение суффикса.
Урок русского языка 2 класс
с_бака уч_ник ф_милия ф_враль ин_й к_ньки с_рока о е а е е о о
дуб - пояс - дом - стол - дубок поясок домик столик
слонёнок кот лиса тигрёнок волчонок слон тигр лисёнок котёнок а б в 1 2 3 сл...
лимон храбр зим а хвост лыж гор а к ник ище ушк чик ость
Снежок, китёнок, ёлочка, медведь, шарик, галчонок, молодость, мышонок, река.
Презентацию выполнила: учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 г.Приволжска Е.Ю...
1 из 8

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Наблюдение над ролью суффиксов в слове. Определение суффикса.
Описание слайда:

Наблюдение над ролью суффиксов в слове. Определение суффикса.

№ слайда 2 Урок русского языка 2 класс
Описание слайда:

Урок русского языка 2 класс

№ слайда 3 с_бака уч_ник ф_милия ф_враль ин_й к_ньки с_рока о е а е е о о
Описание слайда:

с_бака уч_ник ф_милия ф_враль ин_й к_ньки с_рока о е а е е о о

№ слайда 4 дуб - пояс - дом - стол - дубок поясок домик столик
Описание слайда:

дуб - пояс - дом - стол - дубок поясок домик столик

№ слайда 5 слонёнок кот лиса тигрёнок волчонок слон тигр лисёнок котёнок а б в 1 2 3 слонё
Описание слайда:

слонёнок кот лиса тигрёнок волчонок слон тигр лисёнок котёнок а б в 1 2 3 слонёнок котёнок лисёнок волчонок тигрёнок

№ слайда 6 лимон храбр зим а хвост лыж гор а к ник ище ушк чик ость
Описание слайда:

лимон храбр зим а хвост лыж гор а к ник ище ушк чик ость

№ слайда 7 Снежок, китёнок, ёлочка, медведь, шарик, галчонок, молодость, мышонок, река.
Описание слайда:

Снежок, китёнок, ёлочка, медведь, шарик, галчонок, молодость, мышонок, река.

№ слайда 8 Презентацию выполнила: учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 г.Приволжска Е.Ю. А
Описание слайда:

Презентацию выполнила: учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 г.Приволжска Е.Ю. Артифексова

Урок русского языка Наблюдение над ролью суффикса в слове
  • Начальные классы
Описание:

       Урок русского языка во 2 классе.

Учитель начальных классов, МКОУ СОШ № 1

Артифексова Елена Юрьевна

Предмет: русский язык
УМК: «Школа 2100». Класс: 2-ой
Учебник: «Русский язык», авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В.         Пронина
Тема: Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса.

 Цель: научить узнавать суффикс и определять его роль в слове; создать условия для формирования интереса к слову и для наблюдения над суффиксами и их ролью в слове.

Планируемые результаты образования:

Предметные: находят корень в группе однокоренных слов, образовывают слова с помощью суффиксов, подбирают однокоренные слова.

Метапредметные:

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, классифицируют слова по заданным критериям.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, учатся оформлять свою мысль в устной речи, вступают в беседу на уроке.

Личностные: понимают эмоции других людей, сочувствуют им.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

I.                  Мотивация к учебной деятельности.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Готовы работать на уроке? Начинаем урок русского языка.

    ІІ. Минутка чистописания.

- Какую цель поставим перед собой?(правильно и красиво писать, соблюдать высоту, наклон букв)

1)   Пальчиковая гимнастика (работа с тренажёром)

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик уж уснул.
А другой давненько спит.
Кто у нас еще шумит?

2)   Внимательно рассмотрите запись на доске и определите букву для минутки чистописания:

мороз, морозный, морозец, мальчик

- Будем работать с буквой м. Состоит из 3 элементов: линии с закругление внизу влево и вправо.

 

       - Определите закономерность и запишите данный ряд букв в     предложенной последовательности (т. е. в алфавитном порядке).

      ма мб мв

Работа в тетради.

 

II.               Актуализация знаний. Введение в раздел.

- Вернёмся к записи слов.

Найдите лишнее слово и обоснуйте ответ.

 ( мальчик – не однокоренное слово, или отвечает на вопрос кто?

морозный- все слова обозначают предмет, а оно- признак предмета)

- Какие остались слова (однокоренные).

- Докажите (имеют общую часть, сходны по смыслу)

- На предыдущих уроках мы знакомились с однокоренными словами. Работали по большой теме. Как она называется? (Состав слова)

 

- В какую 1 группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)

III.           Словарная работа.

Продолжим словарную работу.

(на слайде № 1 записаны слова с пропуском букв)

с…бака

уч…ник

ф…милия

ф…враль

ин…й

к…ньки

с…рока

- Прочитайте слова.

 

- Покажите пропущенную гласную (показывают на карточках гласные буквы а е о)

- Внимательно посмотрите на слова. Здесь спряталось слово, обозначающим, с чем мы будем работать на сегодня уроке и на последующих. (Суффикс)

 

 V. Сообщение темы урока. Постановка цели.

(на доске)

Фиксирование затруднения.

- Что бы вы хотели узнать о суффиксе? (Что такое суффикс?  Где стоит суффикс?  Как обозначается суффикс?)

- Вы можете ответить?

Построение выхода из затруднения.

- К нам на урок пришли ребята. Как их зовут. (Лена и Миша).Они принесли ёлку, которую мы будем украшать флажками с суффиксами.У них тоже возникли вопросы. Кто из них прав?

- Сравнение слов мороз и морозец. В слове мороз корень мороз, а в слове морозец что добавилось? Суффикс - ец -.

- Что такое суффикс?   Где стоит суффикс?   Как обозначается суффикс?

Л.  Часть слова                  перед корнем            углом

М. Целое слово                после корня               прямоугольником

- Проговариваем по оставшимся словам определение суффикса.

- Сравните слова мороз и морозец. ( Мороз обыкновенный, а морозец – слабый, лёгкий).

- То есть морозец – новое слово? У него новое значение? Почему появилось новое значение? (Добавился суффикс – ец-.)Вешаю на ёлку

 

- Какой ещё возникает вопрос о суффиксе?

- Что делает суффикс в слове, какую роль он имеет, для чего служит в слове?

Тема урока: Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса.

Цель: Наблюдать над ролью суффикса, определить, для чего нужен суффикс.

- Что значит наблюдать? (Смотреть на примерах слов , как меняется значение слова, когда в нём появляется суффикс)

- Как мы будем это делать? (выполнять различные задания, упражнения).

VI. Реализация проекта.

1) - Лена и Миша предлагают вам стать волшебниками и превратить данные предметы в маленькие. (СЛАЙД №2)

- Запишите слова в столбик, приписав свои. Выделить суффикс.

дуб – дубок

пояс – поясок

дом – домик

стол – столик

- Появились новые слова?  Почему?

- Суффиксы –ИК- и –ОК- называют уменьшительно- ласкательными.

Вешаю на ёлку.

- Для чего служит суффикс в слове?

2)- Проговорить правило по алгоритму на доске.

- Прочитать по учебнику стр. 90.

3)- Как определить суффикс в слове? (найти однокоренное слово, от которого оно образовалось, объяснить с его помощью данное слово)

- Прочитать правило стр. 90 в серой рамке.

VII. Первичное закрепление. Работа в парах.

- Лена и Миша пришли в зоопарк. Им нужно найти слова с суффиксами в названиях животных. Помогите им.

1. Найдите слова с суффиксами.

2. Выделите в словах суффикс.

3. Запишите координаты слов с суффиксами.

 

- При проверке определяют суффиксы –ОНОК-, -ЁНОК- , которыеобразуют слова детёнышей животных. Повторяем цель урока.

Вешаю на ёлку.

VIII.Физкультминутка. «Поймай суффикс»

- Если в слове есть суффикс – делаем руки домиком над головой и хлопаем, т. е. ловим суффикс, если нет – приседаем- прячемся.

Сад, садик, лес, лесок, прут, прутик,  стул, стульчик, заяц, зайчонок, снег, снежок, рысь, рысёнок.

IX. Включение в систему знаний на закрепление. Работа в группах.

- Перейдите в группы.

- Лена и Миша, когда шли к нам, рассыпали суффиксы. Задание на ёлочках: приклеить подходящие суффиксы в слова. Ёлочку с выполненным заданием повесить на доску.

- Проверка: читать слова, назвать суффикс, определить его значение.

Вешаю на ёлку.

- Повторение цели урока.

- Посмотрите на ёлку. С какими суффиксами мы сегодня познакомились?

 - Какую роль играют суффиксы в слове? (образуют новые слова, вносит каждый своё значение)

X. Самостоятельная работа.

- Задание на внимание по вариантам.

1 в.- Выпиши слова суффиксами, имеющими значение детёнышей животных. Выдели в словах суффикс.

Снежок, китёнок, ёлочка, медведь, шарик, галчонок, молодость, мышонок, река.

2 в. - Выпиши слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Выдели в словах суффикс.

XI. Итог урока.

Итак, весь урок мы наблюдали над ролью суффиксов в словах.

Думаю, вы запомнили, что каждый суффикс имеет своё значение, и выполняют суффиксы большую строительную работу.

 Помните, что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы. Они из одних слов могут сделать другие. Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки..

XII. Рефлексия.

1) - Продолжи фразу: На уроке сегодня

- я узнал

- было трудно

-БЫЛО ИНТЕРЕСНО

- МЕНЯ УДИВИЛО

- ТЕПЕРЬ Я МОГУ

2) – На своих «волшебных линейках» отметьте, как вы сегодня работали на уроке на каждом этапе.

 

 

XIII. Домашнее задание.

Придумать и записать 10 слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами на тему «Зима».

 

Автор Артифексова Елена Юрьевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 743
Номер материала 17976
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓